ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 года N 459-П
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2016 ГОДАХ"
УТРАТИЛО СИЛУ с 01.01.2014 - Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 459-П; НГР RU37000201300880
ИЗМЕНЕНИЯ:
Постановление Правительства Ивановской области от 06.12.2012 N 510-П; НГР RU37000201200997
Постановление Правительства Ивановской области от 17.12.2013 N 533-П; НГР RU37000201301037
В соответствии с Законом Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области" и постановлением Правительства Ивановской области от 23.04.2008 N 77-п "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ивановской области, их формирования и реализации, Порядке проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Ивановской области "Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в 2012 - 2016 годах" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2012.
Губернатор Ивановской области
М.А.МЕНЬ
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.12.2011 N 459-п
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 06.12.2012 N 510-П, от 17.12.2013 N 533-П)
Администратор долгосрочной целевой
программы Ивановской области
"Улучшение инвестиционного климата
в Ивановской области в 2012 - 2016 годах":
Департамент экономического развития
и торговли Ивановской области
Сроки реализации программы:
2012 - 2016 годы
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2016 ГОДАХ"
(далее - ДЦП)
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 06.12.2012 N 510-П, от 17.12.2013 N 533-П)
Наименование ДЦП | Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в |
Срок реализации | 2012 - 2016 годы |
Администратор | Департамент экономического развития и торговли |
Исполнительные | Департамент экономического развития и торговли |
Цель ДЦП | Создание благоприятных экономических и имиджевых условий |
Целевые | Целевые индикаторы: |
Задачи ДЦП | Создание благоприятной для инвестиций административной |
Объем бюджетных | Общий объем бюджетных ассигнований по годам: |
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы и принятие ряда мер по созданию условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона, существует проблема, решение которой может быть осуществлено в долгосрочной перспективе, - низкий уровень инвестиционной привлекательности.
Несмотря на весьма благоприятный инвестиционный климат, Ивановская область занимает недостаточно высокие места по показателю фактической инвестиционной активности среди других субъектов Российской Федерации.
В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2009 - 2010 годы, проведенным рейтинговым агентством "Эксперт РА", регион отнесен к типу 3В2 - незначительный потенциал и умеренный риск. По инвестиционной привлекательности Ивановская область занимает 60 место, по уровню инвестиционного риска - 64 место среди 83 российских регионов.
В соответствии с докладом Министерства регионального развития Российской Федерации о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальных сферах Ивановская область по сводному индексу инвестиционной привлекательности переместилась с 78 до 80 места. Основными причинами являются:
- снижение показателя объема строительных работ, по которому область является лидером снижения;
- высокая доля убыточных предприятий (5 место по Российской Федерации).
Кроме того, низкие значения имеют такие "имиджевые" экономические показатели, как "Валовой региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения", "Производительность труда на одного занятого в экономике", "Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10000 населения", "Инвестиции на душу населения".
На ухудшении инвестиционного климата региона также сказываются низкая активность органов местного самоуправления в сфере привлечения инвестиций; инфраструктурные ограничения (неразвитость инженерной инфраструктуры). Не развито применение механизма государственно-частного партнерства в целях привлечения инвестиций для реализации значимых инвестиционных проектов. Бизнес-структуры слабо вовлечены в процесс разработки и реализации региональных инвестиционных программ и проектов.
В 2009 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 32 млрд. рублей, что на 18,5% выше уровня 2008 года.
В 2010 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 28,4 млрд. рублей, по отношению к 2009 году в сопоставимых ценах снизился на 18,1%.
В 2010 году объем инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) составил 23,6 тыс. рублей, или 81,5% к уровню предыдущего года.
В 2011 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается в 30,4 млрд. рублей, с приростом к 2010 году в сопоставимых ценах на 2%.
По оценке 2011 года объем инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) составит 25,3 тыс. рублей и увеличится на 2,3% по сравнению с 2010 годом.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Инвестиции в основной капитал (млн. рублей) | 26050,6 | 31956,4 | 28380,8 |
Индекс физического объема (в % к предыдущему | 129,6 | 118,5 | 81,9 |
В январе - декабре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в инвестиционной сфере отмечались следующие тенденции:
наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на реальный сектор экономики, прежде всего на транспорт и связь, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, на обрабатывающие производства, а также на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг;
основным источником инвестиций в основной капитал являлись привлеченные средства организаций;
наибольшая доля средств в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на строительство зданий и сооружений;
общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики, снизился;
снизились объемы работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";
увеличились темпы ввода в действие жилых домов.
Инвестиционная деятельность крупных и средних организаций Ивановской области характеризуется следующими показателями:
Виды инвестиций, характеризующие инвестиционную деятельность, и их структура
январь - | в % к итогу | ||
январь - | январь - | ||
1. Инвестиции в нефинансовые активы (без | 18250,6 | 100 | 100 |
инвестиции в основной капитал | 17806,6 | 97,6 | 98,8 |
инвестиции в нематериальные активы | 43,5 | 0,2 | 0,1 |
инвестиции в другие нефинансовые активы | 6,5 | менее 0,1 | менее 0,1 |
приобретено основных средств, бывших в | 394,0 | 2,2 | 1,1 |
2. Иностранные инвестиции, тыс. долларов | 67606,6 | 100 | 100 |
прямые | 6816,9 | 30,5 | 26,8 |
портфельные | - | - | менее 0,1 |
прочие | 60789,7 | 99,5 | 73,2 |
Кроме того, в регионе отсутствуют подготовленные земельные участки (инвестиционные площадки), обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и предназначенные для размещения инвесторами объектов инвестиционной деятельности (промышленных объектов). Наличие таких площадок, с учетом жесткой конкуренции между регионами за привлечение крупных инвесторов, является необходимым. Площади же действующих или бывших производств зачастую находятся в упадке либо не подходят под современные технологии. Поэтому необходимо создавать территории для промышленного развития - инвестиционные площадки.
Под инвестиционными площадками понимаются организованные (обустроенные) по единому проекту планировки для целей промышленной застройки земельные участки, обеспеченные необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.
При этом инженерная инфраструктура включает в себя объекты газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (хозяйственно-бытовой, промышленной и ливневой канализации), телекоммуникаций, пожарной безопасности. Транспортная инфраструктура - подъездные и внутриплощадочные автомобильные дороги, а также железнодорожные пути.
Инвестиционные площадки предназначены для размещения и нормального функционирования различных производств (центров, подразделений и т.п.) и сопутствующих им сервисов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.
Абзац 5 ИСКЛЮЧЕН - Постановление Правительства Ивановской области Ивановской области от 17.12.2013 N 533-П.
Чтобы увеличить объемы ВРП и пополнить консолидированный бюджет области, нужны инвестиции в крупные инновационные и инфраструктурные проекты. Для осуществления таких инвестиций в России действует Инвестиционный фонд. Однако в Ивановской области по состоянию на 2011 год не разработано ни одного масштабного инвестиционного проекта, который мог бы быть представлен для реализации в Инвестиционный фонд Российской Федерации и иностранным инвесторам для привлечения инвестиций. Разработка подобных проектов занимает достаточно длительное время и является дорогостоящей, поскольку предполагает привлечение иностранных и (или) российских консультантов с мировым опытом. Для реализации таких масштабных проектов необходимо привлекать институты развития. Имеется возможность участвовать в программах, предоставляющих на конкурсной основе гранты или кредиты на оказание финансовой помощи на предпроектную подготовку региональных значимых проектов.
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) как новая форма хозяйствования должно стать важнейшим рычагом в реализации основных целей, предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года. Проекты ГЧП представляют собой особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Основные практические формы ГЧП, которые следует использовать при создании новых проектов:
- строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры;
- строительство объектов социальной инфраструктуры (лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения), коммунальных сооружений (объектов канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами.
Данные виды деятельности являются первоочередными для "прорывного" развития Ивановской области. В условиях нехватки средств для реализации поставленных задач форма ГЧП является оптимальной для осуществления социально важных проектов и перспективных "точек роста" для региона.
Накопленный к настоящему времени арсенал форм и методов ГЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности передавать часть правомочий и рисков собственника частному сектору. В экономику привносятся своего рода частные товары и услуги, что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов. Таким образом, данный вид экономического сотрудничества является взаимовыгодным, так как бизнес получает прибыльные проекты, а государство, в свою очередь, решает проблему дефицита бюджетных средств.
Кроме того, при ГЧП более эффективно и прозрачно происходит работа с инвестором.