Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 12 ноября 1996 года N 166у

Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации.
Основные положения (ПССФЖТ 01-96)

(с изменениями на 9 февраля 1998 года)
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 года N 449
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом МПС России от 9 февраля 1998 года N 3ц  (Российские вести, N 49, 18.03.98).     
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ признавался утратившим силу на основании приказа Минтранса России от 19 декабря 2019 года N 411.

Приказ Минтранса России от 19 декабря 2019 года N 411 отменен на основании приказа Минтранса России от 7 февраля 2020 года N 42.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________     


1. Область применения

Настоящие Правила устанавливают цели, основные принципы, структуру, общие правила процедуры сертификации и аккредитации, а также иные аспекты функционирования Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ), определенные Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации.

Настоящие Правила предназначены для использования в ССФЖТ и обязательны для всех юридических и физических лиц при проведении работ по сертификации в Системе.

2. Ссылки

Настоящие Правила разработаны на основе и в соответствии со следующими документами:

Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ;

Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года N 5151-1;

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда в редакции Федерального закона от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ;

Федеральный закон "Об энергосбережении" от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ;

Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 848;

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3. Зарегистрированы в Минюсте России 21 марта 1994 года, регистрационный N 521;

Соглашение о взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в области обязательной сертификации от 06.09.96;

Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Утвержден постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 года N 15. Зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 1995 года, регистрационный N 826;

Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации. Утверждены постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 года N 12. Зарегистрированы в Минюсте России 5 апреля 1995 года, регистрационный N 825;

Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции. Утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14. Зарегистрированы в Минюсте России 1 августа 1996 года, регистрационный N 1138.

3. Основные определения

В настоящих Правилах используются следующие основные определения:

3.1. Сертификация соответствия (сертификация) - деятельность по подтверждению соответствия объектов железнодорожного транспорта установленным требованиям.

3.2. Нормативный документ - документ, содержащий требования безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности*.

________________

* В соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации к нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

3.3. Объект сертификации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (объект ЖТ) - железнодорожные технические средства (ЖТС), поставляемые МПС России и другим юридическим лицам для эксплуатации на федеральном железнодорожном транспорте; системы качества; производство ЖТС; услуги, предоставляемые пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте (подпункт в редакции, введенной в действие с 29 марта 1998 года приказом МПС России от 9 февраля 1998 года N 3ц, - см. предыдущую редакцию).

     

3.4. Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

3.5. Обследование производства - проверка и оценка производства сертифицируемой продукции, направленная на обеспечение необходимой уверенности в стабильности характеристик и показателей продукции, подтверждаемых при сертификационных испытаниях.

3.6. Сертификат соответствия (сертификат) - документ, выданный по правилам ССФЖТ, для подтверждения соответствия сертифицированного объекта ЖТ установленным требованиям.

З.7. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в ССФЖТ, подтверждается соответствие маркированного им объекта ЖТ установленным требованиям.

З.8. Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (Система сертификации, ССФЖТ) - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию на федеральном железнодорожном транспорте по правилам, установленным в Системе сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.9. Обязательная сертификация - деятельность по сертификации объектов ЖТ по требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, а также сертификация в других случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

3.10. Добровольная сертификация - деятельность по сертификации объектов ЖТ, не подлежащих обязательной сертификации, по инициативе юридических и физических лиц на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

3.11. Орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (орган по сертификации) - орган, проводящий сертификацию соответствия определенных объектов ЖТ.

3.12. Центральный орган Системы сертификации - орган, возглавляющий Систему сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

3.13. Заявитель - юридическое или физическое лицо, обратившееся в орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте с заявкой на проведение сертификации конкретного объекта ЖТ либо в МПС России с заявкой на проведение аккредитации в ССФЖТ.

3.14. Аккредитация - официальное признание МПС России компетентности (способности) организации или эксперта выполнять работы в определенной (заявленной) области деятельности по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

3.15. Аккредитующий орган - Министерство путей сообщения Российской Федерации.

3.16. Критерии аккредитации - требования, используемые аккредитующим органом, которым должны отвечать организация или эксперт (как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованными.

3.17. Область аккредитации - одна или несколько работ, на выполнение которых аккредитованы конкретная организация или эксперт.

3.18. Аттестация (организации или эксперта) - проверка организации или эксперта с целью определения их соответствия установленным требованиям (критериям) аккредитации.

3.19. Аттестат аккредитации - документ, выдаваемый МПС России в установленном им порядке организации или эксперту и регистрирующий факт официального признания их компетентности в определенной области деятельности по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

3.20. Испытательный центр (лаборатория) (ИЦ) - оснащенное необходимым испытательным оборудованием и средствами измерений, технически компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей либо только технически компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее испытания для целей сертификации и выдачу протокола испытаний.

3.21. Экспертный центр по сертификации (ЭЦС) - технически компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее по поручению органа по сертификации оценку соответствия объекта ЖТ требованиям нормативных документов и выдачу заключения о соответствии.

3.22. Разработчик продукции - юридическое лицо, осуществляющее разработку ЖТС.

3.23. Изготовитель продукции - юридическое лицо, осуществляющее освоение производства и выпуск ЖТС.

3.24. Исполнитель - юридическое или физическое лицо, выполняющее работы и оказывающее услуги на федеральном железнодорожном транспорте.

3.25. Поставщик продукции - юридическое лицо, поставляющее ЖТС в установленном порядке.

3.26. Заказчик - МПС России, железные дороги России и другие юридические или физические лица, по принятой заявке или договору с которыми производится разработка и(или) поставка ЖТС, выполнение работ и услуг на федеральном железнодорожном транспорте.

3.27. Потребитель - юридическое или физическое лицо, использующее данную продукцию или услугу по назначению.

3.28. Особо ответственные элементы конструкции (ООЭК) - элементы изделия, единичные отказы которых приводят к крушению, аварии, либо особым случаям брака и случаям брака в работе.

3.29. Особо ответственные технологические процессы (ООТП) - технологические процессы, обеспечивающие стабильность основных параметров, влияющих на безотказность ООЭК.

3.30. Особо ответственные детали (ООД) - агрегаты, детали и комплектующие изделия, единичные отказы которых приводят к крушению, аварии либо особым случаям брака и случаям брака в работе.  

     

3.31. Типовая     конструкция     -     конструкция     образца железнодорожного  технического   средства,   соответствие   которого требованиям   нормативных   документов  установлено  по  результатам испытаний, которым он подвергается при сертификации.

3.32. Центр подготовки экспертов (ЦПЭ) - укомплектованное квалифицированными специалистами и обладающее необходимой учебной базой компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и осуществляющее подготовку экспертов Системы сертификации.

3.33. Эксперт (по сертификации, аккредитации) - специалист, обладающий необходимой квалификацией для проведения одного или нескольких видов работ по сертификации (аккредитации) на федеральном железнодорожном транспорте и аттестованный (аккредитованный) на право их проведения.

3.34. Участники Системы сертификации - Министерство путей сообщения Российской Федерации, Центральный орган Системы сертификации, орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, испытательные центры (лаборатории), заявители, обращающиеся в ССФЖТ.

3.35. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (деятельностью аккредитованных в ССФЖТ организаций) - проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность аккредитованных в ССФЖТ организаций продолжает соответствовать правилам Системы.

3.36. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ЖТ - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что объект ЖТ продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.37. Безопасность на федеральном железнодорожном транспорте (безопасность) - обеспечение требований безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности.

3.38. Безопасность движения - состояние защищенности федеральной железнодорожной транспортной системы от возникновения транспортных происшествий и связанных с ними возможных потерь*.

________________

* В понятие "федеральная железнодорожная транспортная система" составной частью входят железнодорожные технические средства.


Другие термины и определения, применяемые в настоящих Правилах, соответствуют Федеральному закону "О федеральном железнодорожном транспорте", руководству ИСО/МЭК 2 и МС ИСО 8402.

4. Общие положения

4.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими актами, и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.

Соответствие объектов ЖТ обязательным требованиям нормативных документов по безопасности подтверждается сертификатом соответствия.

4.2. Введение в действие настоящих Правил не отменяет действующие процедуры и условия приемки, эксплуатации, ремонта, импорта, поставок по экспорту, а также документы, разрешающие эксплуатацию железнодорожных технических средств, выпущенные до введения в действие настоящих Правил.

4.3. Все вновь разрабатываемые ведомственные и межведомственные нормативные акты и документы, устанавливающие порядок проведения работ по сертификации и контроля за соответствием сертифицированных объектов ЖТ установленным требованиям безопасности, не должны противоречить настоящим Правилам.

4.4. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" проведение работ по обязательной сертификации осуществляется участниками Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.5. Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте создается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта - Министерством путей сообщения Российской Федерации и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Федеральными законами "О федеральном железнодорожном транспорте" и "Об энергосбережении", Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, а также с ориентацией на нормативные документы Международного союза железных дорог (МСЖД), Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК).

4.6. ССФЖТ взаимодействует на основе соглашений с международными, региональными и национальными системами сертификации ведущих в области железнодорожного транспорта зарубежных стран, а также с другими национальными системами сертификации в смежных областях деятельности.

Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом ССФЖТ строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами. При этом в максимальной степени используется проверенный практикой отечественный положительный опыт в области обеспечения безопасности движения на федеральном железнодорожном транспорте.

4.7. Участники Системы сертификации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения работ по сертификации и аккредитации и составляющей коммерческую тайну, за исключением информации, непосредственно относящейся к выполнению требований безопасности.

4.8. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации осуществляют взаимодействие с ССФЖТ по вопросам сертификации посредством заключения соответствующих соглашений и участия в работе Совета по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Взаимодействие ССФЖТ с другими системами сертификации в Российской Федерации осуществляется на основе соответствующих соглашений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»