(с изменениями на 30 декабря 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 1290
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1996 года N 1358 (Российская газета, N 226, 26.11.96);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1996 года N 1375 (Российская газета N 227, 27.11.96) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1999 года N 1375);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 36, 08.09.97) (утратило силу со 2 ноября 1999 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года N 1159);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года N 1159 (Российская газета, N 211, 25.10.99);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1999 года N 1375;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 84-р;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 792 (Российская газета, N 7, 20.01.2004)
____________________________________________________________________
В целях обеспечения надежного энергоснабжения потребителей, создания условий для развития промышленного производства, повышения эффективности использования энергетического оборудования и топливно-энергетических ресурсов, а также дальнейшего развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) согласно приложению N 1.
2. Установить, что электрическая энергия, вырабатываемая электростанциями Российского акционерного общества "ЕЭС России", акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных энергоснабжающих организаций, атомными электростанциями и иными производителями электрической энергии (мощности) независимо от их организационно-правовых форм, должна поставляться на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) на принципах конкуренции.
3. Утвердить перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, согласно приложению N 2.
Разрешить Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации вносить дополнения и изменения в указанный перечень с последующим ежегодным утверждением их Правительством Российской Федерации.
____________________________________________________________________
О дополнениях и изменениях Перечня коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации см.:
постановления ФЭК России от 29 января 1999 года N 3/9, от 19 марта 1999 года N 10/1 (отменено на основании постановления ФЭК России от 12 мая 2000 года N 25/6), от 24 марта 1999 года N 12/5, от 9 апреля 1999 года N 15/11 (отменено на основании постановления ФЭК России от 12 мая 2000 года N 25/6), от 30 апреля 1999 года N 21/2 (отменено на основании постановления ФЭК России от 12 мая 2000 года N 25/6), от 24 августа 1999 года N 37/4, от 22 декабря 1999 года N 59/2 (утратило силу с 1 сентября 2001 года на основании постановления ФЭК России от 22 августа 2001 года N 54/1), от 30 декабря 1999 года N 61/1, от 14 января 2000 года N 2/12, от 12 мая 2000 года N 25/2, от 19 мая 2000 года N 27/3, от 9 июня 2000 года N 30/3, от 16 июня 2000 года N 31/5, от 16 июня 2000 года N 31/6, от 23 июня 2000 года N 32/2, от 23 июня 2000 года N 32/4, от 18 августа 2000 года N 44/6 (отменено на основании постановления ФЭК России от 6 июня 2001 года N 36/1); от 24 ноября 2000 года N 69/5, от 28 декабря 2000 года N 81/2, от 2 марта 2001 года N 13/8, от 11 марта 2001 года N 14/6, от 28 марта 2001 года N 18/7, от 25 апреля 2001 года N 25/4, от 17 мая 2001 года N 31/3, от 6 июня 2001 года N 36/2, от 1 августа 2001 года N 48/5 (утратило силу с 16 июля 2002 года на основании постановления ФЭК России от 3 июля 2002 года N 40-э/6), от 22 августа 2001 года N 54/1, от 29 августа 2001 года N 55/1, от 29 августа 2001 года N 55/2, от 26 сентября 2001 года N 60/2, от 27 ноября 2001 года N 69/11, от 28 ноября 2001 года N 70/5, от 14 декабря 2001 года N 74/4, от 14 декабря 2001 года N 74/10, от 14 декабря 2001 года N 74/12, от 26 декабря 2001 года N 76/4, от 6 февраля 2002 года N 8/5, от 20 февраля 2002 года N 10/7, от 13 марта 2002 года N 14/3, от 10 апреля 2002 года N 20/1, от 19 апреля 2002 года N 22/1, от 19 апреля 2002 года N 22/2, от 24 апреля 2002 года N 23/2, от 24 апреля 2002 года N 23/14; от 17 мая 2002 года N 28/1; от 22 мая 2002 года N 29/11; от 22 мая 2002 года N 29/12; от 22 мая 2002 года N 29/13; от 21 июня 2002 года N 36/1; от 21 июня 2002 года N 36/2; от 3 июля 2002 года N 40-э/6; от 17 июля 2002 года N 44-э/7; от 24 июля 2002 года N 46-э/4; от 14 августа 2002 года N 52-э/8; от 3 сентября 2002 года N 57-э/1; от 20 сентября 2002 года N 62-э/3; от 8 октября 2002 года N 68-э/3; от 16 октября 2002 года N 70-э/4; от 6 ноября 2002 года N 76-э/1; от 13 ноября 2002 года N 78-э/4; от 20 ноября 2002 года N 79-э/2; от 21 ноября 2002 года N 80-э/1; от 21 ноября 2002 года N 80-э/3; от 26 ноября 2002 года N 83-э/2 (утратило силу на основании постановления ФЭК России от 25 декабря 2002 года N 98-э/8); от 27 ноября 2002 года N 84-э/9; от 27 ноября 2002 года N 84-э/10; от 27 ноября 2002 года N 84-э/11; от 27 ноября 2002 года N 84-э/12; от 29 ноября 2002 года N 86-э/2; от 29 ноября 2002 года N 86-э/3; от 29 ноября 2002 года N 86-э/4; от 3 декабря 2002 года N 87-э/3; от 3 декабря 2002 года N 87-э/4; от 3 декабря 2002 года N 87-э/5; от 3 декабря 2002 года N 87-э/6; от 3 декабря 2002 года N 87-э/7; от 3 декабря 2002 года N 87-э/8; от 4 декабря 2002 года N 89-э/4; от 4 декабря 2002 года N 89-э/5; от 4 декабря 2002 года N 89-э/6; от 4 декабря 2002 года N 89-э/7; от 11 декабря 2002 года N 91-э/12; от 11 декабря 2002 года N 91-э/13; от 11 декабря 2002 года N 91-э/14; от 11 декабря 2002 года N 91-э/15; от 11 декабря 2002 года N 91-э/16; от 26 декабря 2002 года N 99-э/6; от 26 декабря 2002 года N 99-э/7; от 22 января 2003 года N 4-э/2; от 19 февраля 2003 года N 11-э/5; от 19 февраля 2003 года N 11-э/6; от 19 февраля 2003 года N 11-э/7; от 19 февраля 2003 года N 11-э/8; от 19 февраля 2003 года N 11-э/9; от 26 февраля 2003 года N 13-э/2; от 26 февраля 2003 года N 13-э/3; от 26 февраля 2003 года N 13-э/4; от 28 февраля 2003 года N 14-э/3; от 28 февраля 2003 года N 14-э/4; от 28 февраля 2003 года N 14-э/5; от 28 февраля 2003 года N 14-э/6; от 28 февраля 2003 года N 14-э/7; от 26 марта 2003 года N 23-э/4; от 26 марта 2003 года N 23-э/5; от 23 апреля 2003 года N 32-э/3; от 23 апреля 2003 года N 32-э/4; от 23 апреля 2003 года N 32-э/16; от 30 апреля 2003 года N 34-э/13; от 30 апреля 2003 года N 34-э/14; от 30 апреля 2003 года N 34-э/15; от 30 апреля 2003 года N 34-э/16; от 8 мая 2003 года N 35-э/7; от 21 мая 2003 года N 39-э/10; от 21 мая 2003 года N 39-э/14; от 28 мая 2003 года N 42-э/16; от 5 июня 2003 года N 44-э/14; от 5 июня 2003 года N 44-э/15; от 25 июня 2003 года N 49-э/2; от 25 июня 2003 года N 49-э/5; от 20 августа 2003 года N 65-э/11; от 10 сентября 2003 года N 73-э/7; от 10 сентября 2003 года N 73-э/8; от 10 сентября 2003 года N 73-э/9; от 8 октября 2003 года N 83-э/14; от 18 октября 2003 года N 84-э/10; от 22 октября 2003 года N 86-э/7; от 22.10.2003 N 86-э/8; от 22.10.2003 N 86-э/9; от 28.10.2003 N 88-э/8; от 28.10.2003 N 88-э/9; от 28 октября 2003 года N 88-э/10; от 29 октября 2003 года N 89-э/2 (утратило силу с 1 января 2005 года на основании приказа ФСТ России от 30 ноября 2004 года N 210-э/2); от 29 октября 2003 года N 89-э/8; от 9 марта 2004 года N 19-э/23; от 29 апреля 2004 года N 29-э/15;
приказы ФСТ России от 28 сентября 2004 года N 95-э/6; от 19 октября 2004 года N 130-э/4; от 11 марта 2005 года N 66-э/4; от 19 июня 2006 года N 139-э/7.
____________________________________________________________________
4. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российского акционерного общества "ЕЭС России":
разработать и до 1 августа 1996 года утвердить правила работы федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) исходя из утвержденных настоящим постановлением Основных принципов функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) и порядок вывода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) энергоемких организаций-потребителей;
завершить выведение до 1 октября 1996 года на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) всех электростанций, имущество которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 9, ст.592) передается в уставный капитал Российского акционерного общества "ЕЭС России", и организовать с 1 января 1997 года поставку в установленном порядке на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) электрической энергии, вырабатываемой электростанциями акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных энергоснабжающих организаций.
5. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности):
предусматривать полную компенсацию обоснованных (объективно необходимых) затрат производителей электрической энергии (мощности) и получение ими необходимой прибыли исходя из условий самофинансирования;
обеспечить сбалансированность суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и отпускаемой с него;
осуществить начиная с IV квартала 1996 года выравнивание тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в пределах европейской части России и Урала;
рассмотреть возможность установления единого тарифа на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), в том числе для Сибири и Дальнего Востока, и до 1 ноября 1996 года представить в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения;
устанавливать с 1 октября 1996 года единый тариф на электрическую энергию, отпускаемую для тяги электропоездов организациям электрифицированного железнодорожного транспорта при выводе их на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности).
6. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации до 1 ноября 1996 года представить в Правительство Российской Федерации предложения по установлению единого тарифа на электрическую энергию для населения на уровне не ниже средних по России затрат на ее производство, передачу и распределение для этой группы потребителей, а также по механизму адресной поддержки малообеспеченных слоев населения.
7. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российского акционерного общества "ЕЭС России" и государственного предприятия - концерна "Росэнергоатом" разработать и до 1 января 1997 года внести в Правительство Российской Федерации предложения по дальнейшему развитию конкуренции на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности).
8. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации совместно с Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российским акционерным обществом "ЕЭС России" до 1 января 1997 года разработать и представить Правительству Российской Федерации предложения по введению:
двухставочных тарифов на электрическую энергию и мощность на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности);
дифференцированных по времени (сезонных и внутрисуточных), уровням напряжения и объемам электропотребления тарифов на электрическую энергию для потребителей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
функционирования и развития федерального (общероссийского)
оптового рынка электрической энергии (мощности)
(с изменениями на 30 декабря 2003 года)
Настоящие Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) определяют методические, организационные и правовые вопросы его работы, порядок взаимоотношений субъектов оптового рынка в период становления конкурентного рынка электрической энергии и предназначены для органов исполнительной власти и коммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана с функционированием и развитием федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).
1. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации":
федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) является сферой купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России;
субъектами федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) являются юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности);
тарифы на электрическую энергию (мощность) и размер платы за услуги, предоставляемые на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации;
перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставляемую электрическую энергию (размер платы за услуги) устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Основными целями функционирования федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) являются:
обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей во всех регионах Российской Федерации;
формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности) на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции, включая поддержание конкурентоспособности продукции энергоемких потребителей электрической энергии, имеющих общенациональное значение;
выравнивание уровня тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности);
сохранение и развитие Единой энергетической системы России;
обеспечение принципа установления тарифов для потребителей субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в зависимости от энергоемкости выпускаемой ими продукции, влияния на совмещенный график электрической нагрузки и уровня работы по энергосбережению.
3. Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) функционирует как единое рыночное пространство.
Субъектами федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) являются: Российское акционерное общество "ЕЭС России", Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России, государственное предприятие концерн "Росэнергоатом", электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации и другие энергоснабжающие организации, отдельные крупные потребители электрической энергии.
Право равного доступа юридических лиц на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) реализуется только при условии соблюдения ими общих для всех его субъектов требований, устанавливаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
4. Технологической основой работы федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) являются системообразующая электрическая сеть Российского акционерного общества "ЕЭС России" и электрические сети энергоснабжающих организаций.
5. Организатором функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является Российское акционерное общество "ЕЭС России", которое выполняет следующие функции:
координирует деятельность всех субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в вопросах производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;
обеспечивает надежную работу и развитие технической базы функционирования федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - системообразующих линий электропередачи и технических средств по технологическому управлению Единой энергетической системой России;
координирует деятельность по обеспечению готовности электростанций к несению нагрузки с учетом необходимого резерва электрических мощностей, а также действия субъектов указанного оптового рынка при ремонте, техническом перевооружении и реконструкции энергетического оборудования;
обеспечивает для целей минимизации топливной составляющей себестоимости производства электрической и тепловой энергии анализ, разработку и систематический пересмотр нормативных характеристик генерирующего оборудования всех электростанций независимо от их организационно-правовой формы;