Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ


Приложение

к Закону

Ивановской области

от 25.07.2001 N 53-ОЗ

ПРОГРАММА кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области на 2002 - 2005 годы ПАСПОРТ областной программы кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области

(в ред. Законов Ивановской области от 28.02.2003 N 11-ОЗ, от 30.06.2004 N 82-ОЗ, от 14.05.2005 N 84-ОЗ) Общая потребность в финансовых ресурсах:


Наименование   Программы

областная программа "Программа кадрового   обеспечения сельского хозяйства Ивановской   области на 2002 - 2005 годы" (далее   Программа)

Основание для   разработки Программы

Закон Ивановской области "Об утверждении   Соглашения между Министерством сельского   хозяйства и продовольствия Российской   Федерации и Администрацией Ивановской   области о введении многоканального   финансирования сельскохозяйственных   образовательных учреждений" от 26.02.2001   N 8-ОЗ, Федеральный закон "Об общих   принципах организации законодательных   (представительных) и исполнительных органов   государственной власти субъектов Российской   Федерации" от 06.10.99 N 184-ФЗ

Государственный   заказчик

Правительство Ивановской области

Основные   разработчики   Программы (в   установленном   порядке)

управление сельского хозяйства и   продовольствия Ивановской области,   Ивановская государственная   сельскохозяйственная академия

Цель Программы

- формирование кадрового потенциала   сельского хозяйства в профессионально -   квалификационном и деловом отношениях,   соответствующего задачам, формам и методам   стабилизации и развития сельского   хозяйства;

- обеспечение адекватности кадрового   сопровождения основных направлений развития   сельского хозяйства

Основные   исполнители   мероприятий   Программы

управление сельского хозяйства и   продовольствия Ивановской области,   муниципальные образования, управления   сельского хозяйства и продовольствия   муниципальных образований, управление   образования Администрации Ивановской   области, Ивановская государственная   сельскохозяйственная академия, Ивановский   институт переподготовки кадров и   агробизнеса, учреждения среднего и   начального профессионального образования   сельскохозяйственного профиля

Срок реализации   Программы

2002 - 2005 годы

Перечень основных   мероприятий   Программы

- мероприятия по работе с руководящими   кадрами сельского хозяйства;   - мероприятия по отбору перспективных   специалистов, формированию резерва   руководителей, их переподготовке;   - мероприятия по организации работы Центра   оценки кадрового потенциала работников   агропромышленного комплекса (АПК);   - мероприятия по профориентации, отбору   сельской молодежи и ее подготовке в высших   и средних специальных учебных заведениях,   заведениях начального профессионального   образования и дополнительного   профессионального образования АПК;   - мероприятия по переподготовке и повышению   квалификации руководящих кадров и   специалистов сельского хозяйства в учебных   заведениях дополнительного   профессионального образования, их оценке и   аттестации;   - мероприятия по закреплению кадров в   сельском хозяйстве;   - мероприятия по развитию информационно   - консультационной службы АПК

Объемы и источники   финансирования

Программа финансируется из федерального   бюджета, областного бюджета, внебюджетных   источников.   Финансовые затраты на реализацию Программы   из областного бюджета составят 9789,0 тыс.   рублей

Ожидаемые   результаты   реализации Программы

- обеспечение сельского хозяйства области   квалифицированными специалистами и их   закрепление в сельскохозяйственном   производстве;   - совершенствование кадрового потенциала   предприятий сельского хозяйства;   - завершение организации Центра оценки   кадрового потенциала работников АПК;   - создание действенной системы отбора   перспективных специалистов и работа с   резервом;   - создание системы оценки руководителей и   специалистов сельского хозяйства на основе   профессиональных стандартов;   - укрепление службы управления персоналом в   районных органах управления   сельскохозяйственным производством;   - укрепление базы Ивановской   государственной сельскохозяйственной   академии, института переподготовки кадров и   агробизнеса, сельскохозяйственных средних   специальных учебных заведений и учреждений   начального профессионального образования   сельскохозяйственного профиля;   - в результате реализации Программы   ожидается: улучшение качественного состава   руководителей и специалистов сельского   хозяйства с повышением их профессионализма,   снижение сменяемости руководителей хозяйств   с 21,0% до 15,0%, увеличение обеспеченности   специалистами сельского хозяйства,   уменьшение текучести кадров

Организация   контроля по   реализации Программы

поэтапный контроль по реализации Программы   осуществляют:   Законодательное Собрание Ивановской   области, Администрация Ивановской области,   Правительство Ивановской области.   Предварительное рассмотрение управлением   сельского хозяйства и продовольствия   Ивановской области хода выполнения   Программы на заседании коллегии в 2003 году   с последующим итоговым отчетом в 2006 году   на заседании Законодательного Собрания   Ивановской области



(в ред. Закона Ивановской области от 14.05.2005 N 84-ОЗ) Состояние и проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства области


Наименование бюджета

Единица   измерения

Потребность

Всего

В том числе по годам

2002

2003

2004

2005

Областной бюджет

тыс. руб.

9096,0

1836,0

2291,0

2604,0

2368,0

в том числе:

- подготовка кадров

5799,0

1536,0

1541,0

1554,0

1168,0

- выплата единовременных   денежных пособий молодым   специалистам

2250,0

-

600,0

750,0

900,0

- выплата единовременных   денежных пособий молодым   руководителям

750,0

-

150,0

300,0

300,0

- поддержка учебных   заведений. Уточняется   ежегодно до утверждения   областного бюджета

300,0

300,0

-

-

-

Федеральный бюджет

тыс. руб.

Уточняется ежегодно после принятия   областной Программы

Средства внебюджетных фондов

тыс. руб.

Будут определяться после создания   специального фонда

Прочие источники   (собственные средства   предприятий и личные   средства слушателей -   специалистов сельского   хозяйства)

тыс. руб.

Уточняются ежегодно в соответствии с   определением потребностей   сельскохозяйственных предприятий в   подготовке, переподготовке и   повышении квалификации кадров



Современный период развития сельского населения Ивановской области характеризуется обострившимися демографическими проблемами: низким уровнем рождаемости, растущей смертностью, значительным разрывом продолжительности жизни мужчин и женщин, диспропорцией в возрастно-половом составе проживающих в сельской местности, их старением, большим количеством разводов, нерациональными потоками миграции, слабой приживаемостью мигрантов, сохраняющейся малозаселенностью сельских населенных пунктов, трудностями в обеспечении сельского хозяйства трудовыми ресурсами.

Ивановская область - одна из наиболее урбанизированных областей Центрального федерального округа. Доля сельского населения составляет всего 17,6%, из которых в сельскохозяйственном производстве работает всего 29,0%.

В области сложилась тенденция увеличения регрессивного возрастно-полового состава сельского населения: снижение доли детей при одновременном увеличении доли лиц пенсионного возраста, а также наличие устойчивой диспропорции в соотношении полов с преобладанием женского контингента пенсионного возраста и недостатком их в трудоспособном возрасте.

Сельские жители пенсионного возраста составляют 27,0%, что почти в 4 раза больше нормы по классификации ООН.

Повышаются темпы естественной убыли сельского населения при резком снижении рождаемости. Если в 1990 году коэффициент сельской рождаемости был 12,5, то в 1999 году он стал 6,9. Число браков на селе снизилось в 1,8 раза и идет ориентация на малочисленную семью.

Количество сельских населенных пунктов сократилось на 17,0% и средняя заселенность их 69 человек. Основной причиной оттока сельского населения является отставание условий труда и жизни от соответствующих условий проживания городского населения.

Неблагополучная демографическая обстановка отрицательно влияет на формирование трудовых ресурсов и тормозит эффективность ведения сельского хозяйства.

Стратегия развития аграрной политики, ее стабилизация в решающей степени зависят от того, насколько проведение рыночных реформ на селе будет органично и эффективно сочетаться с мерами государственного регулирования и поддержки. Кризисные явления коснулись абсолютно всех сельскохозяйственных предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм производства. Более того, это вызывает цепную реакцию в смежных отраслях, затрагивая в конечном итоге интересы всей области. Социально-экономическое положение агропромышленного комплекса, несмотря на улучшение отдельных показателей его деятельности за последние два года, остается критическим.

Практика и опыт работы прошлых лет нашей страны, а также опыт многих других стран, переживших подобные кризисы, убедительно доказывают, что при любых условиях, при скудных материально-технических, финансовых и других ресурсах на первое место выдвигается человеческий фактор.

В связи с этим управление сельского хозяйства и продовольствия стремится совершенствовать работу с кадрами. За последнее время принят ряд нормативно-правовых документов: постановления коллегии: "О совершенствовании кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области", "О подготовке кадров в учебных заведениях", приказы: "О проведении очередной аттестации педагогических работников средних специальных учебных заведений", "Об итогах аттестации руководителей сельскохозяйственных предприятий в 1998 году", "Об организации целевой учебы и аттестации главных специалистов сельскохозяйственных предприятий в 1999 - 2000 году", "О проведении аттестации ответственных работников аппарата управления сельского хозяйства и продовольствия области".

Работа с кадрами ведется в основном через образование, то есть посредством их подготовки в аграрных образовательных учреждениях.

Образовательный комплекс села включает в себя 2 сельскохозяйственных лицея, 4 сельскохозяйственных профессиональных училища, 3 сельхозколледжа, Ивановскую государственную сельскохозяйственную академию и институт переподготовки кадров и агробизнеса.

Училища ежегодно выпускают более 800 юношей и девушек по самым разнообразным рабочим специальностям.

В системе среднего профессионального образования внедрена гибкая система подготовки кадров. Кроме традиционных отработанных специальностей: агрономия, зоотехния, ветеринария, механизация сельского хозяйства, бухгалтерский учет введено обучение и по новым для села специальностям: организация фермерского хозяйства, страховое дело, коммерция. Причем, если ранее во всех трех колледжах обучение специальностям не дублировалось, то последние годы подготовка по ряду одинаковых специальностей проводится во всех колледжах. Эта вынужденная мера проводится в связи с тем, что учеба и проезд к колледжу, удаленному от места жительства подростка, не обеспечивается финансовым положением сельской семьи.

Перестройка системы подготовки кадров затронула и высшее образование. В частности, в области отсутствовала подготовка собственных экономистов. Учитывая недостаточно качественный уровень работающих в хозяйствах экономистов и повышенное внимание к экономическим вопросам, в сельхозакадемии был открыт факультет по экономике и управлению аграрным производством. Прошли первые два выпуска экономистов.