____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 19 декабря 2003 года N 1480
____________________________________________________________________
Направляем Вам аналитические материалы к вопросу "О результатах и перспективах дальнейшего развития технологий таможенно-банковского валютного контроля", подготовленные Управлением валютного контроля ГТК России, для использования в работе.
Заместитель начальника
Управления валютного контроля
В.А.Тихомиров
Представляемый материал охватывает наиболее значительную часть задач таможенных органов при осуществлении ими валютного контроля, реализуемого в соответствии с требованиями действующего законодательства. Материал подготовлен, исходя из необходимости планирования дальнейшего развития одного из направлений деятельности таможенных органов, оценки возможных перспектив участия таможенной службы в осуществлении валютного контроля (а значит и технологий таможенно-банковского валютного контроля), опираясь на задачи, поставленные Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года. При этом неизбежно описание текущего состояния данной реализуемой таможенными органами функции, а также проблем методологического, организационного и кадрового обеспечения, возникающих при ее выполнении.
Важнейшей задачей таможенных органов при осуществлении валютного контроля в пределах компетенции, определенной статьей 198 Таможенного кодекса, является контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу (экспорт, импорт). В настоящий момент именно эта сфера контроля методически и технологически организована как таможенно-банковский валютный контроль (ТБВК).
ТБВК представляет из себя совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками с одной стороны при таможенном контроле, и с другой - при выполнении международных расчетов в иностранной валюте. Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников ВЭД.
Таможенно-банковский валютный контроль, как единая система, имеющая определенную структуру, технологию, информационные связи, существует в Российской Федерации с 1994 года, когда было положено начало формирования системы организацией контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. В дальнейшем (1995 год) система получила функцию контроля обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. С ноября 1996 года на существующей технологической основе обработки информационных потоков с целью осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.
Любая технология - это совокупность операций и условий их выполнения. Поэтому определение перспектив развития технологий необходимо и возможно лишь в связи с задачами, для решения которых они предназначены и с учетом инфраструктуры, в которой они реализуются.
Характеристика достигнутого уровня развития системы ТБВК может быть определена по основным составляющим, таким как:
- нормативно-правовая база;
- исполнители в таможенных органах;
- содержание технологий;
- распределение функций и компетенции таможенных органов в соответствии с этапами контроля;
- количественные показатели ТБВК и анализ результатов действия системы.
В целях реализации ТБВК в 1993-1996 годах проводилась работа по формированию правовых основ для осуществления данного вида контроля. ГТК России принял участие в работе по подготовке двух Указов Президента Российской Федерации, ряда постановлений Правительства Российской Федерации и межведомственных документов о порядке осуществления контроля, в целях реализации которых были подготовлены необходимые внутренние нормативные документы (сведения об основных правовых и нормативных актах, регламентирующих осуществление таможенно-банковского валютного контроля и контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок, приведены в Приложении 1).
Непосредственная реализация процедур валютного контроля в таможенных органах возложена на Управление валютного контроля, группы валютного контроля, входящие в состав отделов таможенной стоимости и валютного контроля (ОТСиВК) таможенных органов, и должностные лица отделов таможенного оформления в обязанности которых входит осуществление валютного контроля при таможенном оформлении.
Кроме того в связи с высокой степенью автоматизации ТБВК, в целях поддержания информационных технологий в структуре ГНИВЦ ГТК России создана специальная группа валютного контроля.
Отделы валютного контроля, как самостоятельные структурные подразделения были образованы приказом ГТК России от 27.05.93 N 199, при этом выделенная численность составила 1183 штатных единицы.
Указанием ГТК России от 01.02.95 N 01-12/130 отделы валютного контроля были преобразованы в отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТСиВК). В связи с возложением на подразделения дополнительных функций по контролю таможенной стоимости приказом ГТК России от 22.02.95 N 117 их численность была увеличена на 738 единиц, и с учетом ОТСиВК вновь создаваемых таможенных органов была доведена до 1952 сотрудников.
В составе указанных подразделений таможенным органам предписывалось образовать три группы:
- валютного контроля;
- таможенной стоимости;
- проверок участников ВЭД.
Следует отметить, что с середины 1995 года штатная численность ОТСиВК не только не увеличивалась, но и, напротив, до настоящего времени постоянно уменьшалась в связи с передачей в другие подразделения таможенных органов, сокращением штатов, в результате чего общая штатная численность ОТСиВК снизилась по состоянию на январь 1996 года на 469 единиц, что составляет более 24% от ранее установленной численности ОТСиВК. При этом процессы сокращения штатной численности ОТСиВК происходили на фоне стабильного расширения сферы действия валютного контроля, роста объемов работы, выполняемой указанными подразделениями.
Выполнение функций по осуществлению валютного контроля, в том числе и в рамках ТБВК, регламентировано приказом ГТК России от 29.12.95 N 796 "О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю". Введение разграничения полномочий между таможенными органами позволило повысить управляемость структурных подразделений, четко определить пределы их ответственности как при выполнении операций, связанных с обеспечением функционирования технологий таможенно-банковского контроля, так и при принятии решений о применении к нарушителям установленных мер воздействия (Приложение 5).
В целях проведения текущего контроля эффективности работы таможенных органов по валютному контролю Управлением валютного контроля была разработана система показателей, регулярно получаемых от РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России. Анализ эффективности работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля на основе данных показателей приведен в Приложении 6.
Система ТБВК до настоящего времени находится в развитии, в связи с увеличением объемов контролируемых внешнеторговых и банковских операций, расширением сферы действия. Динамика этих процессов иллюстрируется следующими данными:
+------------------------------------------------------------------+
¦ Показатель ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦
+------------------------------------------------------------------+
Количество уполномоченных бан-
ков, включая филиалы, в системе 3400 6248 8625
Контролируемый объем эк-
спорта, млрд. дол. США 36,3 57,1 за 11 ме-
сяцев
56,3
Контролируемый объем платежей
по импорту, млрд. дол. США - - за 11 ме-
сяцев
20,2
Технологические операции ТБВК разделяются на этапы:
- банковского контроля внешнеторговых договоров и иных документов;
- контроля в процессе таможенного оформления;
- автоматизированного контроля за поступлением валютной выручки (при экспорте), товаров (при импорте и контроле бартерных сделок);
- организации и проведения целевых проверок участников ВЭД;
- применения к нарушителям мер воздействия (при экспорте).
Наиболее отработанным организационно и методологически в настоящий момент является ТБВК за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров (Приложение 2), введенный в действие с 01.01.94, основные показатели которого по состоянию на декабрь 1996 года представлены в Приложении 7.
Ниже приводятся данные, отражающие динамику развития показателей данного направления ТБВК.
+------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование показателя ¦Значение показателя, млрд. дол. США¦
¦ +-----------------------------------¦
¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦
+------------------------------------------------------------------+
(11 мес.)
Экспортные операции, охвачен- 36,3 57,1 56,3
ные системой валютного конт-
роля
Поступление валютных средств 34,8 51,8 33,3
Сумма валютной выручки по от- 36,1 56,8 32,8
правкам данного года, которая
должна быть получена в соот-
ветствии с требованиями ва-
лютного законодательства
Сумма, не поступившая в пре- 1,3 5,0 1,7
дусмотренные валютным зако-
нодательством сроки (180
дней)
Технологию ТБВК удалось применить к значительной части экспортных отправок товаров.
За период с января 1994 года по июнь 1996 года по данным таможенной статистики общий объем вывоза товаров составил 181,0 млрд.дол. США. Из них валютным контролем охвачено 125,6 млрд. дол. США, что составляет 70%. Рост по годам этого показателя выглядит следующим образом: 1994 год - 57,4%; 1995 год - 73%; 1996 год 81,7%. Неохваченный валютным контролем объем вывоза определяется таможенными режимами и условиями контрактов, на которые в настоящий момент не распространяется действие технологии.
Анализ полученных данных позволяет судить о том, что основная часть экспортных поставок включается в систему ТБВК. При этом наблюдается рост абсолютных объемов охваченных валютным контролем поставок товаров, контролируемой доли в общем объеме поставок.
С 01.01.96 введена в действие система валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (Приложение 3). Данные о произведенных платежах по импортным контрактам и ходе погашения их товарными поставками за время действия контроля (по состоянию на декабрь 1996 года) приведены в таблице.
+-----------------------------------------------------------------+
¦ Наименование показателя ¦ Значение показателя ¦
¦ ¦ млрд. дол. США ¦
+-----------------------------------------------------------------+
Общая сумма осуществленных платежей, 20,2
в т.ч. авансовых 13,6
Общая сумма платежей, которые должны быть 5,6
погашены поставками товаров в установлен-
ные сроки (180 дней) (платежи за ян-
варь-май 1996 года)
из них платежи, не погашенные в установ- 1,2
ленные сроки
Доля контролируемых операций (14,5 млрд. дол. США) за 6 месяцев в общем объеме поставок товаров из-за рубежа с учетом данных таможенной статистики (23,1 млрд. дол. США) составляет 62,7%.
Остальной объем ввоза товаров определяется таможенными режимами, на которые не распространяется технология валютного контроля, а также поставками в счет погашения государственных кредитов, по предоставленным займам международных финансовых организаций, из стран СНГ, по контрактам с расчетами в рублях и др.
Учитывая небольшой срок, в течение которого применяется технология валютного контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары, оценка динамики показателей такого контроля и его эффективности преждевременна.
Принципиальная схема организации контроля исполнения мер государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок, позволяющего повысить эффективность валютного контроля и осуществляемого на аналогичных с ТБВК методических принципах и единой технической базе представлены в Приложении 4.
Как было отмечено выше, завершением ТБВК является проведение окончательной проверки данных автоматизированного этапа контроля о возможных нарушениях законодательства. В настоящий момент проведение таких проверок таможенными органами и применение мер воздействия в соответствии с ТК реализовано только в рамках ТБВК при экспорте товаров.
При осуществлении валютного контроля за обоснованностью валютных платежей при импорте товаров указанный этап ТБВК в соответствии с действующей нормативно-правовой базой отнесен к компетенции ВЭК России.
Таможенные органы осуществляют целевые проверки участников внешнеторговой деятельности на основе информации, полученной в результате функционирования системы таможенно-банковского контроля и регулярно передаваемой ГТК России, а также иной информации о возможных нарушениях валютного законодательства, имеющейся в их распоряжении.
В 1995, 1996 годах ГТК России были переданы в таможенные органы около 170 тыс. сообщений о предполагаемых фактах незачисления валютной выручки от экспорта товаров. Сводные статистические данные об информационном обмене ГТК России с таможенными органами по вопросу организации целевых проверок участников ВЭД представлены в Приложении 8.
За время действия системы ТБВК за полнотой поступления валютной выручки от экспорта товаров (с января 1994 года) таможенными органами Российской Федерации организовано более 21 тысячи проверок информации о незачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки.
В ходе проведенных проверок выявлено более 43 тысяч случаев нарушения установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки на сумму более 1,8 млрд. дол. США.
В ходе указанных проверок выявляются и прочие правонарушения. Нарушений таможенных правил, не являющихся нарушением валютного законодательства, выявлено на сумму 121,3 млн. дол. США. Информация о правонарушениях на сумму 15,6 млн. дол. США передана таможнями в иные контролирующие и правоохранительные органы.
За время действия системы таможенно-банковского валютного контроля в результате совместной работы подразделений валютного контроля и отделов таможенных расследований заведено 8799 дел о НТП, выразившихся в несоблюдении требования таможенного режима экспорта о зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров, на сумму 1,6 млрд. дол. США.
За незачисление в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров на участников ВЭД наложено штрафных санкций на сумму 927,5 млрд. рублей.
Из общей суммы наложенных штрафных санкций за нерепатриацию валютной выручки от экспорта товаров на сегодняшний день взыскано 10,8% или 99,5 млрд. рублей, в т.ч. за 11 месяцев 1996 года - 73,0 млрд. рублей.
Доведенное до таможенных органов задание ГТК России по перечислению штрафов за незачисление валютной выручки в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации в 1996 году в совокупности составляет 300 млрд. рублей и выполнено на 24%. При этом необходимо отметить, что указанное задание составляет 1/3 от плана по всем штрафным санкциям, что вряд ли может быть признано обоснованным.
При этом следует отметить, что если в 1995 году было взыскано всего 6,8% штрафов, наложенных за незачисление валютной выручки, то в 1996 году - уже 13,5%, т.е. просматривается стабильная тенденция роста данного показателя (динамика взыскания штрафов за 1996 год показана на прилагаемом графике).
В изложенном УВК видит серьезные предпосылки усиления работы таможенных органов по привлечению участников ВЭД к ответственности за незачисление валютной выручки от экспорта товаров, в перспективе возможно значительное увеличение сумм взыскиваемых за данные правонарушения штрафных санкций, которые при сохранении и развитии положительной динамики могут составить в 1997 году порядка 200 млрд.рублей.