ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2008 года N 265
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дорожное хозяйство Рязанской области на 2009 год"
<Изменения: Постановление Правительства Рязанской области N 361 от 31.12.20088 г. нгр:RU62000200800534; Постановление Правительства Рязанской области N 28 от 18.02.20099 г. нгр:RU62000200900045; Постановление Правительства Рязанской области N 161 от 24.06.20099 г. нгр:RU62000200900262; Постановление Правительства Рязанской области N 208 от 05.08.20099 г. нгр:RU62000200900363; Постановление Правительства Рязанской области N 247 от 15.09.20099 г. нгр:RU62000200900439; Постановление Правительства Рязанской области N 288 от 21.10.20099 г. нгр:RU62000200900494; Постановление Правительства Рязанской области N 348 от 16.12.20099 г. нгр:RU62000200900649>
Во исполнение постановления Правительства Рязанской области от 8 октября 2008 года N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Дорожное хозяйство Рязанской области на 2009 год" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области В.В.Ионова.
Губернатор Рязанской области О.И. Ковалев
к постановлению
Правительства Рязанской области
от 14.10.2008 N 265
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД" Паспорт долгосрочной целевой программы Рязанской области "Дорожное хозяйство Рязанской области на 2009 год"
Наименование Программы | "Дорожное хозяйство Рязанской области на 2009 год" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области |
Разработчик Программы | Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области |
Основаниедля разработки Программы | Постановление Правительства Рязанской области "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы | Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области (по соглашению),подрядныеорганизации, проектно-изыскательские и другие организации |
Цели и задачи | Основные цели Программы - содействие экономическому росту, укрепление единого экономического пространства, удовлетворение потребности населения и государства в перевозках по автомобильным дорогам общего пользования на территории Рязанской области, улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение безопасности движения, создание необходимых условий для реализации конституционных прав населения Рязанской области. Основными задачами Программы являются: обеспечение сохранности сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, приоритетное выполнение на них работ по содержанию и ремонту в целях доведения их транспортно-эксплуатационного состояния до нормативных требований; повышение технического уровня существующих автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, увеличение их пропускной способности, строительство автодорожных обходов населенных пунктов, соединение населенных пунктов дорогами с твердым покрытием; повышение безопасности движения автотранспортных потоков за счет увеличения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, устранения очагов аварийности, ликвидации и профилактики возникновения опасных участков на сети автомобильных дорог, снижения негативных воздействий автомобильного транспорта и автомобильных дорог на состояние окружающей среды; формирование единой сети автомобильных дорог общегопользованиярегиональногои межмуниципального значения без разрывов и "узких" мест, обеспечивающей безопасную, экономичную и удобную доставку грузов и пассажиров и способствующей ускорению экономического роста, улучшению транспортных связей между населенными пунктами Рязанской области и другими регионами Российской Федерации; повышение уровня доступности транспортных услуг и сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения для населения и хозяйствующих субъектов, а также содействие росту мобильности населения за счет формирования единой сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также автомобильных дорог местного значения; обеспечение реализации транзитного потенциала области, повышение экспорта транспортных услуг, улучшение качества и снижение времени перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом; совершенствование методов и способов проведения дорожных работ, внедрение новых технологий и материалов, применяемых при осуществлении дорожного строительства, направленных на повышение срока службы дорожных сооружений и мостовых конструкций; создание дополнительных рабочих мест в дорожном хозяйстве, достижение мультипликативного эффекта за счет увеличения инвестиций в дорожное строительство, развитие предприятий, занятых на добыче и переработке песка, щебня, изготовлении дорожных знаков, конструкций барьерных ограждений и других отраслей |
Целевые индикаторы и показатели | - капитальный ремонт и ремонт 46,156 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения |
Сроки реализации | Срок реализации - 2009 год |
Переченьосновных мероприятий | Программа включает в себя следующие мероприятия: 1) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них; 2) капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственныхсооруженийнаних; 3) строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования; 4) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения за счет предоставления субсидий муниципальным образованиям Рязанской области; 5) территориальные расходы |
Объемы и источники финансирования | Общий объем средств для реализации всего комплекса мероприятий Программы составляет 1671307,6 тысячи рублей, в том числе: 257478,3 тысячи рублей - средства федерального бюджета, 1413829,3 тысячи рублей - средства областного бюджета, : 285302,3 тысячи рублей - средства бюджетного кредита бюджету Рязанской области из федерального бюджета на реконструкцию и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.Из них размер субсидий муниципальным образованиям Рязанской области на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения составляет 147828 тысяч рублей, в том числе 25074 тысячи рублей - средства областного бюджета и 122754 тысячи рублей - средства федерального бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы позволит в 2009 году: выполнить комплекс работ по содержанию 6483,2 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, который позволит улучшить ихтранспортно-эксплуатационное состояниеиснизитьколичество дорожно-транспортных происшествий; построить 7,379 км автодорог и реконструировать 1042,28 погонных метров мостов; 2 населенных пункта обеспечить постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения автомобильными дорогами с твердым покрытием; отремонтировать км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и подготовить проектно-сметную документацию для проведения работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общегопользованиярегиональногои межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в последующие годы |
Автомобильные дороги Рязанской области являются важнейшей составной частью транспортной системы страны. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, обеспечивающих связь между населенными пунктами Рязанской области, а также с дорожной сетью сопредельных областей, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста области, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
В настоящее время социально-экономическое развитие во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог. Действующая сеть автомобильных дорог области сформирована в 60 - 70-е годы XX века. Были соединены дорогами с твердым покрытием все 25 районных центров и центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, развивались производственные базы дорожных организаций.
Сеть автомобильных дорог Рязанской области в основном обеспечивает внутриобластные и внешние связи.
Увеличение сети региональных автомобильных дорог за последние 15 лет составляет 29%.
Протяженность автомобильных дорог Рязанской области по состоянию на 1 января 2008 года составляет 8509,1 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе:
федерального значения - 502 км;
регионального и межмуниципального значения - 6470 км;
муниципального значения - 1537 км.
К областной собственности относятся автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственные сооружения на них. Указанные автомобильные дороги находятся в оперативном управлении министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
<Абзац 9 в редакции Постановления Правительства Рязанской области N 28 от 18.02.20099 г. нгр:RU62000200900045>
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования регионального значения и межмуниципального значения имеет высокую степень износа и практически исчерпала свою пропускную способность. Постоянные транспортные заторы, особенно на автодорожных подходах к крупным городам, значительно снижают скорость движения, что резко увеличивает транспортные издержки.
Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог Рязанской области вызывает тревогу, состояние расценивается как критическое:
70% конструкций дорожных одежд рассчитаны под осевую нагрузку в 6 тонн, в то время как большинство грузовых автомобилей и автобусов имеют фактическую нагрузку от 8 до 10 тонн;
из 6470,1 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения около 3000 км требуют капитального ремонта. Ежегодный недоремонт действующей сети дорог составляет до 500 км. Несоблюдение межремонтных сроков службы дорожных покрытий увеличивает объемы ямочного ремонта и не дает необходимого эффекта в сохранении сети автодорог.
На автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения расположено 480 мостов и путепроводов общей длиной 20448 пог. м, в том числе:
415 штук железобетонных, длиной 17522 пог. м;
15 штук путепроводов, длиной 1102 пог. м;
50 штук деревянно-балочных, длиной 1824 пог. м;
кроме того:
5 наплавных мостов общей длиной 714 пог. м.;
3 паромные переправы.
33% состава мостового парка по состоянию на 1 января 2008 года находится в неудовлетворительном состоянии, из них - 150 железобетонных мостов и 10 деревянно-балочных мостов.
Средний срок службы мостовых сооружений без проведения своевременных работ по содержанию и ремонту мостов, по данным исследований отраслевого института "РосдорНИИ", составляет 37 - 40 лет. При ситуации, что средний возраст мостов в области составляет 30 - 35 лет, уже в ближайшие 8 - 10 лет может произойти массовый выход мостовых сооружений из устойчивой работы.
На всех мостовых сооружениях для увеличения их срока службы необходимо планомерное и своевременное проведение работ по ремонту гидроизоляции, ремонту и замене перильных и барьерных ограждений, по усилению элементов конструкций мостов, по ремонту и замене конструкций сопряжений, покрытия проезжей части, конструкций водоотвода, деформационных швов, по укреплению конусов, русла реки, по антикоррозийной защите металлических и железобетонных конструкций.
В зависимости от степени разрушения дорожных покрытий пропускная способность автомобильных дорог снизилась на 20 - 30%, себестоимость автомобильных перевозок увеличилась в 1,2 - 1,8 раза. Это негативно сказывается на эффективности работы автомобильно-дорожного комплекса и приводит к понижению конкурентоспособности транспортной системы области.
Исходя из указанных тенденций, система мероприятий Программы определена на основе варианта инерционного развития сети автомобильных дорог. Такой вариант не приводит к кардинальному изменению ситуации, но позволяет не допустить дальнейшего ухудшения состояния сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
Сложившаяся ситуация вызвана ежегодным недофинансированием отрасли, которое по сравнению с 2003 годом снизилось более чем в 2 раза. Действующая система финансирования дорожного хозяйства ведет к полному разрушению дорожной сети области. Побочным результатом становится ликвидация дорожных организаций, из отрасли уходят специалисты-дорожники, уменьшается число объектов дорожной индустрии: асфальтобетонных заводов, карьеров по добыче строительных материалов, заводов по выпуску дорожно-строительной техники.
Связь соседних районных центров или близко расположенных сельских населенных пунктов часто осуществляется через региональные и районные центры, что приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке автомобильных дорог регионального значения около региональных центров. Прочностные характеристики автомобильных дорог регионального значения и мостовых сооружений на них не позволяют осуществлять движение тяжеловесных автотранспортных средств.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 года отмечалось, что изношенность и низкая плотность сети автомобильных дорог федерального и регионального значения накладывают серьезное ограничение на развитие всей российской экономики, что предприятия не могут нормально функционировать, если нельзя недорого и быстро доставлять товары, и совершенно очевидно, что при наших климатических условиях и протяженной территории инфраструктурные издержки являются значительной частью стоимости многих видов товаров и услуг.
Указанные тенденции привели к тому, что сеть автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения перестала отвечать потребностям экономики страны. В настоящее время из-за несоответствия уровня развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения спросу на автомобильные перевозки экономика и население страны несут значительные потери. Россия существенно отстает от ведущих зарубежных стран по показателям подвижности населения, скорости доставки грузов, плотности сети автомобильных дорог, что приводит к снижению конкурентоспособности российских производителей, большой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию роста производительности труда и объемов инвестиций.
В настоящее время из 2700 населенных пунктов Рязанской области около 700 не обеспечено подъездными дорогами с твердым покрытием, соответственно более 25000 человек в период весенней и осенней распутиц не имеют связи с сетью автомобильных дорог федерального и регионального значения по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния сети автомобильных дорог регионального значения, чтобы обеспечить ее ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики, населения и государства.
Необходимость Программы, предусматривающей финансирование дорожного хозяйства на 2009 год, вызвана следующими федеральными нормативными актами: Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 978 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N 106 "Об утверждении Правил предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования".
Основные цели Программы - содействие экономическому росту, укрепление единого экономического пространства, удовлетворение потребности населения и государства в перевозках по автомобильным дорогам общего пользования на территории Рязанской области, улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение безопасности движения, создание необходимых условий для реализации конституционных прав населения Рязанской области.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение сохранности сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, приоритетное выполнение на них работ по содержанию и ремонту в целях доведения их транспортно-эксплуатационного состояния до нормативных требований;
повышение технического уровня существующих автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, увеличение их пропускной способности, строительство автодорожных обходов населенных пунктов, соединение населенных пунктов дорогами с твердым покрытием;
повышение безопасности движения автотранспортных потоков за счет увеличения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, устранения очагов аварийности, ликвидации и профилактики возникновения опасных участков на сети автомобильных дорог, снижения негативных воздействий автомобильного транспорта и автомобильных дорог на состояние окружающей среды;
формирование единой сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения без разрывов и "узких" мест, обеспечивающей безопасную, экономичную и удобную доставку грузов и пассажиров и способствующей ускорению экономического роста, улучшению транспортных связей между населенными пунктами Рязанской области и другими регионами Российской Федерации;
повышение уровня доступности транспортных услуг и сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения для населения и хозяйствующих субъектов, а также содействие росту мобильности населения за счет формирования единой сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также автомобильных дорог местного значения;
обеспечение реализации транзитного потенциала области, повышение экспорта транспортных услуг, улучшение качества и снижение времени перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом;
совершенствование методов и способов проведения дорожных работ, внедрение новых технологий и материалов, применяемых при осуществлении дорожного строительства, направленных на повышение срока службы дорожных сооружений и мостовых конструкций;
создание дополнительных рабочих мест в дорожном хозяйстве, достижение мультипликативного эффекта за счет увеличения инвестиций в дорожное строительство, развитие предприятий, занятых на добыче и переработке песка, щебня, изготовлении дорожных знаков, конструкций барьерных ограждений и других отраслей.
Сроки реализации Программы - 2009 год.
<Раздел 4 в редакции Постановления Правительства Рязанской области N 288 от 21.10.20099 г. нгр:RU62000200900494; Постановления Правительства Рязанской области N 348 от 16.12.20099 г. нгр:RU62000200900649>
Реализация Программы предусматривает финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета и федерального бюджета. При предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Рязанской области в форме межбюджетных трансфертов предполагается участие бюджетов муниципальных образований Рязанской области.
Общий объем средств для реализации всего комплекса мероприятий Программы составляет 1671307,6 тысячи рублей, в том числе: 257478,3 тысячи рублей - средства федерального бюджета, 1413829,3 тысячи рублей - средства областного бюджета, из них: 285302,3 тысячи рублей - средства бюджетного кредита бюджету Рязанской области из федерального бюджета на реконструкцию и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.