ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2009 года N 123-П

О СХЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований", Законом Ивановской области от 14.07.2008 N 82-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Ивановской области", распоряжением Правительства Ивановской области от 08.12.2008 N 444-рп "О градостроительной деятельности в Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:

1. Принять за основу проект схемы территориального планирования Ивановской области (прилагается).

2. Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области до 15.06.2009 доработать проект схемы территориального планирования Ивановской области с учетом замечаний и предложений, представленных Министерством регионального развития Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Ивановской области подготовить документы территориального планирования муниципальных образований.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области Чужбинкина А.Н.

Губернатор Ивановской области

М.А.МЕНЬ

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 15.04.2009 N 123-п

Схема территориального планирования Ивановской области Часть I. Положения о территориальном планировании Ивановской области (пояснительная записка)


Введение

Проект схемы территориального планирования Ивановской области выполнен в 3 этапа: на первом этапе проведен сбор и анализ материалов, необходимых для выполнения проекта; на втором этапе разработана "Концепция территориального развития"; на третьем этапе выполнен проект схемы территориального планирования Ивановской области (далее - Схема).

Схема состоит из пяти частей:

- I часть - "Положения о территориальном планировании Ивановской области";

- II часть - "Карты (схемы) территориального планирования Ивановской области";

- III часть - "Материалы по обоснованию схемы территориального планирования Ивановской области";

- III часть (ДСП) - "Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий" (Пояснительная записка и схема 3 (ДСП));

- IV часть - "Карты (схемы) по обоснованию проекта схемы территориального планирования Ивановской области";

- V часть - "Проект плана реализации схемы территориального планирования Ивановской области".

Схема разработана в соответствии с требованиями Градостроительного, Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Закона Ивановской области от 14.07.2008 N 82-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Ивановской области", других областных законодательных актов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

В Схеме использованы основные положения подготавливаемых и утвержденных органами государственной власти Российской Федерации документов, в частности, проекта концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, Транспортной, Энергетической стратегий России.

Содержание Схемы определено ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 14.07.2008 N 82-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Ивановской области" и утвержденным Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области Техническим заданием.

Подготовка Схемы осуществлялась в соответствии с п. 2 ст. 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, использовались результаты инженерных изысканий (изучение природных условий территорий, на которых должно осуществляться строительство, а также факторы техногенного воздействия на окружающую среду). В связи с отсутствием Технических регламентов в работе использовалась действующая на 01.01.2008 федеральная нормативно-правовая база в области градостроительства.

При обосновании мероприятий территориального планирования Схемы особое значение имели следующие документы: проект Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г., инвестиционные программы, одобренные Межведомственным советом по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области, действующие областные целевые программы и другие документы.

В составе Схемы разработаны 19 карт (схем), из которых 12 являются обязательными (утверждаемыми), остальные - обосновывающими, характеризующими современное использование территории области, оценку благоприятности территории для капитального строительства по комплексу ограничений, по инфраструктурной обеспеченности и др.

Проанализированы основные направления развития планировочной структуры и формирования систем расселения, а также перспективного функционального зонирования территории и устойчивого развития с выделением зон активизации хозяйственной деятельности, инновационного развития и "точек роста".

Дополнительно разработана "Сводная схема - основной чертеж" (карта (схема) А), на которой отображены все мероприятия по территориальному планированию.

Все утверждаемые карты (схемы) проекта схемы территориального планирования Ивановской области с 1 по 11, А и 18 и обосновывающие 13, 14 выполнены в ГИС программе Mapinfo (версия 7,5), остальные: 15, 16, 17 - в CorelDRAW - 7,12.

Для разработки карт (схем) была использована электронная топографическая основа масштаба 1:100000, предоставленная заказчиком в ГИС "Панорама" и конвертированная в ГИС Mapinfo - 7.5.

Работы по изготовлению электронно-топографической карты (ЭТК) Ивановской области в масштабе 1:100000 были выполнены ООО "Омега" на основании Государственного контракта N 1 от 25.04.2007 с привлечением данных дистанционного зондирования Земли (космической съемки) со спутника "IRS" с разрешением на местности 5,8 - 6,2 м, выполненного в 2006 году.

В соответствии с Техническим заданием разработан проект плана реализации схемы территориального планирования Ивановской области (далее - План реализации). После проведения процедур согласования и утверждения Схемы проект Плана реализации в течение трёх месяцев должен быть откорректирован и также утверждён.

Раздел 1. Описание целей и задач территориального планирования


Главной целью территориального планирования Ивановской области является обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственной власти. Территориальное планирование области - планирование развития её территории, включая установление функциональных зон, определение зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд Ивановской области, зон с особыми условиями использования территорий. Конкретные задачи территориального планирования вытекают из определения его назначения в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункт 1 статьи 9): "Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территории, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований".

Схема территориального планирования Ивановской области является важной частью стратегического управления развитием области наряду с проектом Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г.

В то же время Схема и документы территориального планирования других уровней (федерального и муниципального) в отношении её территории учитывают стратегические направления социально-экономического развития области и одновременно являются определённым этапом в достижении поставленных в этих документах задач.

Одновременно Схема является важным условием реализации Программного блока системы управления. С её учётом должны разрабатываться комплексные и целевые (отраслевые) программы областного уровня и аналогичные программы на муниципальном уровне.

В проекте Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г. из рассмотренных трёх сценариев возможного развития (либеральный, интенсивный (опережающий) и консервативный) рекомендуется как основной - сценарий интенсивного социально-экономического развития, по которому обеспечивается развитие социально-экономического комплекса и повышается роль и значение региона в достижении федеральных целей.

Основные стратегические направления развития Ивановской области связаны с задачами повышения уровня и качества жизни населения и обеспечения высоких темпов и устойчивого развития экономики.

Определённые проектом Стратегии задачи полностью отвечают целям и задачам схемы территориального планирования Ивановской области. Проектные предложения по территориальному планированию направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития путем последующей реализации планируемых мероприятий органами управления области через градостроительную, земельную, инвестиционную, экономическую политику.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предполагает взаимную увязку мероприятий по территориальному планированию и землепользованию. В частности, определение зон размещения объектов капитального строительства должно учитывать категории земель, на которых предполагается их размещение.

В Схеме в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации обосновываются предложения по размещению особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменению границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе, а также даются основные направления возможного изменения границ и предложения по преобразованию муниципальных образований. Эти предложения имеют правовой характер и должны учитываться в конкретной правоприменительной практике при решении вопросов установления вида целевого использования земель, предоставлении земельных участков.

Принципы устойчивого развития территории тесно связаны с задачами обеспечения экологического равновесия природно-ландшафтных комплексов. Для этого в Схеме анализируется техногенное воздействие на окружающую среду, изучается развитие особо охраняемых природных территорий и обосновывается необходимость сохранения существующих природоохранных территорий и организации ООПТ лечебно-оздоровительного назначения для действующих санаториев им. Станко и "Решма", а также резервирования экологически ценных территорий для рекреационного использования на расчётный срок.

Изменение границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе имеет целью рациональное использование ценных сельскохозяйственных земель. В порядке реализации нового Лесного кодекса Российской Федерации входившие в земли сельскохозяйственного назначения сельские леса передаются в лесной фонд, в результате площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшится. В то же время десятки тысяч земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не используются для сельского хозяйства (зелёные площадки). Ивановская область обладает огромным потенциалом неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, которые необходимо использовать для развития эффективного аграрного бизнеса.

В Схеме также выделяются участки ценных, особо продуктивных сельскохозяйственных земель, не подлежащих переводу в другие категории.

Важной задачей территориального планирования является установление и изменение в установленном законом порядке границ муниципальных образований. В перспективном периоде неизбежно произойдут изменения границ и статуса муниципальных образований, связанные с изменением характера использования территории, системы расселения, развития транспортной инфраструктуры, диверсификацией экономической базы населённых мест, развитием новых видов экономической деятельности. В связи с этим в Схеме проанализированы возможные направления таких изменений.

Необходимость учёта множества факторов, влияющих на развитие территории, вызывает необходимость анализа её комплексного развития и выявления ограничений по её использованию.

По Градостроительному кодексу Российской Федерации оценка комплексного развития территории тесно связана с задачами размещения объектов капитального строительства регионального значения и определением территорий, благоприятных для капитального строительства.

Целью комплексного развития является взаимоувязанное развитие отраслей специализации и объектов капитального строительства регионального, федерального и местного значения, предотвращение возможных конфликтов, связанных с использованием территории. Оценка комплексного развития отражает уровень увязки региональных интересов с федеральными задачами и иными интересами по использованию территории и определяет предпосылки для решения частных задач территориального планирования.

Целями и задачами комплексного развития территории области являются:

развитие производительных сил на основе сбалансированного учета социальных, экологических и экономических факторов;

формирование единого хозяйственного комплекса на основе взаимоувязанного развития ведущих и вспомогательных отраслей федеральной специализации, отраслей регионального значения, транспортной, инженерной и социальной инфраструктур;

взаимная увязка интересов промышленного освоения, сельскохозяйственной и природоохранной деятельности для обеспечения устойчивого развития территории.

Важной задачей территориального планирования области является выявление ограничений комплексного развития, которые утверждаются в составе положений территориального планирования. Ограничения комплексного развития территории Ивановской области включают: зоны с особыми условиями использования территории (охранные зоны: объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, гидрометеорологических станций, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов и др.). Зоны с особыми условиями использования территории подразделяются на зоны природоохранного назначения, охранные зоны техногенных объектов и объектов культурного наследия.

При обосновании состава ограничений устанавливаются факторы и границы территорий возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом мероприятия по защите территории, а также инженерной подготовке должны разрабатываться в градостроительной документации по планировке территорий.

Важной обосновывающей схемой в составе Схемы является функциональное зонирование, которое разрабатывается с учетом сложившейся хозяйственной специализации территории, задач комплексного использования природно-ресурсного потенциала, сохранения окружающей среды и рационального природопользования.

Необходимым условием комплексности и устойчивости социального и экономического развития территории является её инфраструктурная обеспеченность. Поэтому одна из важнейших задач Схемы - определение направлений развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур регионального значения на основе оценки сложившегося уровня их развития и выделение границ зон размещения объектов капитального строительства регионального значения. При этом все объекты условно подразделяются на линейные, площадные и точечные.

Для выявления зон размещения объектов капитального строительства необходимо провести укрупненную оценку территории по степени благоприятности для капитального строительства, учесть наличие ограничений, изучить специфику природных условий, оценить инфраструктурную обеспеченность территории, её градостроительную освоенность и особенности современного хозяйственного использования территории.

Оценка благоприятности территории для капитального строительства проведена по комплексу имеющихся ограничений и по инфраструктурной обеспеченности территории.

При этом учтены особенности природно-климатических, инженерно-геологических, экологических и ландшафтных условий, наличие зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель и ландшафтов, объектов культурного наследия, обеспечение условий безопасности жизнедеятельности населения.

Основные направления развития территории определяются с учетом взаимной увязки федеральных, региональных и местных интересов, а также задач рационального использования богатого природного, минерально-сырьевого, сельскохозяйственного, историко-культурного потенциалов, сбалансированного природопользования и сохранения экологического равновесия среды жизнедеятельности и др.

Работы по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию должны быть использованы при разработке проектно-сметной документации объектов капитального строительства. Практическим результатом Схемы является план ее реализации, в котором устанавливаются сроки подготовки документации по планировке территорий зон размещения объектов капитального строительства регионального значения, сроки разработки проектной документации и сроки строительства объектов.

В комплексных программах социально-экономического развития, схемах развития отраслей народного хозяйства, схемах развития и размещения производительных сил обосновываются приоритетные направления инвестиционной политики, а также перечень рекомендуемых к строительству объектов.

На основании этих предложений в Схеме определяются зоны их размещения, а в последующей градостроительной и архитектурно-строительной документации устанавливаются градостроительные и архитектурные параметры планируемых объектов.

Таким образом, Схема становится важным промежуточным звеном в обосновании и реализации инвестиционных программ и проектов.

План реализации Схемы (включая мониторинг её реализации) является важным условием реализации Программного блока системы управления. С её учётом должны разрабатываться комплексные и целевые (отраслевые) программы областного уровня и аналогичные программы на муниципальном уровне. В разрабатываемый в составе настоящего этапа План реализации включаются объекты капитального строительства I очереди.

План реализации Схемы (включая мониторинг её реализации) является также важной частью системы стратегического управления - мониторинга реализации всего комплекса стратегических документов, особенно в области разработки и реализации инвестиционной политики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»