ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2009 года N 202
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 14 ОКТЯБРЯ 2008 Г. N 605 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА НА 2009-2010 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства РТ от 30.10.2013 N 633, отменившим Постановление Правительства РТ от 14.10.2008 N 605.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 83 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Республики Тыва от 14 октября 2008 г. N 605 "Об утверждении республиканской целевой программы "Социальное развитие села на 2009-2010 годы".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления внести соответствующие изменения в муниципальные программы социального развития села.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. зам. Председателя Правительства - министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Ендана В.И.
Первый зам. Председателя
Правительства Республики Тыва
Ш.Иргит
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 20 мая 2009 г. N 202
И З М Е Н Е Н И Я, которые вносятся в постановление Правительства Республики Тыва от 14 октября 2008 г. N 605 "Об утверждении республиканской целевой программы "Социальное развитие села на 2009-2010 годы"
1. В наименовании и пункте 1 слова "на 2009-2010 годы" заменить словами "до 2012 года";
2. Изложить республиканскую целевую программу "Социальное развитие села на 2009-2010 годы" в следующей редакции:
П А С П О Р Т республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"
Республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" | ||
постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"; - постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 83 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года"; распоряжение ПравительстваРеспублики Тыва от 4 октября 2008 г N 340-р "О разработке республиканских целевых программ на 2009-2010 годы" | ||
Заказчик - координатор | ||
- создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономичес-кому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; | ||
открытие 7 фельдшерско-акушерских пунктов, клубных учреждений на 0,51 тыс. мест, оснащение районных клубов и библиотек передвижными механизированными комплексами (автоклубами) - 17 единиц; | ||
Срокии этапыреализации | ||
Определяютсяна конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке | ||
Общий объем финансированияПрограммысоставляет 1490,802 млн. рублей, в том числе: | ||
федеральный бюджет - 446,92 млн. рублей, в том числе: | ||
на 2009 г. - 80,4, 2010 г. - 105,55, 2011 г. - 124,12, 2012 г. - 136,85 млн. рублей; | ||
республиканский бюджет - 506,752 млн. рублей, в том числе: | ||
на 2009 г. - 78,202, 2010 г. - 125,49, 2011 г. - 145,59, 2012 г. - 157,47 млн. рублей; | ||
местный бюджет - 117,07 млн. рублей, в том числе: | ||
на 2009 г. - 9,25, 2010 г. - 31,35, 2011 г. - 36,34, 2012 г. - 40,13 млн. рублей; | ||
внебюджетные средства - 420,06 млн. рублей, в том числе: | ||
на 2009 г. - 80,7, 2010 г. - 104,2, 2011 г. - 112,06, 2012 г. - 123,1 млн. рублей | ||
Ожидаемыерезультаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | Реализация Программы позволит: |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма) и республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 21 ноября 2007 г. N 463 ЗП-II, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
К началу 2002 года в сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация.
Жилищные условия. Сельский жилищный фонд составляет 1023 тыс. кв. м общей площади, из них 26 процентов приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 2 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 2 процента, горячим водоснабжением 1 процент.
Здравоохранение. За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 8 единиц (15 процентов), фельдшерско-акушерских пунктов - на 10 единиц (9 процентов). На 10 тыс. населения приходится только 98 больничных коек, тогда как в городе 162, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 3 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами и средним медицинским персоналом в несколько раз ниже по сравнению с городским.
Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств, диагностическое лечебное оборудование морально и физически устарело.
Культурно-досуговая деятельность. За последнее десятилетие сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 10 процентов, киноустановок - на 42 процента.
Более 20 процентов клубных учреждений требуют капитального ремонта или находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оснащение сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практически прекращено финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.
Система электрификации села. К началу 2001 года более 3500 км воздушных линий и 459 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей и требуют замены. Более 30 процентов ЛЭП, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов. Большая нехватка мощностей электрической энергии тормозит развитии сельских населенных пунктов.
Водоснабжение. Системы водоснабжения не имеют необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды при этом 90 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и в полном восстановлении. Сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
В результате недостаточного инвестирования снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающихся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.
Развитие индивидуального жилищного строительства, поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры еще недостаточно развиты для преодоления разрыва в уровне и качестве жизни городского и сельского населения и нормализации демографической ситуации.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного производственного комплекса, пагубно отражается на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности республики, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание для сельского населения общественно нормальных условий жизнедеятельности, развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда и его привлекательности для сельского социума, развитие процессов демократизации и самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала и повышения благосостояния местного населения.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Республики Тыва на долгосрочную перспективу определены в Государственной концепции развития Республики Тыва на период до 2015 года, значительное внимание уделяет обеспечению нормальной работы и дальнейшему развитию учреждений социальной сферы, развитию жилищного сектора и коммунальной инфраструктуры в том числе устойчивому развитию сельских территорий.
Достижение поставленных целей осуществляется, в том числе, и принятием Правительством Российской Федерации по отдельным направлениям федеральных целевых программ, которые в большинстве своем не учитывают особенностей существующего сельского расселения, что предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
Решать масштабные межотраслевые и межведомственные проблемы, рассчитанные на долгосрочную перспективу, невозможно без участия органов управления. Для решения таких проблем необходимо осуществление комплексных программных мероприятий, их согласование по срокам и объемам ресурсного обеспечения с различными республиканскими министерствами и ведомствами на стадии разработки и реализации с участием Правительства Республики Тыва.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического в сфере социального развития села, необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.
Решение актуальных задач обеспечения населения, проживающего в сельской местности, условий для нормального развития в сложной социально-экономической ситуации требует четкого определения приоритетов развития, межотраслевой, межведомственной координации действий, поэтапного развития. Такое решение возможно только программными методами, предполагающими реализацию комплекса увязанных друг с другом по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее общереспубликанским значением;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепление на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
- сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
- расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;