ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июля 1996 года N 11-17/2149
О некоторых вопросах, касающихся применения
приказа ГТК Российской Федерации N 426 от 10 августа 1996 года
"Об утверждении Положения о ЦТЛ и Общего положения
о таможенных лабораториях"*
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 21 июля 2003 года N 798
____________________________________________________________________
_________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать:"N 426 от 10 июля 1996 года". - Примечание "КОДЕКС"
В связи с изданием приказа ГТК России N 426 от 10 июля 1996 года "Об утверждении Положения о ЦТЛ и Общего положения о таможенных лабораториях" и необходимостью формирования единой практики по его применению таможенными органами и таможенными лабораториями настоятельно требуем дальнейшего исполнения ими как приказа ГТК России N 264 от 25 июня 1993 года "Об утверждении нормативно-методических документов, принятых Коллегией по вопросу "О программе развития таможенных лабораторий ГТК России" и вышеупомянутого приказа N 426 от 10 июля 1996 года, так и нашего письма N 03-149/17414 от 7 декабря 1995 года "О некоторых вопросах по применению приказа ГТК Российской Федерации N 264 от 25 июня 1993 года и, в частности, его пунктов 2.1. и 2.2., которые гласят:
"2.1. Таможенные лаборатории, наряду со своей основной деятельностью, заключающейся в производстве таможенных экспертиз по поручениям и постановлениям таможенных органов, в соответствии с приказом ГТК России N 264 от 25 июня 1993 года (п.п.1.3 Положения об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК Российской Федерации) вправе производить по договорам подряда экспертизы по поручениям и постановлениям иных правоохранительных и судебных органов по уголовным, гражданским и административным делам. Вместе с тем, исполнение такой работы допускается лишь в тех случаях, когда она не отражается на своевременном производстве экспертиз, назначенных таможенными органами.
2.2. Таможенные лаборатории, наряду со своей основной деятельностью, в соответствии с п.п.1.3., 1.4. Положения об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным приказом ГТК Российской Федерации, могут в порядке исключения, и опять-таки если это не скажется на сроках и качестве экспертиз, назначенных таможенными органами, проводить исследования (экспертизы) на основании договоров подряда в связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан, если проведение таких исследований не связано с производством по уголовным, гражданским, административным делам, в том числе и по делам о нарушении таможенных правил, а также не связано с проведением таможенными органами России таможенного контроля и таможенного оформления.
(В последних случаях указанные исследования (экспертизы) правомочны назначать таможенные органы, иные правоохранительные органы и суды)."
Отвечая на запросы, поступающие из таможенных органов по поводу трактования отдельных пунктов новых Положения о ЦТЛ и Общего положения о ТЛ, разъясняем, что предусмотренное пунктом 4.4. Положения о ЦТЛ и соответствующим пунктом Общего положения о ТЛ право "производить на договорной основе ... исследования (экспертизы) товаров по обращениям государственных органов, организаций, предпринимателей и граждан", реализуется ЦТЛ и таможенными лабораториями в порядке, установленном ТК Российской Федерации, который исчерпывающе воспроизведен в нашем письме от 7 декабря 1995 года N 03-149/17414.
Так нормы статей 135 и 183 ТК Российской Федерации определяют, что в процессе производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля право назначения исследований (экспертиз) товаров, их проб и образцов предоставлено таможенным органам.
Статья 326 ТК Российской Федерации устанавливает, что "Представленные в таможенные органы Российской Федерации заключения, акты, справки и иные документы, излагающие исследования и выводы, если эти документы были подготовлены не по поручению должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о НТП, либо не по поручению должностных лиц других правоохранительных органов Российской Федерации, у которых находятся или находились материалы, имеющие отношение к делу о НТП, заключениями эксперта не являются. Такие документы признаются доказательствами только в случае, если они обладают признаками вещественных или письменных доказательств."
Из этого следует, что при поступлении в таможенные органы в процессе таможенного оформления, проведения таможенного контроля, в ходе производства или рассмотрения дела о НТП или при осуществлении дознания заключений, актов, справок и иных документов, составленных ЦТЛ или таможенными лабораториями по обращениям государственных органов (неправоохранительных), организаций, предприятий, предпринимателей и граждан, таможенные органы не вправе рассматривать и принимать такие документы как экспертные заключения (исследования).
(Данная ситуация возможна, когда юридические и физические лица, обращаясь в таможенные лаборатории по вопросам проведения исследований (экспертиз) товаров либо их проб и образцов, скрывают от упомянутых экспертных учреждений фактическую цель использования результатов исследований в процессе таможенного оформления, проведения таможенного контроля, производства и рассмотрения дел о НТП и осуществлении дознания).
Для таможенных органов поступление таких документов влечет обязанность проверки и оценки их в порядке, предусмотренном ТК Российской Федерации и УПК РСФСР для всех других документов, предъявляемых декларантами, проверяемыми лицами, а также лицами, в отношении которых ведется производство или рассматривается дело о НТП или осуществляется дознание, в том числе и путем назначения, в случае необходимости, экспертиз по вопросам, отраженным в представленных актах, заключениях, справках и исследованиях.
Такие экспертизы, в силу требований статьи 326 ТК Российской Федерации и статьи 81 УПК РСФСР, не являются дополнительными или повторными, однако, в соответствии с положениями статьи 316 ТК Российской Федерации и статьи 67 УПК РСФСР их проведение следует поручать экспертам иных таможенных лабораторий либо другим экспертным учреждениям или специалистам, обладающим необходимыми специальными познаниями.
Начальник Регионального Управления
по борьбе с таможенными правонарушениями
М.В.Ванин
Текст документа сверен по:
рассылка