4. СТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРОЕКТНОЕ ОЧЕРТАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
4.1. Вертикальные размеры габарита подвижного состава поверху являются одновременно и теми максимальными строительными размерами, которые может иметь проектируемый по нему подвижной состав по высоте в ненагруженном состоянии.
Наименьшие допускаемые вертикальные строительные размеры проектируемого подвижного состава понизу получают путем увеличения соответствующих вертикальных размеров габарита подвижного состава на величину возможного в эксплуатации статического параллельного понижения подвижного состава вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, а для обрессоренных деталей и вследствие равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки (без учета динамических колебаний).
Для подвижного состава, в процессе эксплуатации которого возможна замена колесных пар одного диаметра на колесные пары другого диаметра, вертикальные размеры должны определяться: поверху - при колесах наибольшего возможного диаметра; понизу - при колесах наименьшего возможного диаметра и подшипниках скольжения.
4.2. Максимальные допускаемые горизонтальные строительные размеры подвижного состава получают путем уменьшения поперечных размеров соответствующего габарита подвижного состава с каждой стороны на величины необходимых ограничений , и (поперечных смещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых разбегов и износов деталей его ходовых частей), мм, определяемых по формулам:
ограничение направляющих поперечных сечений* подвижного состава
________________
* Под направляющими поперечными сечениями подвижного состава в настоящем стандарте понимаются сечения по пятникам, направляющим осям или другие, имеющие наименьшие поперечные смещения с оси пути.
; (1)
внутреннее ограничение поперечных сечений подвижного состава, расположенных между его направляющими сечениями
; (2)
наружное ограничение поперечных сечений подвижного состава, расположенных снаружи его направляющих сечений
; (3)
где - расстояние между направляющими сечениями подвижного состава (база подвижного состава), м;
- расстояние от рассматриваемого поперечного сечения подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м;
- максимальная ширина колеи в кривой расчетного радиуса, мм;
- минимальное расстояние между наружными гранями предельно изношенных гребней бандажей, мм;
- наибольшее возможное поперечное перемещение в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения рамы тележки относительно колесной пары вследствие зазоров при максимальных износах и деформаций упругих элементов в буксовом узле и узле сочленения рамы тележки с буксой, мм;
- наибольшее возможное поперечное перемещение в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения кузова относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаний в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм;
- величина, на которую допускается выход подвижного состава, проектируемого по габаритам 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и 1-ВМ (в нижней части), за очертания этих габаритов в кривых участках пути R=250 м, мм;
- величина дополнительного поперечного смещения в кривых участках пути расчетного радиуса (200 м - для габаритов Т, Тц, Тпр и 1-Т и верхней части габарита 1-ВМ; 250 м - для габаритов 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и нижней части габарита 1-ВМ) тележечного подвижного состава, мм;
- коэффициент размерности, зависящий от величины расчетного радиуса кривой (200 м - для габаритов Т, Тц, Тпр и 1-Т и верхней части габарита 1-ВМ; 250 м - для габаритов 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и нижней части габарита 1-ВМ), мм/м;
- величина, на которую допускается выход подвижного состава, проектируемого по габаритам Т, 1-Т, Тц, Тпр и 1-ВМ (в верхней части), за очертания этих габаритов в кривых участках пути R=200 м, мм;
и - дополнительные ограничения внутренних и наружных сечений подвижного состава, мм, имеющие место только у очень длинного подвижного состава и определяемые из условия вписывания в кривую радиуса R=150 м. У обычного подвижного состава массовой постройки значения и ра
вны нулю.
4.3. Максимально допускаемая ширина подвижного состава , мм, на некоторой высоте H над уровнем верха головки рельса в рассматриваемом сечении определяется по формуле
, (4)
где - полуширина соответствующего габарита подвижного состава на рассматриваемой высоте, мм;
- одно из указанных выше ограничений , или , мм.
4.4. Если при проектировании подвижного состава по габаритам Т, Тц, Тпр, 1-Т и верхней части габарита 1-ВМ в приведенных в п.4.2 формулах (1-3) отдельно взятая величина в скобках , или окажется отрицательной, то она не учитывается, то есть принимается равной нулю. При этом расчет ограничений , и в этом случае производится из условия вписывания в габарит на прямом участке пути по формулам:
;
,
где , и - ограничения полуширины соответствующих сечений подвижного состава на прямом участке пути, мм;
- максимальная ширина колеи на прямом участке, мм, остальные значения буквенных обозначений те же, что в формулах (1), (2), (3).
При расчетах ограничений , и для подвижного состава габаритов 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и нижней части подвижного состава габарита 1-ВМ отрицательные значения указанных величин в скобках должны быть учтены. При этом, если ограничения, и получаются отрицательными, то они не учитываются (принимаются равными нулю) и ширина подвижного состава в соответствующем сечении принимается равной ширине габар
ита.