РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 июня 2010 года N 304-Р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011 - 2015 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра экономики Республики Мордовия В.Н.Мазова.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
Политика энергосбережения и повышения энергетической эффективности является составляющей общей стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года и выступает основной линией повышения конкурентоспособности в соответствии с Республиканской целевой программой развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы.
На период 2011 - 2015 годов особые усилия по реализации политики энергоэффективности, учитывая направленность социально-экономического развития Республики Мордовия и возможности финансового обеспечения решаемых проблем, необходимо сосредоточить в следующих отраслях:
бюджетная сфера;
реальный сектор экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, энергетика);
жилищно-коммунальное хозяйство.
Реализация Программы позволит снизить энергоемкость ВРП Республики Мордовия, что обеспечит решение стратегических задач социально-экономического развития Республики Мордовия, нацеленных на повышение энергетической безопасности, рост экономики и повышение качества жизни населения.
В республике реализована Республиканская целевая программа "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001 - 2005 годы", завершается реализация Программы "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006 - 2010 годы". В результате реализации указанных программ удалось добиться снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) в бюджетной сфере на 17 процентов.
В учреждениях бюджетной сферы осуществлен перевод отопления с твердого топлива на газ, модернизированы котельные, проведена наладка гидравлических режимов систем теплоснабжения, перевод объектов на автономное отопление, осуществлена установка приборов учета энергоресурсов.
На предприятиях реального сектора экономики реализовались мероприятия по повышению энергетической эффективности на основе технического и технологического совершенствования производств, выявлению потерь и нерационального расходования энергоресурсов по результатам энергетических обследований предприятий, разработке и реализации соответствующих энергосберегающих проектов, что обеспечило общее снижение энергоемкости промышленной продукции на 34 процента.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 года N 559 "О Программе действий Правительства Республики Мордовия на 2010 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию" Минэкономики Республики Мордовия поручено разработать Республиканскую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011 - 2015 годы.
Анализируя проводимую Правительством Республики Мордовия работу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Мордовия, следует выделить следующие наиболее проблемные направления работы в этой области:
правовая база энерго- и ресурсосбережения;
энергоменеджмент и проведение обязательных энергетических обследований предприятий и объектов ЖКХ;
тарифная политика;
информационное обеспечение, обучение и пропаганда в области энергосбережения;
автоматизация учета и контроля за потреблением ТЭР;
использование вторичных энергоресурсов;
развитие малой энергетики;
производство биотоплива.
В масштабах страны в целом задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности предполагается решать в рамках комплексных (пилотных) проектов:
"Считай - экономь - плати";
"Энергоэффективный квартал";
"Энергоэффективный социальный сектор";
"Новый свет";
"Малая комплексная энергетика".
Республика Мордовия планирует активно участвовать в реализации указанных проектов.
Для повышения энергоэффективности в Республике Мордовия в процессы энергосбережения необходимо вовлекать исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления, все отрасли экономики, всех потребителей ТЭР, включая население. В решении поставленной проблемы наиболее эффективным, позволяющим координировать усилия всех участников энергетического рынка и достичь поставленных целей, является программно-целевой метод.
Энергоемкость валового регионального продукта в 2008 году составила 27,63 тут/млн. рублей. Начиная с 2010 года ожидается рост энергоемкости ВРП, к 2015 году она увеличится на 5% в сопоставимых ценах 2008 года, что может привести к:
снижению конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями Республики Мордовия;
повышению бюджетных расходов на ТЭР;
повышению тарифов на ТЭР;
снижению уровня жизни населения Республики Мордовия.
При отсутствии программно-целевого метода не будет достигнута поставленная цель - снижение энергоемкости ВРП.
Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к снижению, а увеличению энергоемкости ВРП республики.
Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа). Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования. Разработка и внедрение энергосберегающих мероприятий должны основываться на целевых республиканских, ведомственных, муниципальных и инвестиционных программах.
Реализация второго варианта решения проблемы позволит снизить энергоемкость ВРП к 2015 году не менее чем на 7,4% по сравнению с 2007 годом и создаст условия для ее дальнейшего снижения до 40% к 2020 году.
Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на финансовом рынке Российской Федерации, остаются тяжелыми условия привлечения в реальный сектор экономики финансовых средств кредитных организаций. В этой связи могут возникнуть определенные трудности по реализации программных направлений на инвестиционной стадии проектов. Инструментами, снижающими (исключающими) риски в данном направлении работы, могут выступать институты государственной и (или) муниципальной поддержки (предоставление на конкурсной основе государственной и (или) муниципальной гарантии, различных видов субсидий из республиканского и (или) муниципального бюджетов, а также меры по стимулированию проведения подготовительных работ (энергоменеджмент, подготовка технико-экономических обоснований, энергетические обследования предприятий и объектов ЖКХ, зданий и сооружений). Принимая во внимание необходимый объем инвестиций в бюджетных составляющих софинансирования, следует учитывать возможное отклонение от сроков наполнения бюджетов, что приведет к соразмерному сдвигу сроков реализации программных направлений.
Сопоставляя два варианта решения проблемы, наиболее целесообразным является второй вариант, при котором основные усилия будут направлены на максимальное расширение источников финансирования по всем программным мероприятиям.
Реализация Программы предполагается в период с 2011 по 2015 год.
Первоочередными являются следующие направления мероприятий:
повышение энергоэффективности в электроэнергетике;
повышение энергоэффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры;
повышение энергоэффективности в промышленности;
повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве;
повышение энергоэффективности на транспорте;
повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы;
повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
расширение использования возобновляемых источников энергии;
нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
Разработка Программы и ее реализация являются частью государственной энергосберегающей политики Республики Мордовия на период до 2015 года. Основной целью Программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Республики Мордовия и снижения энергоемкости ВРП (по сравнению с 2007 годом).
Достижение поставленной цели возможно только при целенаправленной, постоянной реализации государственной энергосберегающей политики, основными задачами которой в предстоящий период являются:
обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики республики, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики, реализации пилотных энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
сохранение и расширение потенциала доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии.
Основные целевые индикаторы Программы приведены в приложении.
На реализацию Программы предварительно планируется направить 6045,6 млн. рублей. Объем финансирования мероприятий на реализацию Программы представлен в таблице 1.
Объемы финансовых средств, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и уточняются ежегодно при подготовке и утверждении бюджетов на соответствующий год.
Объем финансирования мероприятий Программы
Источники финансирования | Источники финансирования, млн. рублей | |||||
всего | в том числе по годам: | |||||
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Федеральный бюджет | 40 | 0 | 20 | 20 | 0 | 0 |
Республиканский бюджет Республики Мордовия | 400,2 | 115,8 | 90,1 | 64,8 | 57,9 | 71,6 |
Местные бюджеты | 39,6 | 8,4 | 8,2 | 8,6 | 7,3 | 7,1 |
Внебюджетные источники | 5565,8 | 847 | 987,3 | 1239,1 | 1194,6 | 1297,8 |
Итого | 6045,6 | 971,2 | 1105,6 | 1332,5 | 1259,8 | 1376,5 |
Планируемый объем снижения энергоемкости в 2015 году составит 7,4% по отношению к 2007 году.
Планируемое снижение потребления ТЭР за период реализации Программы представлено в таблице 2.
Планируемое снижение потребления ТЭР за счет реализации Программы