Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 декабря 1996 года N 383


О порядке осуществления пруденциального
банковского надзора
за Сберегательным банком Российской Федерации

(с изменениями на 1 декабря 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 20 февраля 2006 года на основании
указания Банка России от 15 июля 2005 года N 1598-У
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     указанием Банка России от 13 ноября 1997 года N 17-У.

указанием Банка России от 5 августа 1998 года N 307-У (Вестник Банка России, N 57 от 13 августа 1998 года);

указанием Банка России от 1 декабря 2003 года N 1347-У (Вестник Банка России, N 67, 09.12.2003).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

По тексту настоящего письма слова "Головной банк" заменены на "Головной офис" - указание Банка России от 13 ноября 1997 года N 17-У.

____________________________________________________________________   

   

С учетом особенностей функционирования Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем - Банк) Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующий порядок осуществления пруденциального банковского надзора за его деятельностью.

1. Банк представляет сводную бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с требованиями письма Банка России от 27.03.96 N 03-15-3-2/211.

2. Начиная с отчетности на 01.02.97, на Банк распространяется действие Инструкции N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций", за исключением норматива Н11 "Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения". До указанной даты, начиная с отчетности на 01.01.97, Банк представляет в ОПЕРУ-2 при Банке России фактически сложившиеся значения показателей, предусмотренных Инструкцией N 1.

Установление индивидуальных значений нормативов, по которым такая возможность предусмотрена Инструкцией N 1, производится ОПЕРУ-2 при Банке России. Банк в согласованные сроки представляет в ОПЕРУ-2 при Банке России план-график доведения фактически сложившихся значений показателей до установленной ОПЕРУ-2 при Банке России нормативной величины.

Проверка полноты и своевременности выполнения обязательных резервных требований осуществляется в соответствии с приказом Банка России от 04.11.96 N 02-401 "Об утверждении положения "Об обязательных резервах Сбербанка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации".

3. В ходе осуществления банковского надзора ОПЕРУ-2 при Банке России особое внимание уделяет следующим вопросам:

3.1. Качество активов. Информация о состоянии активов ежемесячно представляется Банком ОПЕРУ-2 при Банке России и в Департамент пруденциального банковского надзора Банка России по форме и в сроки, предусмотренные для представления общей финансовой отчетности в соответствии с Инструкцией Банка России от 24.08.93 N 17. ОПЕРУ-2 при Банке России ежеквартально в согласованные сроки представляет в Департамент пруденциального банковского надзора анализ динамики кредитного портфеля;

3.2. Обеспеченность капитальных затрат банка собственными источниками финансирования;

3.3. Анализ управления ликвидностью Банка. В этих целях используется ежедневно поступающая от территориальных учреждений Банка России в ОПЕРУ-2 при Банке России (по каналам связи ГЦИ) информация об остатках средств на корреспондентских субсчетах на начало и конец дня, дебетовых и кредитовых оборотах, данные о наличии задержек оплаты расчетных документов из-за недостаточности средств на корреспондентских счетах отделений, территориальных банков Сбербанка РФ, а также имеющаяся в ОПЕРУ-2 при Банке России аналогичная информация по Головному офису Сбербанка РФ.

4. Порядок контроля за соблюдением Банком лимитов открытой валютной позиции (ОВП) осуществляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 22 мая 1996 года N 41 с учетом следующих особенностей:

4.1. Установление сублимитов ОВП учреждениям Банка:

4.1.1. Банк в пределах общих лимитов ОВП устанавливает сублимиты ОВП Головному офису и территориальным банкам в процентах от собственных средств (капитала) Банка.

Территориальные банки в пределах установленных им сублимитов устанавливают сублимиты ОВП в абсолютных суммах подчиненным им отделениям.

4.1.2. Перераспределение сублимитов ОВП производится установившими их органами Банка на начало каждого отчетного месяца.

Банк не позднее операционного дня, следующего за днем установления сублимитов, обязан уведомить ОПЕРУ-2 при Банке России факсимильной связью с последующей досылкой по почте о распределении сублимитов на открытые валютные позиции Головного офису и территориальных банков и о размере капитала Банка с указанием подразделения Банка, на которое возложены обязанности по подготовке отчетности, и должностных лиц, ответственных за достоверность и своевременность представления Банком отчетов об открытых валютных позициях.

4.1.3. В трехдневный срок со дня установления сублимитов Головной офис Сбербанка РФ рассылает уведомления об установленных сублимитах на открытые валютные позиции и о размере капитала Банка в адрес соответствующих территориальных банков, а ОПЕРУ-2 при Банке России производит рассылку соответствующих извещений факсимильной связью, с последующей досылкой почтой, в адрес территориальных учреждений Банка России.

4.1.4. Территориальные банки Сбербанка РФ в трехдневный срок со дня получения от Головного офиса уведомлений согласно п.4.1.3 настоящего Порядка производят распределение установленных им сублимитов в абсолютной сумме и направляют соответствующие извещения подчиненным отделениям. В трехдневный срок со дня получения от Головного офиса уведомлений о размере установленных им сублимитов ОВП территориальные банки представляют в соответствующие территориальные учреждения Банка России информацию о долевом распределении сублимитов ОВП территориального банка и отделений с указанием подразделения территориального банка, на которое возложены обязанности по подготовке отчетности и должностных лиц, ответственных за достоверность и своевременность представления отчетов территориального банка об открытых валютных позициях.

4.1.5. Банку предоставляется право создавать и оперативно использовать резервный сублимит на открытые валютные позиции (далее по тексту - резервный сублимит) как по суммарному лимиту, так и по лимиту по отдельным иностранным валютам. Банк обязан уведомить ОПЕРУ-2 при Банке России о размере резервного сублимита одновременно с уведомлением о распределении сублимитов на открытые валютные позиции Головного офиса и территориальных банков в соответствии с пунктом 4.1.2.

При возникновении у территориального банка необходимости осуществления операций, проведение которых может привести к превышению сублимитов на открытые валютные позиции, установленных для них Банком на начало отчетного месяца, Головной офис выделяет ему из резервного сублимита дополнительный сублимит на открытые валютные позиции (далее по тексту - дополнительный сублимит).

Не позднее, чем за один рабочий день до начала использования территориальным банком дополнительного сублимита, Банк извещает ОПЕРУ-2 при Банке России о размере дополнительного сублимита (как суммарного, так и по отдельным иностранным валютам), выделенного конкретному территориальному банку, и сроках его использования. Аналогичная информация в те же сроки направляется Головным офисом соответствующему территориальному банку. Решение о выделении дополнительного сублимита вступает в силу на второй рабочий день после извещения Банком территориального банка*.

________________     

* При отсутствии уведомления Банком ОПЕРУ-2 использование дополнительного сублимита не допускается.


ОПЕРУ-2 при Банке России, в свою очередь, оповещает территориальное учреждение Банка России по месту нахождения территориального банка, которому выделен дополнительный сублимит, о размерах и сроках действия дополнительного сублимита не позднее операционного дня, следующего за днем получения уведомления от Банка.

Использование территориальным банком дополнительного сублимита дольше установленного Банком срока приравнивается к нарушению установленного на начало отчетного месяца сублимита на открытые валютные позиции. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения территориального банка, допустившего указанное нарушение, незамедлительно направляет в ОПЕРУ-2 при Банке России соответствующую информацию.

Резервный сублимит учитывается в составе лимита открытой валютной позиции Головного офиса и филиалов. В связи с этим с момента выхода настоящего письма отчеты об открытых валютных позициях ежедневно направляются:

- Головным офисом Банка - в ОПЕРУ-2 при Банке России по форме Приложения 1 к настоящему письму;

- территориальными банками - в территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения по форме Приложения 2 к настоящему письму.

В случае нарушения вышеизложенного порядка, а также предоставления недостоверной отчетности, ОПЕРУ-2 вправе приостановить оперативное использование резервного сублимита и обратиться с ходатайством в Банк России (Департамент пруденциального банковского надзора) о его отмене или применить к Банку меры воздействия в соответствии с Инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59.

(Подпункт дополнительно включен указанием Банка России от 13 ноября 1997 года N 17-У)

4.2. Представление Банком отчетности о соблюдении лимитов ОВП:

4.2.1. Данные о собственных средствах (капитале) представляются Банком ежемесячно по состоянию на первое число текущего месяца в ОПЕРУ-2 при Банке России в сроки, предусмотренные для представления бухгалтерской и статистической отчетности (письмо Банка России от 27.03.96 N 03-15-3-2/211).

4.2.2. Отделения банка представляют отчетность об открытых валютных позициях в территориальные банки по месту их нахождения еженедельно (с разбивкой по каждому дню недели) не позднее второго рабочего дня недели, следующей за отчетной.

4.2.3. Территориальные банки представляют отчетность об открытых валютных позициях:

- ежедневно - отчет территориального банка (без учета ОВП отделений) о соблюдении им сублимитов ОВП. Отчет представляется в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения территориального банка не позднее 13 часов по местному времени операционного дня, следующего за отчетным;

- еженедельно - сводный отчет по территориальному банку и подчиненным ему отделениям (без разбивки по отделениям) в территориальные учреждения Банка России по месту своего нахождения еженедельно (с разбивкой по каждому дню недели) не позднее третьего рабочего дня недели, следующей за отчетной.

В отчетах об открытых валютных позициях территориальных банков Сбербанка РФ указывается капитал Банка и установленный им сублимит в процентах от капитала Банка.

4.2.4. Головной офис Сбербанка Российской Федерации представляет на магнитном и бумажном носителях отчетность о соблюдении им сублимитов открытой валютной позиции в ОПЕРУ-2 при Банке России ежедневно не позднее 13 часов по местному времени операционного дня, следующего за отчетным.

4.2.5. В случае нарушения лимитов ОВП и порядка представления отчетности территориальными банками Сбербанка РФ территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения ежемесячно информирует ОПЕРУ-2 при Банке России о количестве и характере допущенных нарушений. В соответствии с пунктом 26 Инструкции ОПЕРУ-2 при Банке России ежеквартально информирует Департамент пруденциального банковского надзора Банка России о нарушении лимитов ОВП Головным офисом и территориальными банками Сбербанка РФ и о примененных им мерах воздействия.

4.3. Представление территориальным банком сводных отчетов об открытых валютных позициях:

4.3.1. Территориальный банк обращается в головной офис Банка с письменной просьбой о переходе на централизованный режим отчетности об открытых валютных позициях (далее по тексту - централизованный режим) по территориальному банку и подчиненным ему отделениям. Решение головного офиса Банка оформляется письмом и направляется в территориальный банк.

При наличии положительного решения головного офиса Банка территориальный банк направляет ходатайство (вместе с копией письма головного офиса Банка) о переводе на централизованный режим в территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения.

4.3.2. Территориальное учреждение Банка России по местонахождению территориального банка после проведения соответствующей проверки (достоверности и своевременности представления отчетности, организационных и технических возможностей) и подтверждения обоснованности принимаемых на себя территориальным банком обязательств вправе перевести его на централизованный режим.

При этом территориальному банку предоставляется возможность самостоятельного контроля за допустимым уровнем валютного риска по территориальному банку и подчиненным ему отделениям и в связи с этим свободного режима перераспределения сублимитов на открытые валютные позиции территориального банка и подчиненных ему отделений.

Территориальный банк, переведенный на централизованный режим, не доводит информацию об установленных сублимитах на открытые валютные позиции отделений до сведения соответствующего территориального учреждения Банка России.

Решение о переводе территориального банка на централизованный режим оформляется письмом территориального учреждения Банка России по местонахождению территориального банка; копии письма в трехдневный срок направляются в ОПЕРУ-2 при Банке России и в головной офис Сберегательного банка Российской Федерации.

4.3.3. Территориальный банк, переведенный на централизованный режим, ежедневно представляет сводный отчет в целом по территориальному банку (без разбивки по отделениям) в территориальное учреждение Банка России по местонахождению территориального банка не позднее 13 часов (по местному времени) операционного дня, следующего за отчетным.

4.3.4. Отделения территориального банка, переведенного на централизованный режим, освобожденные от представления отчетности, продолжают составлять ежедневные отчеты об открытых валютных позициях и обязаны незамедлительно представлять их по запросу территориального учреждения Банка России по местонахождению территориального банка, в том числе по запросу, оформленному телефонограммой.

4.3.5. В случае нарушения территориальным банком, представляющим сводные отчеты об открытых валютных позициях в централизованном режиме, лимитов открытых валютных позиций, установленных в соответствии с пунктом 4.1 настоящего письма, а также порядка представления отчетности территориальное учреждение Банка России по местонахождению территориального банка вправе отменить принятое решение о введении централизованного режима. Решение об отмене централизованного режима оформляется письмом территориального учреждения Банка России по местонахождению территориального банка; копии письма в трехдневный срок направляются в ОПЕРУ-2 при Банке России и в головной офис Сберегательного банка Российской Федерации.     

(Пункт дополнительно включен с 13 августа 1998 года - указание Банка России от 5 августа 1998 года N 307-У)

5.1. Проверки Сбербанка РФ проводятся с целью определения реального финансового состояния как банка в целом, так и его подразделений выявления ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверок соблюдения банком и его подразделениями действующего законодательства и нормативных актов Банка России.

5.2. Подпункт утратил силу с 20 декабря 2003 года - указание Банка России от 1 декабря 2003 года N 1347-У. - См. предыдущую редакцию.

5.3. Комплексные проверки Банка назначаются Председателем Банка России или его заместителем, проверки подразделений Банка руководителем соответствующего территориального учреждения Банка России или начальником ОПЕРУ-2 при Банке России.

Решение о назначении проверки Сбербанка и его подразделений оформляется письменным распоряжением, подготовленным структурным подразделением, уполномоченным проводить такие проверки.

Отмена начатой проверки может проводиться по письменному распоряжению лица, назначившего проверку, с указанием причин отмены.

5.4. Проверки Банка и его подразделений проводятся комплексно или по отдельным направлениям его деятельности с периодичностью, необходимой для целей банковского надзора и в сроки, необходимые для выполнения установленных заданий.

Комплексные проверки Сбербанка РФ и его территориальных банков проводятся, как правило, не реже, чем один раз в два года.

А.А.Хандруев



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»