ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2010 года N 305
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2011-2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РМ от 23.12.2013 N 583.
____________________________________________________________________
(наименование в ред. постановления Правительства РМ от 06.06.2011 г. N 195)
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия
от 09.03.2011 г. N 68, от 06.06.2011 г. N 195, от 31.10.2011 г. N 409, от 12.12.2011 г. N 468, от 20.12.2011 г. N 482, от 26.12.2011 г. N 502, от 06.08.2012 г. N 300)
В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятия эффективных мер по дальнейшей реализации политики энергосбережения Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011 - 2020 годы (далее - Программа).
(в ред. постановления Правительства РМ от 06.06.2011 г. N 195)
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия принять меры по обеспечению реализации мероприятий Программы подведомственными организациями.
3. Министерству энергетики и тарифной политики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия предусматривать ежегодно при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия выделение финансовых средств для реализации Программы.
(в ред. постановления Правительства РМ от 09.03.2011 г. N 68)
Объемы бюджетных ассигнований, планируемых на финансирование Программы, являются прогнозными и подлежат уточнению в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год (и плановый период).
Объемы финансирования программных мероприятий организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, подлежат ежегодному уточнению исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министра энергетики и тарифной политики Республики Мордовия А.В. Егорычева.
(пункт 4 изложен в ред. постановления Правительства РМ от 09.03.2011 г. N 68)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В. Волков
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2011 - 2020 ГОДЫ ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011 - 2020 годы
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011 -2020 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия |
Государственные заказчики и исполнители Программы | Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерство культуры Республики Мордовия, Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Министерство печати и информации Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения |
Основные разработчики Программы | Министерство экономики Республики Мордовия, Межведомственная рабочая группа по разработке Программы, созданная распоряжением Правительства Республики Мордовия от 1 марта 2010 г. N 69-Р |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | цель Программы - снижение потребления топливно- энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта путем их наиболее полного и рационального использования во всех секторах экономики Республики Мордовия за счет внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий и проектов. Основные задачи Программы: выявление потенциала энергосбережения на основании обязательных энергетических обследований; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2020 годы, в том числе: I этап - 2011 - 2015 годы; |
Перечень основных программных мероприятий | основные программные мероприятия по повышению энергоэффективности: в энергетике; |
Объемы и источники финансирования Программы | всего на реализацию энергосберегающих мероприятий и проектов на 2011 - 2020 годы предусматривается 11002,6 млн. рублей, в том числе: I этап (2011 - 2015 годы) - 6678,1 млн. рублей, II этап (2016 - 2020 годы) - 4324,5 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение достижения за счет реализации мероприятий и проектов Программы по повышению энергоэффективности: снижения энергоемкости валового регионального продукта на 50% на I этапе ( 2011 - 2015 годы) и на 53% за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы); |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы | управление и контроль за реализацией Программы осуществляют государственный заказчик - координатор и государственные заказчики в соответствии с Порядком разработки и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 . |
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и направлена на повышение энергоэффективности экономики Республики Мордовия и, как следствие, рост конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности Республики Мордовия.
Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в т.ч. за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
Мероприятия Программы сбалансированы, охватывают все отрасли экономики республики, являются инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики и базовым элементом технологического перевооружения региона.
Вопросы повышения энергетической эффективности сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З, Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г. N 589.
Реализация политики энергосбережения в республике осуществлялась на комплексной основе в рамках республиканских целевых программ "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001 - 2005 годы" и "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006 - 2010 годы".
Всего за последние 10 лет было выполнено 365 комплексных программных мероприятий, в том числе 208 - в реальном секторе экономики, 157 - в социальной сфере. В июне 2010 года в Республике Мордовия начала функционировать первая сельская мини-ГЭС мощностью 0,4 МВт, построенная на плотине Токмовского гидроузла. Было освоено по Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006 - 2010 годы" более 14 млрд. рублей, в том числе 93 млн. рублей средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
В результате республике удалось добиться снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере на 22 - 24%, обеспечить снижение энергоемкости производства на 21% (по сравнению с базовым 2001 годом).
Достигнуто 100-процентное оснащение приборами учета энергоресурсов зданий, в которых размещены органы государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления.
В учреждениях бюджетной сферы осуществлен перевод отопления с твердого топлива на газ, модернизированы котельные, проведена наладка гидравлических режимов систем теплоснабжения, внедрена система автономного отопления. Практически повсеместно установлены приборы учета энергоресурсов. Уровень обеспеченности приборами учета энергоресурсов в социальной сфере составляет:
по воде - до 90%;
по теплу - до 80%;
по электроэнергии и газу - 100%.
На предприятиях реального сектора экономики реализовались мероприятия по повышению энергетической эффективности на основе технического и технологического совершенствования производств, выявлению потерь и нерационального расходования энергоресурсов по результатам энергетических обследований предприятий, разработке и реализации соответствующих энергосберегающих проектов, что обеспечило общее снижение энергоемкости промышленной продукции на 34 процента.
Жилищный фонд республики характеризуется следующими значениями по оснащению приборами учета. Из почти 18 тысяч многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета:
холодной воды - 64% (2398 домов из 3768, подлежащих оснащению);
горячей воды - 66% (1201 дом из 1830, подлежащих оснащению);
тепловой энергии - 72% (1939 домов из 2697, подлежащих оснащению);
электроэнергии - 86% (3634 дома из 4211, подлежащих оснащению).
Из более 178 тысяч индивидуальных жилых домов оснащены приборами учета:
воды - 35% (более 51,8 тысяч домов);
природного газа - 68% (более 121 тысячи домов);
электроэнергии - 100 процентов.
Положения Федерального закона требуют к 2012 году полного обеспечения приборами учета, в т.ч. в жилищном фонде не только общедомовыми, но и, где позволяет техническая возможность, поквартирными. Предъявляется еще целый ряд жестких требований повышения энергоэффективности, включая проведение энергетических обследований, заключение энергосервисных контрактов, замену неэффективного оборудования.
Решение проблемы энергосбережения требует комплексного и системного подхода, в связи с чем необходимо повысить уровень согласованности действий по ряду направлений: нормативно-правовое обеспечение, организация и управление, научное обеспечение, технические и технологические меры, тарифное регулирование, производство энергосберегающего оборудования, экономическое стимулирование энергосбережения, подготовка кадров.
Текущее состояние энергетического комплекса характеризуется повышенным износом основных фондов, что является угрозой его энергобезопасности. Так, филиал ОАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" имеет трансформаторное оборудование со сроком службы 35 лет (износ - 86%), коммутационные аппараты - 34 года (износ - 85%) и высоковольтные линии - 30 лет (износ 77%).
Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях экономического кризиса 2008 - 2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения загрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге, доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса.
Низкая энергоэффективность ЖКХ и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на местные, республиканский и федеральный бюджеты и снижает финансовую стабильность. Расходы консолидированного бюджета Республики Мордовия на ЖКХ выросли с 535,7 млн. рублей в 2000 году до почти 3,0 млрд. рублей в 2009 году. Более 15% расходов как республиканского бюджета Республики Мордовия, так и местных бюджетов приходится на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг.
Реализации огромного потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют разную природу: ценовые и финансовые барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные, культурные, поведенческие. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности.
Повышение энергоэффективности в Республике Мордовия потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, республиканских органов власти, местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов субъектов экономики с учетом создаваемой единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в Российской Федерации. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами.
Предусматриваются следующие варианты решения указанных проблем, а также оценка преимуществ и рисков.
Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к снижению, а увеличению энергоемкости ВРП республики.
Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Программы. Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования. Разработка и внедрение энергосберегающих мероприятий должны основываться на целевых республиканских, ведомственных, муниципальных и инвестиционных программах.
Реализация второго варианта решения проблемы позволит обеспечить выполнение основных индикаторов Программы.
Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на финансовом рынке Российской Федерации, остаются тяжелыми условия привлечения в реальный сектор экономики финансовых средств кредитных организаций. В этой связи могут возникнуть определенные трудности по реализации программных направлений на инвестиционной стадии проектов. Инструментами, снижающими (исключающими) риски в данном направлении работы, могут выступать институты государственной и (или) муниципальной поддержки (предоставление на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия, а также меры по стимулированию проведения подготовительных работ (энергоменеджмент, подготовка технико-экономических обоснований, энергетические обследования предприятий и объектов ЖКХ, зданий и сооружений). Принимая во внимание необходимый объем инвестиций в бюджетных составляющих софинансирования, следует учитывать возможное отклонение от сроков наполнения бюджетов, что приведет к соразмерному сдвигу сроков реализации программных направлений.
Из двух вариантов решения проблемы наиболее целесообразным является второй вариант, при котором основные усилия будут направлены на максимальное расширение источников финансирования по всем программным мероприятиям.
Программа преемственна в отношении главных методологических и содержательных основ, заложенных в программах "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001 - 2005 годы" и "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006 - 2010 годы".
Решение основных задач Программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на многих рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Одним из основных целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года обозначена безопасность общества. В качестве одного из направлений системного достижения поставленной цели выбран переход экономики республики на инновационный социально ориентированный тип развития. Необходимым условием для этого является создание инновационного и эффективного производственного сектора, вносящего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие экономики муниципальных образований и республики в целом.
Для устранения энергетических барьеров (нехватка энергомощностей, высокий износ основных фондов и т.п.) социально-экономического развития Республики Мордовия и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоемкости валового внутреннего продукта.
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" установлена цель по повышению энергоэффективности: снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% к уровню 2007 года (в 2015 году на 7,4%), обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.