В рамках реализации мероприятий по реализации задачи планируется финансирование в размере 176234.4 тыс. руб., в том числе 103410.0 тыс. руб. из федерального бюджета и 72824.4 тыс. руб. из консолидированного бюджета Астраханской области, в том числе за счет средств бюджета Астраханской области в рамках реализации комплексной целевой программы "Информатизация Астраханской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 16.09.2010 N 404-П, а также средств бюджета муниципального образования "Город Астрахань", утвержденных Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 26.11.2010 N 208 "О бюджете муниципального образования "Город Астрахань" на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов".
Порядок расходования денежных средств планируется осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 24.06.2011 N 217-П "О реализации Программы модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011 - 2012 годы".
К настоящему времени в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" достигнуты существенные результаты в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и в оснащенности минимально необходимой вычислительной техникой органов управления здравоохранением.
Несмотря на это, результаты мониторинга использования информационно-коммуникационных технологий в учреждениях здравоохранения Астраханской области показывают, что большая часть средств вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских учреждений, в то время как для автоматизации собственно лечебно-диагностического процесса и осуществления функций управления здравоохранением используется менее 15% компьютерного парка.
Сегодня в среднем по России на 10.6 работника государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер, в Астраханской области этот показатель ниже - 13.5 работника на 1 современный компьютер. При этом лишь 9.7% лечебно-профилактических учреждений используют в своей деятельности системы ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт, менее 7% оснащены средствами телемедицины. За последний год лишь 3.35% медицинских работников прошли обучение использованию современных ИКТ, более чем в 60% учреждений области отсутствует в штате квалифицированный специалист в области информационных технологий, причем в районах области этот показатель составляет более 90%. Отсутствует нормативно-методическая база в рамках использования ИКТ в учреждениях здравоохранения области.
В целом за 2009 - 2010 годы общее число компьютерного парка возросло, однако этот рост достигнут за счет всего лишь нескольких крупных медицинских учреждений, в то время как в большей части уровень оснащенности остался на прежнем уровне.
По состоянию на 01.04.2011 65 из 67 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения имеют доступ к сети Интернет. Необходимо отметить, что речь идет о юридических лицах, если же взять филиальную сеть, то в данном вопросе сельские учреждения здравоохранения серьезно отстают от городских в основном из-за отсутствия возможности подключения к сети Интернет у операторов связи либо из-за слишком высокой ее стоимости. Однако за последний год возможность подключения для сельских учреждений существенно возросла за счет расширения зон покрытия сотовых операторов, что дало возможность использования беспроводного GPRS-подключения к сети Интернет даже самых отдаленных населенных пунктов при наличии соответственно компьютерной техники и соответствующего модема.
В области управления здравоохранением наиболее значимыми являются проблемы информационного обеспечения:
- планирование обоснованных затрат на оказание гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
- контроль за эффективностью расходования бюджетных средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения, за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- оптимизация распределения и загрузки людских и материальных ресурсов в здравоохранении с учетом потребностей отрасли.
В настоящее время на территории Астраханской области степень распространения информационных систем в медицинских учреждениях крайне неоднородна. Связано это с различным уровнем подготовки специалистов по информационным технологиям в ЛПУ, различным уровнем и подходом к финансированию мероприятий по информатизации учреждений в зависимости от уровня их подчиненности. 100% учреждений, работающих в системе ОМС, ведут персонифицированный учет оказанной в рамках ОМС медицинской помощи, при этом 80% учреждений используют для этих целей узкоспециализированный программный продукт местного разработчика, в остальных учреждениях используются различные информационные системы, в том числе и формирующие реестры из первичных электронных медицинских карт пациентов. 23.03.2010 министерством здравоохранения Астраханской области был принят Приказ N 140-Пр "О повышении качества ведения статистического учета представления отчетности учреждениями здравоохранения", в соответствии с которым все государственные и муниципальные учреждения обязаны представлять персонифицированную информацию об оказанной медицинской помощи по всем видам бюджетов.
Данный приказ стал дополнительным стимулом для внедрения и расширения функций информационных систем в учреждениях здравоохранения. На 01.07.2011 96.4% медицинских учреждений, непосредственно оказывающих медицинские услуги гражданам, имеют информационные системы для реализации вышеуказанного приказа и ежемесячно представляют соответствующую информацию в ОГУ "Медицинский информационно-аналитический центр" для анализа. Из всех государственных и муниципальных учреждений области 14.9% обладают медицинскими системами, в функциях которых есть ведение электронных медицинских карт разного состава в связи с отсутствием утвержденного стандарта. Системы различны в связи с различной подчиненностью, источниками финансирования и сроками внедрения систем.