Действующий

Об утверждении долгосрочной целевой долгосрочной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 2008-2012 годы"

1.3. Состояние развития малых форм хозяйствования


К(ф)Х и личные подсобные хозяйства, малые предприятия выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций:

- производство сельскохозяйственной продукции, продовольственное обеспечение сельских семей, формирование предложения на региональных и локальных продовольственных рынках;

- решение социальных проблем села, налаживание устойчивого развития сельских территорий, обеспечение занятости и поддержание доходов сельского населения;

- трудовое воспитание молодежи, сохранение и передача производственного и социального опыта от старших поколений младшим;

- способствование сохранению сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны.

На протяжении последних лет производство продукции животноводства в личных подворьях граждан сокращается.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в области особое внимание уделяется направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования". Государственная поддержка, предусмотренная условиями приоритетного национального проекта "Развитие АПК", в значительной степени оказывает влияние на развитие этого сектора сельской экономики.

Реализация данного направления включает в себя главное мероприятие: увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов К(ф)Х и гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, что позволит увеличить производство, повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.

С целью повышения доступности кредитных ресурсов проводится значительное расширение филиальной сети ОАО "Россельхозбанк" и открытие дополнительных офисов во всех районах области, что позволит сделать современные банковские услуги доступными для большинства сельских товаропроизводителей. В 2006 году открыты уже дополнительные офисы РСХБ в 13 районах области из 25. В 2007 году открыты еще 4 дополнительных офиса.

В целях организации работы по развитию К(ф)Х и личных подсобных хозяйств, для облегчения доступа к дешевым кредитным ресурсам, сбыту и переработке произведенной продукции в области проводится работа по созданию сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах, К(ф)Х. Целевыми показателями реализации данного направления определено создание в области 50 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В 2006 году уже созданы 39 кооперативов: 6 кредитных кооперативов, 5 - перерабатывающих и 28 кооперативов по обслуживанию, снабжению, заготовке и сбыту сельхозпродукции, выращенной владельцами личных подсобных хозяйств и К(ф)Х. В 2007 году предстоит создать еще не менее 11 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и активизировать деятельность уже созданных в области сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развивать их материальную и производственную базы.

Общая сумма привлеченных кредитов для развития малых форм хозяйствования на 10.04.07 г. составила 400,4 млн. рублей, в том числе в 2007 году - 99,9 млн. рублей:

в т.ч.: потребительским кооперативам

70,7 млн. руб. (в т.ч. 10,2 млн. руб. в 2007 г.)

К(ф)Х

192,5 млн. руб. (в т.ч. 49,9 млн. руб. в 2007 г.)

личным подсобным хозяйствам

137,2 млн. руб. (в т.ч. 39,8 млн. руб. в 2007 г.)



На 2007 год на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на развитие малых форм хозяйствования, в федеральном бюджете заложено 44,650 млн. руб., в областном - 1,675 млн. руб.

В 2006 году выплачено субсидий на 8,979 млн. руб.лей из федерального и 0,5 млн. руб.лей из областного бюджетов.

Основным принципом государственной сельскохозяйственной политики в настоящее время является равнодоступность, т.е. все формы хозяйств, включая К(ф)Х и личные подсобные хозяйства, имеют равные права на поддержку из бюджета.

Наряду с производственными трудностями, К(ф)Х и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в своей деятельности ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем:

недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;

дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;

недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;

поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;

трудности ведения производства в случае болезни и /или временной нетрудоспособности членов К(ф)Х и личных подсобных хозяйств, их отсутствия в хозяйстве в период отпуска и т.п.;

проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.

недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.

Самостоятельно решить вышеуказанные проблемы могут лишь крупные К(ф)Х и часть малых сельскохозяйственных предприятий.