Государственная политика в области судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции внутренних водных путей строится на основе того, что согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности. Соответственно, средства федерального и областного бюджетов являются главным источником финансирования содержания водных путей и поддержания на необходимом уровне технического состояния гидросооружений.
4.1. Водные пути
Приоритеты развития и объемы минимально необходимых бюджетных средств для функционирования водных путей определены состоянием навигационной обстановки и обеспеченностью пассажирских судов современными средствами связи.
Для обеспечения эффективного и безопасного уровня функционирования водных путей необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
- обеспечение навигационной обстановки, обновление светосигнального оборудования;
- модернизация технического флота, его пополнение и обновление;
- поддержание необходимых глубин на внутренних водных путях;
- модернизация информационных систем путем внедрения коммуникационных средств нового поколения (это позволит создать автоматизированную систему управления движением судов пассажирского речного транспорта и обеспечить мониторинг местоположения прогулочных судов малой вместимости).
4.2. Речной пассажирский флот
Задачи обновления речного пассажирского флота будут решаться таким образом, что суда, осуществляющие внутригородские перевозки, будут находиться преимущественно в государственной собственности Астраханской области, а суда круизного флота - главным образом в собственности коммерческих судоходных компаний.
Основные направления обновления и модернизации флота на перспективу определены федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Эта потребность должна быть обеспечена как астраханскими судовладельцами, так и судовладельцами из других субъектов Российской Федерации.
Основными типами судов будут:
- пассажирские туристические суда повышенной комфортабельности;
- пассажирские прогулочные водоизмещающие и скоростные суда.
Учитывая имеющийся в настоящее время избыток вспомогательного и грузового флота в системе водного транспорта, будет происходить изменение структуры тоннажа для освоения перспективного туристического рынка за счет модернизации собственного флота и закупки необходимого флота в других бассейнах. В связи с тем, что в ближайшие годы не наметится предпосылок для строительства и закупок новых пассажирских и круизных лайнеров, пополнение речного пассажирского флота большой вместимости в Астраханской области может производиться за счет привлечения в длительную аренду судов из других субъектов Российской Федерации. Одновременно с этим будут расти требования к комфортабельности пассажирских судов и конкурентоспособности перевозок на водном транспорте.
Финансирование разработки, производства и закупки прогулочных судов малой вместимости для обслуживания социально значимых и туристических маршрутов будет осуществляться из средств областного бюджета, а также заинтересованных инвесторов.
Строительство и модернизация коммерческого флота должны преимущественно осуществляться за счет собственных средств судоходных компаний и привлеченных ими коммерческих кредитов, использования механизмов фондового рынка, лизинга и других источников финансирования.
4.3. Порт и информационный центр
Создание на государственной основе интегрированного информационно-управляющего центра консолидации действий субъектов хозяйственной деятельности и распределения свободных мощностей речного пассажирского транспорта позволит значительно повысить эффективность их работы.
Наличие такого единого технологического и производственного центра с логистическими (транспортно-распределительными) функциями позволит реализовать системный подход при решении задач:
- совершенствования системы управления пассажиропотоками на водном транспорте;
- эффективного использования государственной собственности;
- эффективного применения механизмов, обеспечивающих создание здоровой конкуренции на рынке транспортных услуг Астраханской области (лицензирование, налоговое, тарифное, финансовое регулирование и др.);
- создания доступной для всех категорий граждан транспортной инфраструктуры, отвечающей потребностям Астраханской области и современным техническим и технологическим требованиям;
- создания эффективной нормативной правовой базы для деятельности пассажирских предприятий и организаций, в том числе путем заключения соглашений как между федеральными и областными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, так и непосредственно с субъектами хозяйственной деятельности, их ассоциациями и союзами.
Функционирование всех обозначенных взаимосвязанных элементов будет обеспечивать главный и сопутствующий движению пассажиров поток - информационный.
В реконструкцию причальных сооружений, учитывая их значение для внутригородских и туристических перевозок, необходимо привлечение средств областного бюджета.