УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Госстандарта России
от 14.10.94 N 18
Дата введения
1 января 1995 года
Система сертификации ГОСТ Р
ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ
ТУРИСТСКИХ УСЛУГ И УСЛУГ ГОСТИНИЦ
____________________________________________________________________
Утратили силу с 1 сентября 2000 года на основании
постановления Госстандарта России
от 28 июля 2000 года N 53
____________________________________________________________________
1. Область применения
Правила сертификации туристских услуг (далее - Правила) разработаны на основе Правил по проведению сертификации в Российской Федерации и основополагающих документов Системы сертификации ГОСТ Р и устанавливают общие правила, организационную структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц (далее - туристских услуг).
Правила предназначены для проведения сертификации туристских услуг по требованиям безопасности жизни, здоровья туристов, сохранности имущества туристов, окружающей среды и качества услуг в соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" и другими законодательными актами в области сертификации.
2. Определения
Используемые в настоящем документе понятия, термины и их определения соответствуют Законам Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", Руководству ИСО/МЭК 2, стандартам ИСО 8402 и ИСО 9004.2, Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года.
Основные термины, используемые в документе:
1. Туристская, экскурсионная услуга - деятельность предприятий, организаций, учреждений или граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в путешествиях, отдыхе или экскурсиях.
2. Турист - любое физическое лицо, которое путешествует внутри страны или какую-либо страну, не являющуюся страной его постоянного местожительства, и главной целью поездки которого не является занятие трудовой деятельностью, оплачиваемой из финансового источника в посещаемой местности.
3. Туристское предприятие - предприятие, организация, учреждение или гражданин предприниматель, оказывающие туристские и/или экскурсионные услуги (в дальнейшем - турпредприятие).
4. Туристский маршрут (тур) - путь следования туристов или транспортных средств, по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг (бронирование, транспорт, размещение, питание и т.д.), обусловленной программой тура (туристским ваучером).
5. Экскурсия - туристская услуга, продолжительностью не более одного дня, с целью ознакомления с культурными, историческими, архитектурными и др. объектами.
6. Туристский ваучер (путевка) - именной или групповой документ, являющийся договором на оказание - получение туристских и экскурсионных услуг.
Классификатор предприятий, оказывающих туристские услуги:
1. Туроператор - предприятие, осуществляющее формирование и реализацию туристского продукта.
2. Турагентство - предприятие, осуществляющее реализацию туристского продукта.
3. Средства размещения (гостиница, мотель, кемпинг, турбаза, пансионат и т.д.) - предприятие, оказывающее услуги размещения.
3. Общие положения
3.1. Сертификацию туристских услуг осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке и зарегистрированные в Госстандарте России. Функции органа по сертификации могут выполнять предприятия и организации, отвечающие требованиям независимости и компетентности.
3.2. Система сертификации туристских услуг (далее - Система) является открытой для участия в ней предприятий и организаций различных форм собственности, предпринимателей, заинтересованных в деятельности по сертификации туристских услуг.
3.3. Система предусматривает свободный доступ для исполнителей и потребителей услуг, общественных организаций, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц к информации о деятельности в Системе, о ее правилах, участниках, результатах аккредитации и сертификации.
3.4. Система обеспечивает конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.
3.5. Сертификация может проводиться по схемам сертификации, принятым в настоящей Системе.
3.6. Определение схемы сертификации услуг осуществляется с учетом специфических особенностей вида туристских услуг.
3.7. Объектами сертификации в Системе являются: предприятия, оказывающие услуги, исполнители услуг, процессы оказания услуг, системы качества. Сертификацию систем качества проводят органы по сертификации услуг с привлечением аттестованных экспертов по системам качества, аккредитованные Госстандартом России, или Госстандарт России.
3.8. Перечень сертифицируемых услуг и нормативных документов, в соответствии с которыми проводится сертификация, приведен в приложении 1.
4. Организационная структура и состав
участников системы
4.1. Организационную структуру Системы (приложение 2) образуют:
- Госстандарт России - национальный орган по сертификации;
- Центральный орган Системы (ЦОС);
- методические центры Системы;
- аккредитованные органы по сертификации туристских услуг;
- аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ),
социологические лаборатории (СЛ);
- исполнители услуг (заявители).
4.2. Госстандарт России осуществляет функции в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации.
4.3. Центральный орган по сертификации осуществляет следующие функции:
- организует работы по формированию Системы сертификации;
- осуществляет руководство Системой и координирует деятельность органов по сертификации, испытательных и социологических лабораторий, входящих в Систему;
- устанавливает правила и процедуры проведения сертификации в Системе;
- разрабатывает предложения по номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации;
- участвует в работах по совершенствованию фонда нормативной документации и информирует участников Системы о введении новых и изменении действующих нормативных документов;
- рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий;
- участвует в работе Центральной апелляционной комиссии;
- совместно с Госстандартом России проводит аккредитацию органов по сертификации и испытательных (социологических) лабораторий (центров) и инспекционный контроль за сертифицированными услугами;
- рассматривает и утверждает методические документы Системы;
- взаимодействует с Государственным реестром и ведет учет аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, выданных сертификатов и лицензий на применение Знака соответствия;
- информирует общественность о результатах сертификации услуг.
Центральным органом по сертификации в Системе является Управление по лицензированию и сертификации Государственного Комитета по физкультуре и туризму (ГКФТ).
4.4. Методические центры Системы:
- разрабатывают организационно-методические документы по сертификации туристских услуг;
- формируют, ведут и актуализируют фонд нормативных документов для сертификации совместно с техническим комитетом по стандартизации (ТК 199);
- обеспечивают нормативными и методическими документами участников Системы на договорной основе;
- выбирают и разрабатывают методы контроля, а также показатели и методики оценки качества услуг и мастерства исполнителей.
Функции методических центров Системы сертификации туристских услуг выполняют Московский экономико-статистический институт и Центр детско-юношеского туризма Министерства образования Российской Федерации.
4.5. Организации, претендующие на аккредитацию в качестве органов по сертификации, должны официально в договоре выразить свое признание всех правил Системы сертификации ГОСТ Р.
Орган по сертификации осуществляет сертификацию туристских услуг по схемам, принятым в данной Системе (п.6.2) и выполняет функции в соответствии с документом "Основные положения и порядок сертификации услуг".
Функции органов по сертификации могут выполнять организации, подготовленные для этой деятельности, имеющие не менее двух экспертов-аудиторов.
4.6. Испытательные (социологические) лаборатории выполняют функции, связанные с:
1) проверкой соблюдения требований безопасности и качества туристских услуг при обслуживании (в туристских походах, во время экскурсий, в гостиницах и т.п.);
2) социологической (или экспертной) оценкой безопасности, качества услуг и условий обслуживания.
5. Требования к нормативным документам
на сертифицируемые услуги
5.1. Нормативными документами при обязательной сертификации туристских услуг могут быть межгосударственные стандарты, государственные стандарты России, а также другие документы (Правила, СНиПы, СанПины, инструкции), утвержденные органами государственного управления, которые устанавливают обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья туристов и охраны окружающей среды, сохранности имущества туристов, соответствия услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения. Нормативные документы должны соответствовать требованиям руководства ИСО N 7.
5.2. При добровольной сертификации услуг заявитель сам определяет документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, аккредитованным в Системе.
6. Порядок проведения сертификации
6.1. При сертификации услуг в Системе должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок (оценок), позволяющие:
- провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному проспекту, путевке и пр.) и функциональному назначению;
- полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.
6.2. Для сертификации туристских услуг в Системе применяют схемы сертификации, приведенные в таблице 1.
Таблица 1.
+------------------------------------------------------------------+
¦Номер ¦Оценка ¦Оценка ¦ Аттестация¦Сертифика-¦Проверка ¦Инспек-¦
¦схемы ¦мастер- ¦процесса¦ предприя- ¦ция систе-¦результа-¦ционный¦
¦серти- ¦ства ис-¦оказания¦ тия ¦мы качест-¦та услуги¦конт- ¦
¦фикации¦полните-¦услуги ¦ ¦ва ¦(выбороч-¦роль ¦
¦ ¦ля ¦ ¦ ¦ ¦но) ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+
1 + + +
2 + + +
4 + + +
5 + +
Условные обозначения: + - процедура проводится.
Примечание. Проверка результата услуги может проводиться путем экспертной или социологической оценки.
6.3. Схема 1 предусматривает проверку мастерства исполнителя услуги, знаний технологической и нормативной документации, правил обслуживания, наряду с выборочной проверкой результата услуги и последующим инспекционным контролем качества услуги у исполнителя услуги путем социологической (экспертной) оценки.
Рекомендуется для экскурсий, походов выходного дня, турбюро.
6.4. Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, включая все этапы от продажи путевки и формирования группы до окончания тура.
Рекомендуется для туристских путешествий по маршрутам, турагентств.
6.5. Схема 4 предусматривает аттестацию туристских предприятий с выборочной проверкой результата услуги с последующим инспекционным контролем. При сертификации по этой схеме предприятию присваивается определенная категория ("звезда") в соответствии с ГОСТ Р 50645-94.
Рекомендуется для гостиниц, мотелей, кемпингов.
Обязательным условием сертификации гостиниц является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих государственных служб (пожарной, санитарной, технического и других органов надзора), осуществляющих контроль за безопасностью в пределах своей компетенции.
Предприятия питания при гостиницах должны иметь сертификат соответствия на требования безопасности.
6.6. Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества с последующим инспекционным контролем за стабильностью ее функционирования.