МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 января 1995 года N 2


О создании информационно-аналитической
системы Минприроды России

(с изменениями на 5 января 1996 года)

Информация об изменяющих документах

_____________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минприроды России от 5 января 1996 года N 6.

_____________________________________________________________________________________



В целях совершенствования информационного обеспечения процесса управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов для решения основных задач и выполнения функций, возложенных на Минприроды России, приказываю:

1. Принять предложение Департамента научно-технического обеспечения экологической безопасности о создании информационно аналитической системы Минприроды России и утвердить Концепцию указанной системы (Приложение 1).

2. Возложить общее руководство функционированием ИАС Минприроды России на Первого заместителя Министра А.Ф.Порядина.

3. Утвердить распределение функциональных обязанностей в ИАС Минприроды России между структурными подразделениями (Приложение 2).

4. Пункт утратил силу - приказ Минприроды России от 5 января 1996 года N 6.

5. Определить Федеральный центр геоэкологических систем (Гаврилов) головной организацией по формированию и организации функционирования ИАС Минприроды России.

6. Федеральному центру геоэкологических систем (Гаврилов), Российскому экологическому федеральному информационному агентству (Рыбальский), Всероссийскому научно-исследовательскому институту охраны природы (Пешков), Государственному институту прикладной экологии (Дмитриев) с участием заинтересованных подведомственных организаций в месячный срок подготовить и представить в Департамент научно-технического обеспечения экологической безопасности Минприроды России предложения по распределению функциональных обязанностей подведомственных Минприроды России организаций в части создания и обеспечения функционирования ИАС в целом и ее подсистем.

7. Департаменту научно-технического обеспечения экологической безопасности (Куценко), Департаменту по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями и работе с кадрами (Смирнов) в месячный срок подготовить предложения по созданию рабочей группы сотрудников Минприроды России и заинтересованных подведомственных организаций по реализации положений Концепции ИАС Минприроды России.

8. Департаменту научно-технического обеспечения экологической безопасности (Куценко), Департаменту по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями и работе с кадрами (Смирнов) с участием заинтересованных структурных подразделений Минприроды России совместно с Федеральным центром геоэкологических систем (Гаврилов), Российским экологическим федеральным информационным агентством (Рыбальский), Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны природы (Пешков), Государственным институтом прикладной экологии (Дмитриев) и другими заинтересованными подведомственными организациями в месячный срок подготовить и представить на утверждение руководству Министерства Положение об информационно-аналитической системе Минприроды России и программу работ по ее созданию.

9. Главному управлению финансирования, бухгалтерского учета и социально-экономического развития (Вершков), Департаменту научно-технического обеспечения экологической безопасности (Куценко) подготовить предложения по включению на 1995 год в ГИТП "Экологическая безопасность России" работ, выполнение которых необходимо для создания и обеспечения функционирования ИАС Минприроды России.

10. Считать утратившим силу Приказ Минэкологии России от 23.10.92 N 257.

11. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.


 Министр охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.Данилов-Данильян

     

 Приложение 1


УТВЕРЖДЕНА
Приказом Минприроды России
от 6 января 1995 года N 2


КОНЦЕПЦИЯ
информационно-аналитической системы
Минприроды России

     

Обоснование

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 375 "Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации" Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление и координацию в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности.

Для эффективного решения возложенных на Минприроды России Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 375 задач необходима полная, репрезентативная информация, базирующаяся на объективных, сопоставимых данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсах, получаемых федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, заинтересованными предприятиями и организациями.

Для обоснования управленческих решений используются первичные данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсах, их аналитические обобщения, прогнозные оценки, нормативно методические материалы, показатели и характеристики воздействий на окружающую среду и другая информация. Объемы данных, используемых в деятельности Министерства значительно возросли в последнее время, и их обработка традиционными методами крайне затруднительна и неэффективна. Современные информационные технологии обеспечивают высокое качество и оперативность обработки данных, позволяют формировать новые выходные формы их представления (электронные карты, ГИС-технологии, автоматизированные рабочие места, компьютерные базы данных и др.).

Возложенные на Минприроды России и его территориальные органы задачи предполагают интенсивный информационный обмен как в системе Министерства, так и с органами государственного управления федерального и регионального уровней, научными, общественными организациями, хозяйствующими субъектами, средствами массовой информации. Современные достижения в области телекоммуникаций и связи позволяют автоматизировать этот обмен, значительно повышая его эффективность, сокращая расходы на его обеспечение.

Для решения поставленных выше задач информационного обеспечения создается информационно-аналитическая система Минприроды России, которая:

- обеспечивает структурные подразделения Министерства и его территориальные органы данными о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, нормативными и методическими документами;

- автоматизирует документооборот в системе Министерства;

- обеспечивает обмен данными с органами государственного управления федерального и регионального уровней, другими заинтересованными организациями;

- осуществляет обобщение и аналитическую обработку данных и доведение результатов обработки до заинтересованных потребителей в согласованных формах;

- обеспечивает ведение баз и банков данных экологической направленности;

- решает другие задачи в области информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности.

Создание информационно-аналитической системы Минприроды России является закономерным и последовательным шагом в направлении обеспечения стабильности функционирования Министерства и его территориальных органов.

     

1. Определение информационно-аналитической системы,
цель и задачи ее функционирования

 1.1. Определение информационно-аналитической системы Информационно-аналитическая система Минприроды России (далее ИАС) -это система управления информационными ресурсами Минприроды России, его территориальных органов и подведомственных организаций.

Под информационными ресурсами понимается информация, используемая в системе Минприроды России (данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; топографо-геодезическая информация; нормативно-методические, статистические материалы, данные о воздействиях на окружающую среду и др.), алгоритмы и программы ее обработки.

В систему управления также входят комплекс средств вычислительной техники и телекоммуникационных каналов Минприроды России, его территориальных органов и подведомственных организаций, нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, регламентирующие функционирование ИАС.

Функционирование ИАС обеспечивается специалистами соответствующих подразделений Минприроды России, территориальных органов и подведомственных организаций.  

1.2. Цель функционирования информационно-аналитической системы     

       Основная цель функционирования ИАС - эффективное информационное обеспечение процесса управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов для решения основных задач и выполнения функций, возложенных на Минприроды России и его территориальные органы.

Это информационное обеспечение заключается в упорядочении существующих и организации новых информационных потоков, в обеспечении обработки и доведения до заинтересованных потребителей первичной и аналитической информации.

1.3. Основные функциональные задачи информационно-аналитической системы    

        Для достижения поставленной цели ИАС решает следующие основные функциональные задачи:

- формализация информационных потоков и их реализация на современной компьютерной технологической базе;

- формирование и обеспечение функционирования тематических комплексов моделей, алгоритмов и программ;

- формирование и обеспечение функционирования аппаратно-технических средств, включая базовое программное обеспечение;

- формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы, регламентирующей функционирование системы и правила ее модификации.

В рамках решения указанных функциональных задач ИАС:

а) обеспечивает информационное взаимодействие с органами представительной и исполнительной власти (Президент России, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства), другими государственными и негосударственными предприятиями и организациями;

б) участвует в функционировании государственных информационных систем общего и специального назначения (ГИС органов государственного управления, РСЧС и др.);

в) участвует в реализации государственных природоохранных программ (Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки Российской Федерации (ЕГАСКРО), "Кадастры природных ресурсов" и др.);

г) участвует в реализации межгосударственных и международных конвенций, соглашений, эколого-ресурсных информационных программ и проектов;

д) обеспечивает функционирование отраслевых тематических информационных систем (в том числе научно-технической информации);

е) обеспечивает организацию и ведение государственных и отраслевых регистров, баз и банков данных, информационно справочных систем и т.д.;

ж) обеспечивает отраслевой региональный обмен данными и информацией, в т.ч. в рамках региональных программ и проектов;

з) обеспечивает автоматизированный документооборот в системе Минприроды России и его включение в соответствующие системы высших органов государственной власти;

и) решает другие задачи в области информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности.

 2. Организация информационно-аналитической системы

 2.1. Принципы организации информационно-аналитической системы

           ИАС состоит из федеральной информационно-аналитической системы (ФИАС), функционирующей в информационном, организационном и методическом взаимодействии с территориальными информационно аналитическими системами (ТИАС).

Это взаимодействие осуществляется на базе единства форматов представления данных и классификаторов информации, согласованных протоколов обмена данными, унифицированной среды передачи сообщений.

В ИАС обеспечивается методическое единство алгоритмов и программ управления информационными ресурсами с учетом региональных особенностей.

ИАС объединяет на базе единой информационно-технологической основе существующие и разрабатываемые аппаратные и программные решения, используемые в системе Минприроды России.

Общее руководство функционированием ИАС осуществляет Первый заместитель Министра, организацию работы ФИАС осуществляет Департамент научно-технического обеспечения экологической безопасности Минприроды России, организацию функционирования ТИАС осуществляют соответствующие территориальные органы Минприроды.

В обеспечении функционирования ИАС участвуют подразделения (специалисты) центрального аппарата Минприроды России, территориальных органов и подведомственных научно-производственных организаций.

Организации - участники ИАС обеспечивают использование имеющихся у них программно-технических комплексов для решения функциональных задач ИАС.

Научно-методическое обеспечение функционирования ФИАС осуществляют научно-производственные организации Минприроды России с учетом распределения функциональных обязанностей.

2.2. Федеральная информационно-аналитическая система  

          Федеральная информационно-аналитическая система осуществляет информационно-технологическое обеспечение:

- решения общегосударственных федеральных задач, возложенных на Минприроды России;

- взаимодействия с высшими органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- взаимодействия с международными эколого-ресурсными информационными системами;

- документооборота в системе Минприроды России;

- организации и ведения отраслевых регистров, баз и банков данных федерального значения, отраслевой системы научно технической информации и информационно-справочных систем.

2.3. Территориальные информационно-аналитические системы     

Территориальные информационно-аналитические системы осуществляют информационно-технологическое обеспечение:

- решения региональных задач, возложенных на территориальные органы Минприроды России;

- участия во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- участия в работе международных эколого-ресурсных информационных систем;

- организации и ведения регистров, баз и банков данных регионального значения, территориальных информационно

-справочных систем.

 3. Информационная структура федеральной
информационно-аналитической системы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»