Наименование статей | Федеральный бюджет | Областной бюджет | ||||||||||||||
2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г | 2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г | |||||||||
на минеральные удобрения и средства защиты растений | 17310 | 7230 | 32204 | - | 32100 | 34060 | 49000 | 46000 | ||||||||
на элитное семеноводство | 1870 | 1870 | 4176 | 2458 | 10000 | 10700 | 12500 | 19492 | ||||||||
на закладку и уход за многолетними насаждениями | 10500 | 13360 | 4717 | 7150 | 4000 | 4000 | 6000 | 6000 | ||||||||
на племенное животноводство | 5650 | 4934 | 5655 | 6893 | 8000 | 7610 | 33000 | 42260 | ||||||||
на отечественное овцеводство | 194 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
на продукцию животноводства | - | - | - | - | - | - | 90000 | 99748 | ||||||||
на дизельное топливо | - | - | - | 44480 | - | - | - | 70000 |
С учетом принимаемых в области мер и реалий рынка рентабельность (убыточность) реализованной сельскохозяйственной продукции по сельхозпредприятиям области складывается следующим образом:
2002 г | 2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г | |
Всего от реализации продукции и услуг | +3,0 | +8,4 | +6,9 | +11,4 | +8,9 |
Растениеводство - всего | +17,7 | +44,6 | +38,9 | +24,0 | +28,4 |
Зерновые и зернобобовые культуры - всего | +24,0 | +56,9 | +50,9 | +23,7 | +31,7 |
Сахарная свекла (с учетом переработки) | +9,0 | +12,0 | +5,0 | +15,0 | +17,7 |
Картофель | +42,0 | +53,3 | +54,7 | -5,5 | +17,0 |
Овощи | +21,0 | +0,9 | +44,4 | +21,3 | +63,0 |
Животноводство - всего | -2,1 | -3,7 | -3,7 | +5,8 | +3,3 |
Скот и птица (живой вес) | -18,0 | -24,0 | -19,2 | -2,2 | -2,6 |
Молоко | +12,0 | +14,3 | +12,5 | +15,1 | +10,3 |
Яйца | +12,0 | +20,9 | +14,1 | +14,7 | +4,5 |
Основным фактором, определившим снижение рентабельности продукции животноводства в 2006 году, следует считать цены реализации на мясо свиней (97,6% к 2005 году), яиц (89,5% к 2005 году) и др. виды продукции.
Диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию не только не сокращается, но продолжает увеличиваться. Большинство сельскохозяйственных предприятий, К(ф)Х испытывают хронический недостаток финансовых ресурсов для текущей деятельности и капитальных вложений.
В современных условиях, когда цены формируются под влиянием спроса и предложения и характеризуются нестабильностью, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно только путем снижения затрат (но с обязательным соблюдением всех приемов, требуемых по технологии).
Проведенный анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий показал, что хотя рентабельность производства и сумма прибыли увеличивается, с 2004 года увеличивается объем собственного капитала сельхозпредприятий (в 2004 году произошло увеличение на 2,5% за счет списания задолженности по штрафам и пеням), но в то же время увеличивается объем привлеченного капитала:
2002 г | 2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г | |||||||
Динамика (в % к 1 января предыдущего года): | |||||||||||
Собственный капитал (капитал и резервы) | 96,7 | 95,2 | 102,5 | 108,2 | 106,2 | ||||||
(долгосрочные и краткосрочные пассивы) | 111,9 | 125,9 | 124,4 | 135,5 | 141,6 | ||||||
Долги сельхозпредприятий: | |||||||||||
на 1 рубль затрат на производство сельхозпродукции | 0,85 | 0,87 | 0,78 | 0,83 | 1,01 | ||||||
на 1 рубль выручки от реализации сельхозпродукции | 1,22 | 1,19 | 1,16 | 1,16 | 1,34 |
В результате реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" за последние 5 лет сократилась просроченная кредиторская задолженность товаропроизводителей. В настоящее время 244 хозяйства (57% от их количества), нуждающихся в реструктуризации долгов, стали участниками долгосрочной целевой долгосрочной целевой программы финансового оздоровления. С ними заключены соглашения на реструктуризацию долгов на сумму 546,8 млн. рублей. Реализация долгосрочной целевой долгосрочной целевой программы продолжается. Следует отметить, что из общего количества предприятий, принявших участие в реструктуризации долгов, 72 утратили это право по причине несвоевременной оплаты текущих платежей.
Проведение мер по финансовому оздоровлению позволило снизить просроченную кредиторскую задолженность, повысить уровень платежеспособности большого количества сельскохозяйственных товаропроизводителей, своевременно осуществлять текущие платежи. В результате проведенной работы многие сельскохозяйственные товаропроизводители, участвуя в программе финансового оздоровления, получили доступ к мерам государственной поддержки аграрного сектора и агропродовольственного рынка, что способствует повышению их доходности и инвестиционной активности.