Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2011 года N 459-П

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2016 ГОДАХ"

УТРАТИЛО СИЛУ с 01.01.2014 - Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 459-П; НГР RU37000201300880

ИЗМЕНЕНИЯ:

Постановление Правительства Ивановской области от 06.12.2012 N 510-П; НГР RU37000201200997

Постановление Правительства Ивановской области от 17.12.2013 N 533-П; НГР RU37000201301037

В соответствии с Законом Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области" и постановлением Правительства Ивановской области от 23.04.2008 N 77-п "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ивановской области, их формирования и реализации, Порядке проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Ивановской области "Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в 2012 - 2016 годах" (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2012.

Губернатор Ивановской области
М.А.МЕНЬ


Приложение

к постановлению

Правительства

Ивановской области

от 13.12.2011 N 459-п

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 06.12.2012 N 510-П, от 17.12.2013 N 533-П)

Администратор долгосрочной целевой

программы Ивановской области

"Улучшение инвестиционного климата

в Ивановской области в 2012 - 2016 годах":

Департамент экономического развития

и торговли Ивановской области

Сроки реализации программы:

2012 - 2016 годы

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2016 ГОДАХ"

1. Паспорт долгосрочной целевой программы Ивановской области "Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в 2012 - 2016 годах"

(далее - ДЦП)


(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 06.12.2012 N 510-П, от 17.12.2013 N 533-П)

Наименование ДЦП

Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в
 2012 - 2016 годах

Срок  реализации
 ДЦП

2012 - 2016 годы

Администратор
 ДЦП

Департамент  экономического  развития  и  торговли
 Ивановской области

Исполнительные
 органы
 государственной
 власти
 Ивановской
 области,
 реализующие
 отдельные
 мероприятия ДЦП
 (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 06.12.2012 N 510-П )

Департамент  экономического  развития  и  торговли
 Ивановской области,
 Департамент  внутренней  политики  Ивановской  области,
 представительство Правительства Ивановской области в городе Москве

Цель ДЦП

Создание благоприятных экономических и имиджевых условий
 в Ивановской области

Целевые
 индикаторы  и
 ожидаемые
 результаты
 реализации ДЦП
 (в ред. Постановления Правительства Ивановской области Ивановской области от 17.12.2013 N 533-П )

Целевые индикаторы:
 - рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;

 - рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя.
 Ожидаемые результаты реализации ДЦП:
 - совершенствование областной законодательной базы, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности;

 - создание системы государственно-частного партнерства, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в целях повышения инвестиционной активности в регионе;

 - создание новых рабочих мест, увеличение производства товаров (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития региона

Задачи ДЦП

Создание благоприятной для  инвестиций  административной
 среды  и  информационное  обеспечение  инвестиционной
 деятельности.
 Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций.
 Государственная поддержка инвестиционной деятельности.
 Совершенствование  нормативной  правовой  базы,
 направленной  на  стимулирование  инвестиционной
 деятельности

Объем  бюджетных
 ассигнований  на
 реализацию  ДЦП
 (по  годам
 реализации)
 (в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 06.12.2012 N 510-П , от 17.12.2013 N 533-П )

Общий объем бюджетных ассигнований по годам:
 2012 год - 25810,1 тыс. рублей
 2013 год - 25876,1 тыс. рублей
 2014 год - 44524,9 тыс. рублей
 2015 год - 71380,5 тыс. рублей
 2016 год - 76441,6 тыс. рублей

2. Социально-экономическая проблема Ивановской области


2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации

Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы и принятие ряда мер по созданию условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона, существует проблема, решение которой может быть осуществлено в долгосрочной перспективе, - низкий уровень инвестиционной привлекательности.

Несмотря на весьма благоприятный инвестиционный климат, Ивановская область занимает недостаточно высокие места по показателю фактической инвестиционной активности среди других субъектов Российской Федерации.

В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2009 - 2010 годы, проведенным рейтинговым агентством "Эксперт РА", регион отнесен к типу 3В2 - незначительный потенциал и умеренный риск. По инвестиционной привлекательности Ивановская область занимает 60 место, по уровню инвестиционного риска - 64 место среди 83 российских регионов.

В соответствии с докладом Министерства регионального развития Российской Федерации о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальных сферах Ивановская область по сводному индексу инвестиционной привлекательности переместилась с 78 до 80 места. Основными причинами являются:

- снижение показателя объема строительных работ, по которому область является лидером снижения;

- высокая доля убыточных предприятий (5 место по Российской Федерации).

Кроме того, низкие значения имеют такие "имиджевые" экономические показатели, как "Валовой региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения", "Производительность труда на одного занятого в экономике", "Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10000 населения", "Инвестиции на душу населения".

На ухудшении инвестиционного климата региона также сказываются низкая активность органов местного самоуправления в сфере привлечения инвестиций; инфраструктурные ограничения (неразвитость инженерной инфраструктуры). Не развито применение механизма государственно-частного партнерства в целях привлечения инвестиций для реализации значимых инвестиционных проектов. Бизнес-структуры слабо вовлечены в процесс разработки и реализации региональных инвестиционных программ и проектов.

В 2009 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 32 млрд. рублей, что на 18,5% выше уровня 2008 года.

В 2010 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 28,4 млрд. рублей, по отношению к 2009 году в сопоставимых ценах снизился на 18,1%.

В 2010 году объем инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) составил 23,6 тыс. рублей, или 81,5% к уровню предыдущего года.

В 2011 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается в 30,4 млрд. рублей, с приростом к 2010 году в сопоставимых ценах на 2%.

По оценке 2011 года объем инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) составит 25,3 тыс. рублей и увеличится на 2,3% по сравнению с 2010 годом.

Таблица 1

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования


Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Инвестиции в основной капитал (млн. рублей)

26050,6

31956,4

28380,8

Индекс физического объема (в % к  предыдущему
 периоду в сопоставимых ценах)

129,6

118,5

81,9

В январе - декабре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в инвестиционной сфере отмечались следующие тенденции:

наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на реальный сектор экономики, прежде всего на транспорт и связь, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, на обрабатывающие производства, а также на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг;

основным источником инвестиций в основной капитал являлись привлеченные средства организаций;

наибольшая доля средств в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на строительство зданий и сооружений;

общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики, снизился;

снизились объемы работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";

увеличились темпы ввода в действие жилых домов.

Инвестиционная деятельность крупных и средних организаций Ивановской области характеризуется следующими показателями:

Таблица 2

Виды инвестиций, характеризующие инвестиционную деятельность, и их структура


январь -
 декабрь
 2010 года

в % к итогу

январь -
 декабрь
 2010 года

январь -
 декабрь
 2009 года

1. Инвестиции в  нефинансовые  активы  (без
 учета  субъектов  малого
 предпринимательства), млн. рублей

18250,6

100

100

инвестиции в основной капитал

17806,6

97,6

98,8

инвестиции в нематериальные активы

43,5

0,2

0,1

инвестиции в другие нефинансовые активы

6,5

менее 0,1

менее 0,1

приобретено  основных  средств,  бывших  в
 употреблении у других организаций

394,0

2,2

1,1

2. Иностранные  инвестиции,  тыс.  долларов
 США

67606,6

100

100

прямые

6816,9

30,5

26,8

портфельные

-

-

менее 0,1

прочие

60789,7

99,5

73,2

Кроме того, в регионе отсутствуют подготовленные земельные участки (инвестиционные площадки), обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и предназначенные для размещения инвесторами объектов инвестиционной деятельности (промышленных объектов). Наличие таких площадок, с учетом жесткой конкуренции между регионами за привлечение крупных инвесторов, является необходимым. Площади же действующих или бывших производств зачастую находятся в упадке либо не подходят под современные технологии. Поэтому необходимо создавать территории для промышленного развития - инвестиционные площадки.

Под инвестиционными площадками понимаются организованные (обустроенные) по единому проекту планировки для целей промышленной застройки земельные участки, обеспеченные необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.

При этом инженерная инфраструктура включает в себя объекты газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (хозяйственно-бытовой, промышленной и ливневой канализации), телекоммуникаций, пожарной безопасности. Транспортная инфраструктура - подъездные и внутриплощадочные автомобильные дороги, а также железнодорожные пути.

Инвестиционные площадки предназначены для размещения и нормального функционирования различных производств (центров, подразделений и т.п.) и сопутствующих им сервисов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.

Абзац 5 ИСКЛЮЧЕН - Постановление Правительства Ивановской области Ивановской области от 17.12.2013 N 533-П.

Чтобы увеличить объемы ВРП и пополнить консолидированный бюджет области, нужны инвестиции в крупные инновационные и инфраструктурные проекты. Для осуществления таких инвестиций в России действует Инвестиционный фонд. Однако в Ивановской области по состоянию на 2011 год не разработано ни одного масштабного инвестиционного проекта, который мог бы быть представлен для реализации в Инвестиционный фонд Российской Федерации и иностранным инвесторам для привлечения инвестиций. Разработка подобных проектов занимает достаточно длительное время и является дорогостоящей, поскольку предполагает привлечение иностранных и (или) российских консультантов с мировым опытом. Для реализации таких масштабных проектов необходимо привлекать институты развития. Имеется возможность участвовать в программах, предоставляющих на конкурсной основе гранты или кредиты на оказание финансовой помощи на предпроектную подготовку региональных значимых проектов.

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) как новая форма хозяйствования должно стать важнейшим рычагом в реализации основных целей, предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года. Проекты ГЧП представляют собой особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Основные практические формы ГЧП, которые следует использовать при создании новых проектов:

- строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры;

- строительство объектов социальной инфраструктуры (лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения), коммунальных сооружений (объектов канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами.

Данные виды деятельности являются первоочередными для "прорывного" развития Ивановской области. В условиях нехватки средств для реализации поставленных задач форма ГЧП является оптимальной для осуществления социально важных проектов и перспективных "точек роста" для региона.

Накопленный к настоящему времени арсенал форм и методов ГЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности передавать часть правомочий и рисков собственника частному сектору. В экономику привносятся своего рода частные товары и услуги, что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов. Таким образом, данный вид экономического сотрудничества является взаимовыгодным, так как бизнес получает прибыльные проекты, а государство, в свою очередь, решает проблему дефицита бюджетных средств.

Кроме того, при ГЧП более эффективно и прозрачно происходит работа с инвестором.