Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        

Об утверждении Положения о Министерстве образования
Российской Федерации

(с дополнениями на 3 августа 1996 года)

_________________________________________________________________     

Утратило силу с 17 августа 1997 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 14 июля 1997 года N 879

(Российская газета, N 153, 09.08.97)

_________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Текст документа с дополнениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1995 года N 917;     постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 919 (Российская газета, N 154, 15.08.96).

____________________________________________________________________

--------------------------------------------------------------------

Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года N 1177 Министерство образования Российской Федерации упразднено.

--------------------------------------------------------------------

Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве образования Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров РСФСР от 30 октября 1969 года N 613 "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения РСФСР" (СП РСФСР, 1969, N 23, ст.128);

пункты 1, 2, 5, 6, 8, 11 постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 79 "Вопросы Министерства образования РСФСР";

постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1992 года N 224 "Вопросы Комитета по профессиональному образованию Министерства образования Российской Федерации".

Председатель
Совета Министров - Правительства
Российской Федерации                                   В.Черномырдин


Москва
23 августа 1993 года
N 835

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 23 августа 1993 года N 835

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве образования Российской Федерации
(с дополнениями на 3 августа 1996 года)

1. Министерство образования Российской Федерации (Минобразования России, далее именуется - Министерство) является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, дополнительного образования (далее именуется - сфера образования). Министерство является также центральным органом отраслевого управления педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием.

2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии в соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественными организациями.

4. Министерство является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.

Местонахождение Министерства - г.Москва.

5. Финансирование центрального аппарата Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти, предельная численность его работников утверждается Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

6. Основными задачами Министерства являются:

а) разработка и реализация государственной политики в сфере образования;

б) формирование и реализация концепции среднего (полного) общего образования молодежи как базового для получения профессионального образования и подготовки к самостоятельной жизни и деятельности;

в) разработка и контроль исполнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

г) организация профессионального образования работников квалифицированного труда в учреждениях начального профессионального образования, подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и послевузовского образования в соответствующих образовательных учреждениях;

д) разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации перечней профессий, направлений и специальностей, по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка;

е) государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях; государственная аккредитация образовательных учреждений;

ж) участие в разработке и осуществление совместно с соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей, обучающихся и воспитанников;

з) реализация кадровой политики в сфере образования, совершенствования подготовки и использования научно-педагогических кадров; повышение социального статуса работника образования;

и) участие в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере образования;

к) развитие и координация международных связей в рамках компетенции Министерства, в том числе на международной основе.

7. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами:

а) разрабатывает с участием центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, общественных организаций, деятелей науки, образования, культуры на конкурсной основе Федеральную программу развития образования, другие программы в сфере образования и обеспечивает их реализацию;

б) организует по поручению Совета Министров - Правительства Российской Федерации государственную экспертизу проектов международных, федеральных и региональных программ в сфере образования;

в) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования, обоснование целей и приоритетов развития отдельных образовательных программ на всей территории Российской Федерации, а также на отдельных территориях с учетом их национально-региональных особенностей и образовательного потенциала;

г) обеспечивает разработку содержания образования, отвечающего потребностям национальных, возрастных и иных групп населения, включающего также необходимые знания в области обороны государства, о воинской обязанности граждан и навыков по гражданской обороне.

Обеспечивает с участием Министерства обороны Российской Федерации разработку программ и методик подготовки обучающихся, воспитанников образовательных учреждений к военной службе в соответствии с требованиями действующего законодательства;

д) устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке учебных планов и программ, определяет порядок утверждения и выпуска учебно-методической документации;

е) обеспечивает разработку учебно-методических материалов и учебников, отработку новых перспективных подходов к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с компетенцией Министерства;

ж) устанавливает номенклатуру и форму аттестатов, дипломов и других документов государственного образца об общем и о начальном профессиональном образовании, эквивалентность документов об общем и о начальном профессиональном образовании на территории Российской Федерации;

з) разрабатывает и утверждает положения о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

и) организует с участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти систему работы с детьми и подростками с девиантным (общественно опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии;

к) организует методическую помощь и оказывает содействие органам, осуществляющим функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, защите прав детей, обучающихся и воспитанников, нуждающихся в государственной поддержке;

(абзац, дополнительно включенный постановлением Правительства

осуществляет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 23 августа 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 919);

л) разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга комплекс мер по профессиональному образованию подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;

м) определяет требования и порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в сфере образования;

н) обеспечивает совместно с Российской академией образования координацию и проведение научно-исследовательских работ, имеющих фундаментальное и приоритетное прикладное значение для сферы образования, а также внедрение достижений науки, техники, отечественного и зарубежного опыта в этой сфере;

о) участвует в разработке государственных нормативов финансирования образования, предложений по совершенствованию систем финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда, хозяйственного механизма в сфере образования;

п) осуществляет в установленном порядке финансирование относящихся к федеральной собственности непосредственно подчиненных Министерству образовательных и иных учреждений, организаций, объектов капитального строительства, а также контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью;

р) обеспечивает разработку прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы сферы образования и содействует удовлетворению потребностей отрасли в материально-технических ресурсах, вырабатывает рекомендации для соответствующего промышленного производства;

с) разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции целевые международные программы в области образования, проводит работу по оказанию содействия в изучении русского языка и литературы за рубежом; обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по вопросам образования, вытекающих из договоров Российской Федерации с иностранными государствами;

т) разрабатывает и реализует меры по созданию и развитию федеральной системы информации в сфере образования;

у) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования, обеспечивает ее достоверность;

ф) обобщает практику применения федерального законодательства Российской Федерации в области образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Совет Министров - Правительство Российской Федерации;

х) представляет в установленном порядке работников образования к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся и воспитанников.

8. Министерство имеет право:

а) осуществлять по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием на территории Российской Федерации, проверки в образовательных и иных учреждениях, организациях, непосредственно подчиненных Министерству;

б) образовывать в необходимых случаях комиссии и экспертные советы, а также временные научные (творческие) коллективы и рабочие группы;

в) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке образовательные и иные учреждения, организации, непосредственно подчиненные Министерству;

г) приостанавливать в установленном порядке деятельность подведомственных образовательных учреждений, осуществляемую с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в области образования и уставов образовательных учреждений.

9. Министерство возглавляет Министр образования Российской Федерации (далее именуется - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Советом Министров Правительством Российской Федерации.

10. Министр:

а) вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров - Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам образования;

б) распределяет обязанности и устанавливает степень ответственности заместителей Министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства и руководителей учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству;

в) издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции и дает указания, подлежащие обязательному исполнению работниками центрального аппарата Министерства, подведомственными образовательными и иными учреждениями, организациями, и проверяет их исполнение; в необходимых случаях совместно с руководителями других центральных органов федеральной исполнительной власти издает приказы и инструкции;

г) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах, установленных Советом Министров Правительством Российской Федерации, фонда оплаты труда и штатной численности центрального аппарата Министерства, положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства, утверждает (согласовывает) уставы образовательных учреждений, положения об учреждениях и организациях, непосредственно подчиненных Министерству;

д) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству.

11. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата Министерства, ученых, специалистов, общественных деятелей.

Члены коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции Министерства. Решения коллегии оформляются постановлениями коллегии и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии Министр проводит свое решение, докладывает Совету Министров - Правительству Российской Федерации о возникших разногласиях. Члены коллегии в свою очередь могут также сообщить свое мнение Совету Министров Правительству Российской Федерации.

12. При Министерстве для решения вопросов развития образования образуется Высший федеральный совет по образованию. Положение о нем и его персональный состав утверждаются Министром.


Текст документа сверен по:
"Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации", N 38,
ст.3520.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в юридическом бюро "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»