ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 года N 311
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012 - 2014 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 33.
____________________________________________________________________
<Изменения:
постановление Правительства Рязанской области от 08.02.2012 г. N 22; нгр: RU62000201200059;
постановление Правительства Рязанской области от 10.04.2013 г. N 77; нгр: RU62000201300154>
В целях создания благоприятных условий для инновационной деятельности на территории Рязанской области и перевода экономики региона на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012 - 2014 годы" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области А.В.Ревякина.
Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев
<Приложение в редакции постановления Правительства Рязанской области от 08.02.2012 г. N 22; нгр: RU62000201200059>
Долгосрочная целевая программа "Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012 - 2014 годы" ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы
Наименование | Долгосрочная целевая программа "Научно-техническое и |
Заказчик | Министерство промышленности и наукоемких технологий |
Разработчик | Министерство промышленности и наукоемких технологий |
Основание для | Закон Рязанской области от 13 ноября 2006 года N 138-ОЗ |
Исполнитель | Министерство промышленности и наукоемких технологий |
Цели и задачи | Цель - создание экономических, правовых и организационных |
Целевые | Количество студентов, аспирантов и молодых ученых - |
Сроки и этапы | 2012 - 2014 годы |
Перечень | Развитие нормативного правового обеспечения инновационной |
Объемы и | Общий объем финансирования: |
Ожидаемые | Реализация Программы должна обеспечить: |
Основная задача региональной научно-технической политики - обеспечить концентрацию ресурсов для развития приоритетных направлений экономики, создать условия для стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Повышение эффективности региональной экономики с помощью инноваций в традиционных для Рязанской области отраслях необходимо сделать одним их важнейших региональных приоритетов.
Инновационная экономика должна стать условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей.
При этом на протяжении двух последних десятилетий в Рязанской области произошло существенное снижение активности научно-технической и инновационной деятельности. Ряд крупных научных и промышленных предприятий прекратили свое существование.
Уменьшилось число организаций, выполняющих исследования и разработки, а также снизилась численность работников научно-исследовательских организаций и конструкторских подразделений промышленных предприятий:
Показатель | 1990 год | 1995 год | 2000 год | 2005 год | 2009 год | 2010 год |
Количество | 44 | 30 | 18 | 16 | 15 | 16 |
Количество | 19424 | 6212 | 3637 | 3311 | 3064 | 2332 |
Относительно снизилась оплата труда высококвалифицированных специалистов на предприятиях, преподавателей высших учебных заведений. Это привело к значительному уменьшению притока молодежи в науку и производство - средний возраст специалистов предприятий Рязанской области в настоящее время превышает 50 лет. Исчезают научные школы, нарушается профессиональная преемственность между поколениями разработчиков, что закладывает негативную основу для долговременной деградации научно-технической сферы.
Недостаток собственных оборотных средств, отсутствие стабильных государственных заказов, устаревшая технологическая база, жесткая кредитная политика коммерческих банков, дороговизна заемных ресурсов не позволяют предприятиям самостоятельно разрабатывать и внедрять в производство наукоемкую продукцию, а вынуждает их заниматься в основном модернизацией ранее созданных изделий.
Состояние научно-технического комплекса Рязанской области характеризуется более низкими показателями, чем в целом по стране. Анализ информации, приведенной в сборнике федеральной службы государственной статистики, показывает, что по итогам 2009 года Рязанская область по показателям, характеризующим инновационную активность предприятий, занимала 9 - 10 место в Центральном федеральном округе. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", Рязанская область занимала 47 место в ежегодном "Рейтинге инвестиционного потенциала российских регионов 2009 - 2010 гг." и относится к регионам с неудовлетворительным уровнем инновационного развития (56 место).
При этом в Рязанской области сохранен дееспособный научно-производственный потенциал, который позволяет разрабатывать и выпускать высокотехнологичную продукцию (радиолокационное оборудование, газоразрядные приборы, солнечные энергетические установки, устройства радиосвязи, информационно-телекоммуникационные системы и др.).
В 2010 году на территории Рязанской области действовало 16 средних и крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Успешно действуют научные подразделения на ряде промышленных предприятий: ФГУП "Государственный Рязанский приборный завод", ОАО "Рязанский радиозавод", ОАО "Завод металлокерамических приборов", ОАО "Завод "Красное знамя".
Научно-исследовательские работы выполняются в 5 государственных высших учебных заведениях г. Рязани.
Существует развитая сеть высших, среднетехнических и профессионально-технических учебных заведений, способных обеспечивать предприятия Рязанской области высококвалифицированными кадрами.
В Рязанской области зарегистрировано более 50 малых и средних предприятий технико-внедренческого и производственного типа. Однако развитие инновационного предпринимательства сдерживается недостатком у предприятий стартовых средств для приобретения оборудования и организации собственного производства, отсутствием государственной поддержки в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский рынок.
Таким образом, Рязанская область, обладая достаточно высоким научно-техническим потенциалом, заметно отстает в уровне инновационного развития даже от соседних регионов России.
Перелом негативных тенденций, сложившихся в научно-производственном комплексе Рязанской области, невозможно осуществить за счет разнонаправленных усилий отдельных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, научных институтов и компаний. Для кардинального изменения ситуации необходим системный подход к решению данной проблемы, способный обеспечить необходимую координацию усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, вузов, научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности и бизнеса.
Такой подход возможен только при наличии последовательной государственной поддержки в рамках Программы, обеспечивающей создание благоприятных условий для инновационной деятельности на территории Рязанской области, продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики.
Целью Программы является создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности на территории Рязанской области, обеспечивающих формирование благоприятной деловой среды для функционирования инновационного предпринимательства, направленного на эффективное использование научно-технического потенциала при решении задач социально-экономического развития Рязанской области.
Задачей Программы является развитие нормативного правового, информационного обеспечения поддержки инновационной деятельности.
Программа планируется к реализации в 2012 - 2014 годах.
Реализация Программы предполагает финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета.
Бюджетные средства будут направлены на развитие нормативного правового и информационного обеспечения инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла.
В настоящей Программе предварительно определены объемы финансирования из областного бюджета, объемы финансирования из федерального бюджета и внебюджетных источников будут уточняться в процессе реализации Программы.
Планируемый общий объем финансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета составляет 13210 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - 5100 тыс. рублей;
в 2013 году - 3970 тыс. рублей,
в 2014 году - 4140 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Рязанской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Объемы расходов на финансирование Программы в 2012 - 2014 годах носят прогнозный характер, соответствующий минимальному уровню обеспечения финансирования Программы, и подлежат уточнению при утверждении расходов на реализацию Программы в рамках закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также при внесении в него изменений в течение финансового года.
Система программных мероприятий Программы приведена в приложении к настоящей Программе.
Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, является министерство промышленности и наукоемких технологий Рязанской области (далее - Минпром Рязанской области).
Минпром Рязанской области при реализации программных мероприятий выполняет следующие функции:
осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям финансирования из областного бюджета мероприятий Программы;
в качестве государственного заказчика заключает государственные контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Министерство промышленности и наукоемких технологий Рязанской области направляет отчеты об исполнении Программы по форме и в сроки, установленные Правительством Рязанской области в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области".
Целевыми индикаторами и показателями эффективности исполнения Программы являются:
количество студентов, аспирантов и молодых ученых - победителей региональных конкурсов инновационных проектов (не менее 60 человек);
число слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций (не менее 150 человек);
число созданных рабочих мест (не менее 300);
число созданных малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (не менее 5);
доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций, осуществляющих технологические инновации (не менее 6,7%);
объем привлеченных промышленными предприятиями (внебюджетных) финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции (не менее 500 млн. рублей).
Реализация мероприятий Программы обеспечит создание стартовых условий для перехода региональной экономики на инновационный путь развития и будет способствовать решению ряда актуальных для региона социально-экономических проблем: