Осуществление экономической реформы, переход к рыночным отношениям требуют серьезного обновления российского законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики, приближения его к международным правовым стандартам.
За прошедшие годы проделана значительная работа по совершенствованию гражданского и уголовного законодательства. Введены в действие первая и вторая части Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие права собственности и другие вещные права, вопросы, возникающие из обязательственных отношений. Приняты Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О бюджетной классификации Российской Федерации", "О рынке ценных бумаг", "О некоммерческих организациях", а также Семейный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации.
В законодательство введены новые понятия, возникли новые правовые институты. Закрепляются новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей.
Однако проблема укрепления законности и правопорядка в российском обществе по-прежнему остается достаточно острой, и ее решение является одним из важнейших условий осуществления социально-экономических преобразований. Основной задачей законодательного обеспечения экономической реформы в 1997-2000 годах станет достижение правовой стабильности государства и общества.
Укрепление законности и правопорядка в стране предусматривает развитие законодательной базы, в том числе правового обеспечения рыночных отношений, реформирование судебной системы, совершенствование правоприменительной деятельности, усиление борьбы с преступностью, в том числе экономической.
Совершенствование системы федерального законодательства будет осуществляться прежде всего путем систематизации действующих законов и других нормативных актов. В этих целях в 1997-2000 годах будет принят Федеральный закон "О нормативных правовых актах", обновлен Общеправовой классификатор отраслей законодательства, подготовлен и издан Свод законов Российской Федерации. В 1997 году будет разработана и утверждена единая Государственная законодательная программа на 1997-2000 годы, объединяющая усилия всех субъектов законодательной инициативы.
Развитие правового обеспечения рыночных отношений в рамках настоящей Программы будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования в сфере социально-экономических отношений. В этих целях предусматривается:
- совершенствование налогового законодательства, которое должно быть направлено на повышение собираемости налогов, упорядочение системы налогов, расширение налоговой базы, усиление ответственности за нарушения налогового законодательства. В то же время налоговое законодательство должно стимулировать предпринимательство, привлечение средств, в том числе сбережений населения, в сферу инвестиций. В 1997-1998 годах будет принят Налоговый кодекс Российской Федерации, которым должно завершиться реформирование налоговой системы;
- совершенствование управления бюджетным процессом, в том числе развитие бюджетного федерализма путем создания рациональной системы взаимоотношений бюджетов всех уровней. Будут приняты новые редакции законов "Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе в Российской Федерации", "О бюджетной классификации", "Об организации торгов (тендеров) на закупку товаров (услуг) для государственных нужд".
- регулирование кредитно-денежных отношений, создание правового механизма ликвидации кредитных учреждений за участие в финансовых операциях, связанных с легализацией средств, полученных преступным путем, а также санации и ликвидации неплатежеспособных банков и других кредитных учреждений;
- совершенствование правовой базы вексельного обращения (в том числе в топливно-энергетическом комплексе) и отношений по регулированию рынка заимствований;
- развитие законодательства, регулирующего отношения собственности. Необходимо принять законодательные акты, определяющие правовой механизм эффективного управления собственностью, способствующие укреплению института частной собственности, направленные на охрану интеллектуальной собственности, регулирующие вопросы наследования. В 1997 году необходимо принять законы "Об иммунитете государства и его собственности" и "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", определяющие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а также порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации, что позволит повысить эффективность управления государственной собственностью;
- развитие законодательства о юридических лицах и совершенствование процедур регистрации юридических лиц, в том числе разработка условий, при которых станет невозможным появление фирм однодневок, создающихся под одну сделку и исчезающих после ее совершения;
- создание цивилизованного рынка недвижимости. Для этого будет законодательно определен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и осуществления сделок с ним, залога земли (ипотеки). Необходимо принять Земельный кодекс Российской Федерации, который обеспечит надлежащие гарантии развития земельного рынка;
- совершенствование правового обеспечения отраслей естественных монополий;
- совершенствование практики хозяйственной деятельности, создание необходимых гарантий для соблюдения законности во взаимоотношениях органов государственной власти и субъектов хозяйствования, что требует перехода к единому на территории Российской Федерации регламентированному порядку лицензирования, который предусмотрен в проекте федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в сферу производства. В 1997-1998 годах необходимо принять законы "Об иностранных инвестициях", "О свободных экономических зонах", "О концессионном договоре" и др.;
- создание соответствующей мировым стандартам правовой базы для предупреждения, выявления и пресечения злоупотреблений в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. В 1997 году необходимо принять в новой редакции Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле";
- внесение изменений в законодательство, регулирующее процессы в социальной сфере, в том числе подготовка и принятие Трудового и Жилищного кодексов Российской Федерации, законов "О прожиточном минимуме", "О пенсионном обеспечении", "О гарантиях работникам в связи с банкротством и временной приостановкой работы организации", "Об основах социального обеспечения".
Укреплению законности в сфере экономики будут способствовать:
- принятие Федеральных законов "О борьбе с организованной преступностью", "О борьбе с коррупцией", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству", "О ведомственной охране";
- ускорение процесса присоединения Российской Федерации к международным соглашениям по вопросам борьбы с преступностью, в том числе к конвенциям о выдаче преступников, о взаимной правовой помощи и действительности судебных решений по уголовным делам, об отмывании, о выявлении, об изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, а также ускорение разработки и ратификации межгосударственных соглашений по предупреждению компьютерных преступлений в банковской системе.
Реформирование судебной системы и совершенствование правоприменительной деятельности являются на современном этапе важными факторами, не только определяющими уверенность граждан в защите своих прав, но и обеспечивающими эффективность осуществления экономических преобразований.
Развитие судебной системы основывается на принципе ее единства, независимо от компетенции различных судебных органов. Уже приняты Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
На первом этапе законодательной работы, в 1997 году, необходимо принять законы о судебной системе Российской Федерации, о Верховном Суде Российской Федерации, об адвокатуре, о мировых судьях и другие акты, что позволит в основном сформировать систему судебных органов в 1998 году.
Для обеспечения строгой процедуры деятельности судебных и иных правоохранительных органов в 1997-1998 годах продолжится работа по приведению процессуальных основ новой судебной системы в соответствие с институтами демократического государства. В этот период будут введены в действие новые Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
В 1997-2000 годах особое внимание будет уделяться вопросам исполнения судебных решений. Необходимо принять Уголовно-исполнительный кодекс, а также законодательные акты о судебных приставах и об исполнительном производстве. Функции принудительного исполнения решений судов и иных органов будут переданы от судебных органов органам исполнительной власти. Следует создать институт судебного пристава, обязанностями которого станут принудительное исполнение решений и обеспечение установленного порядка деятельности судов. Осуществление этих функций может быть возложено на офицеров, высвобождаемых из Вооруженных Сил Российской Федерации при их сокращении.
В ходе реализации судебной реформы и развития деятельности правоохранительных органов будет решаться проблема количественного и качественного состава судей и других работников, осуществляющих правоприменительную деятельность.
Проведение судебной реформы потребует достаточного финансирования судебной системы из федерального бюджета.