____________________________________________________________________
Отменено в связи с отказом в госрегистрации Минюста Российской Федерации
(письмо Минюста Российской Федерации от 18.03.2004 N 07/2955-ЮД)
на основании письма Госстроя России от 5 апреля 2004 года N НК-2159/3
____________________________________________________________________
В связи с обращениями министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации о необходимости наведения должного порядка в сложившейся практике выдачи исходных данных, технических условий, требований при размещении объектов строительства, согласования проектной документации, а также взимания чрезмерно высокой платы за указанные виды услуг Минстрой России изучил и обобщил опыт ряда регионов в решении этих вопросов.
На основе проведенной работы и с учетом требований новых нормативных документов по проектированию разработано и утверждено "Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг", предусматривающее упрощение регламента согласования проектно-сметной документации и сокращение инвестиционного цикла в строительстве.
Минстрой России направляет "Типовое положение" и считает целесообразным, чтобы на его основе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были уточнены действующие территориальные регламенты подготовки разрешительной документации, имея в виду обеспечение комплексного и оперативного рассмотрения проектных материалов в едином, специально на то уполномоченном органе.
Министр строительства
Российской Федерации
Е.В.Басин
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра строительства
Российской Федерации
С.И.Полтавцев
6 февраля 1996 года
Типовое положение
о порядке выдачи исходных данных и технических
условий на проектирование, согласования документации
на строительство, а также оплаты указанных услуг
Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР, законами Российской Федерации об основах градостроительства, о защите окружающей среды и другими законодательскими и нормативными актами Правительства России, федеральных, региональных и местных органов управления и государственного надзора, и в том числе требованиями основополагающих документов Минстроя России, регламентирующих проектирование для строительства объектов СНиП 11-01-95, СП 11-101-95, РДС 11-201-95, Сборников базовых цен на проектные работы для строительства и другими методическими документами.
1. Типовое положение предусматривает уточнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации действующих регламентов подготовки разрешительной документации, имея в виду обеспечение комплексного и оперативного рассмотрения проектных материалов по размещению проектируемых объектов в едином, специально на то уполномоченном органе.
Документ направлен на упрощение существующего многоступенчатого порядка выдачи исходных данных, технических условий, требований о размещении объекта строительства, присоединения его к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, согласования предпроектной, проектной и другой документации, а также оказание практической помощи заказчикам (инвесторам), проектным и другим организациям - участникам инвестиционного процесса при организации и выполнении указанных работ в процессе принятия решения о целесообразности и возможности строительства предприятий, зданий и сооружений на соответствующей территории.
2. Положения данного документа освещают основные процессы, связанные с разработкой предпроектной и проектной документации, подготовкой строительства, предоставлением для этого земельного участка, получением (выдачей) исходно-разрешительной документации и имущественными обязательствами соответствующих юридических и физических лиц - участников инвестиционного процесса в строительстве.
3. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений установлен Сводом правил СП 11-101-95 и предусматривает:
разработку и согласование намеченных в Обоснованиях решений на строительство объекта и условий предварительно согласованного места его размещения производится заказчиком или, по его поручению, юридическими и физическими лицами - разработчиками Обоснований, при этом состав и содержание материалов должны быть достаточными для проведения согласований и экспертиз;
материалы Обоснований направляются в соответствующий орган исполнительной власти для оформления акта выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства с приложением необходимых документов согласований и решения об утверждении предварительного согласования места размещения объекта;
по отдельным несложным объектам, по решениям органа исполнительной власти, акт выбора земельного участка, исходные данные и необходимые согласования могут быть оформлены на основании ходатайства о намерениях, в этом случае материалы обоснований на заключение в соответствующий орган исполнительной власти не направляются;
утверждение (одобрение) Обоснований заказчиком осуществляется на основе заключения государственной экспертизы и решения органа исполнительной власти о согласовании места размещения объекта;
предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земельных участков в городах и других поселениях, где решение о размещении площадки (трассы) для строительства принимается органом местного самоуправления (администрацией) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).
4. Срок действия документов о проведенных согласованиях намечаемых решений должен быть не менее нормативной продолжительности проектирования и осуществления строительства предприятия, здания и сооружений, а выданные технические условия неизменными в течении указанного срока.
5. Принципиальная схема проведения предварительного согласования места размещения объекта строительства с территориальными органами управления и надзора, службами местной администрации приведена в рекомендуемом приложении 1, а содержание ходатайства (декларации) о намерениях - в рекомендуемом приложении 2.
6. Перечень (примерный) основной исходной информации и предварительных технических условий, документов о согласовании решений по строительству объекта приведены в приложении 3.
7. В результате работы комиссии по выбору площадки (трассы) для строительства, образованной органом местной администрации, подготавливается и утверждается в установленном порядке акт о выборе земельного участка, составляемый в соответствии с формой и содержанием, приведенными в рекомендуемом приложении 4.
8. Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений СНиП 11-01-95, в частности, установлено:
проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями, выданными территориальными органами государственного надзора (контроля) и местными заинтересованными организациями при выборе места размещения объекта, дополнительному согласованию не подлежит за исключением случаев, особо оговоренных законодательством Российской Федерации;
в материалах проекта приводятся сведения о проведенных согласованиях проектных решений; подтверждение соответствия разработанной проектной документации государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта; оформленные в установленном порядке согласования об отступлениях от действующих нормативных документов;
проекты на строительство объектов независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности подлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации.
9. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (РДС 11-201-95) при экспертизе проектов проверяется:
соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрыво-пожарной безопасности;
соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям и пр.
10. Изъятие земельных участков в целях предоставления их предприятиям, объединениям и организациям для строительства производится по решению органа местного самоуправления (администрации) после утверждения проектов строительства и обеспечения инвестором финансирования стройки (Земельный кодекс РСФСР, ст. 29).
Приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и получения документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды (Земельный кодекс РСФСР, ст. 32).
11. Затраты проектных организаций, связанные с проведением согласования документации по требованию органов местного самоуправления, надзора и контроля, а также заинтересованными организациями, не учтены Сборником цен на проектные работы для строительства изд. 1987 г. и Справочниками базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1994 - 1995 гг. и определяются дополнительно в установленном порядке.
Затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых органами местного самоуправления (администрациями), государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями, выдающими заказчику и проектной организации исходные данные, технические условия и требования на присоединение объекта к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, а также проводящими согласования проектных решений, предусмотренных в СП 11-101-95 и СНиП 11-01-95, как правило, дополнительной оплате не подлежат.
Если эти организации находятся на полном хозяйственном расчете, оплата указанных работ (услуг) производится заказчиком по технически обоснованным ценам.
Начальник Главпроекта
Минстроя России
В.П.Абарыков
Начальник
Главгосэкспертизы России
Ю.Б.Жуковский
Принципиальная схема
предварительного согласования места размещения
объекта строительства с органами управления,
надзора и службами местной администрации
+--------------------------------------------------+
+---------------+ +------------+ +----------+ +---------------+
¦ Инвестор ¦ ¦Ходатайство ¦ ¦ Местная ¦ ¦Решение о пред-¦
+>¦ (заказчик) +-->¦(декларация)+-->¦админист- +-->¦варительном со-¦
¦ ¦ +<--¦о намерениях+<--¦ рация ¦ ¦гласовании (вы-¦
¦ +---------------+ ¦ ¦ +----------+ ¦делении) земе- ¦
¦ v ^ +------------+ ¦ ¦льного участка;¦
¦ +---------------+ ¦ ¦оформление акта¦
¦ ¦ Проектные ¦ ¦ ¦ его выбора ¦
¦ ¦ или инжинирин-¦ ¦ +---------------+
¦ ¦ говые фирмы ¦ ¦
¦ +---------------+ ¦
¦ ^ ¦
¦ +---------------+ ¦
¦ ¦ Предпроектное ¦ ¦
¦ ¦ обоснование ¦ ¦
¦ ¦ инвестиций в ¦ ¦
¦ ¦ строительстве ¦ ¦
¦ +---------------+ +----------------------->-+
¦ Заключения и технические условия к размещению объекта строительства¦
+---------------------------------------------------------------------+
+------+ ¦+------+ ¦ +---------+¦+-------+¦+-------+¦+-------+
¦Терри-¦ ¦¦Терри-¦ ¦ ¦Терриаль-¦¦¦Терри- ¦¦¦Терри- ¦¦¦Бассей-¦
¦тори- ¦ ¦¦тори- ¦ ¦ ¦ные Цент-¦¦¦тори- ¦¦¦тори- ¦¦¦новые и¦
¦альные¦ ¦¦альные¦ ¦ ¦ры и уч- ¦¦¦альные ¦¦¦альные ¦¦¦терри- ¦
¦органы¦ ¦¦органы¦ ¦ ¦реждения ¦¦¦органы ¦¦¦комите-¦¦¦тори- ¦
¦архи- ¦ ¦¦Мин- ¦ ¦ ¦Госком- ¦¦¦(лабо- ¦¦¦ты по ¦¦¦альные ¦
¦текту-+-+¦приро-+-+-¦санэпид- ++¦рато- ++¦земель-++¦органы ¦
¦ры и ¦ ¦¦ды ¦ ¦ ¦надзора ¦¦¦рии) ¦¦¦ным ре-¦¦¦Роском-¦
¦градо-¦ ¦¦России¦ ¦ ¦России ¦¦¦Госком-¦¦¦сурсам ¦¦¦вода ¦
¦стро- ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦¦труда ¦¦¦и зем- ¦¦¦ ¦
¦итель-¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦¦России ¦¦¦леуст- ¦¦¦ ¦
¦ства ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦¦¦ройств󦦦 ¦
+------+ ¦+------+ ¦ +---------+¦+-------+¦+-------+¦+-------+
¦ ¦ +--+ +--+ +---------+
+-------+¦+-------+¦+-------+¦+-------+¦+-------+¦+-------+¦+-------+
¦Терри- ¦¦¦Терри- ¦¦¦Управ- ¦¦¦Терри- ¦¦¦Терри- ¦¦¦Терри- ¦¦¦Терри- ¦
¦тори- ¦¦¦тори- ¦¦¦ления ¦¦¦тори- ¦¦¦тори- ¦¦¦тори- ¦¦¦тори- ¦
¦альные ¦¦¦альные ¦¦¦(отде- ¦¦¦альные ¦¦¦альные ¦¦¦альные ¦¦¦альные ¦
¦подраз-¦¦¦органы ¦¦¦лы) ¦¦¦подраз-¦¦¦управ- ¦¦¦органы ¦¦¦управ- ¦
¦деления¦¦¦Роском-¦¦¦Мин- ¦¦¦деления¦¦¦ления ¦¦¦(окру- ¦¦¦ления ¦
¦Рослес-++¦рыбо- ++¦сель- ++¦Роском-+-¦Гос- +-¦га) +-¦Глав- ¦
¦хоза ¦¦¦ловствদ¦хоз- ¦¦¦недр ¦ ¦атом- ¦ ¦Госгор-¦ ¦госэне-¦
¦ ¦¦¦ ¦¦¦прода ¦¦¦ ¦ ¦надзора¦ ¦технад-¦ ¦ргонад-¦
¦ ¦¦¦ ¦¦¦России ¦¦¦ ¦ ¦России ¦ ¦зора ¦ ¦зора ¦
¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦России ¦ ¦Минтоп-¦
¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энерго ¦
+-------+¦+-------+¦+-------+¦+-------+ +-------+ +-------+ ¦России ¦
¦ ¦ ¦ +-------+
+-------+¦+-------+¦+-------+¦+-----------+
¦Местны妦¦Управ- ¦¦¦Терри- ¦¦¦Инженерно -¦
¦(обла- ¦¦¦ление ¦¦¦тори- ¦¦¦техничес- ¦
¦стные) ¦¦¦желез- ¦¦¦альные ¦¦¦кие службы ¦
¦управ- ¦¦¦ных, ¦¦¦органы ¦¦¦и управле- ¦
¦ления ¦¦¦автомо-¦¦¦МЧС ¦¦¦ния мест- ¦
¦Минсвя-+-¦бильных+-¦России +-¦ной адми- ¦
¦зи Рос-¦ ¦дорог ¦ ¦ ¦ ¦нистрации ¦
¦сии ¦ ¦Мин- ¦ ¦ ¦ ¦и органи- ¦
¦ ¦ ¦тран- ¦ ¦ ¦ ¦заций - ¦
¦ ¦ ¦спорта ¦ ¦ ¦ ¦владельцев ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦ ¦ ¦инженерных ¦
+-------+ +-------+ +-------+ ¦коммуника- ¦
¦ций ¦
+-----------+
^
+----------+
+--------------------------------------------+
¦ +----------------------------------------+ ¦
¦ Управление ¦ Управление ¦
¦ государственной ¦ тепловыми сетями ¦
¦ противопожарной +-------------------¦
¦ службы МВД России ¦ Управление кабель-¦
¦ ¦ными или воздушными¦
¦ ¦ электрическими ¦
¦ ¦ сетями ¦
+--------------------+-------------------¦
¦ Управление сетей ¦ Управление ¦
¦ водопроводно - ¦телефонными сетями ¦
¦ канализационного ¦ ¦
¦ хозяйства ¦ ¦
+--------------------+-------------------¦
¦ Управление ¦ Управление охот- ¦
¦ газового хозяйства ¦ ничьего хозяйства ¦
+----------------------------------------+
Примечание. Подготовка материалов и документов по выбору (отводу) и предварительному согласованию земельного участка для строительства выполняется по поручению местной администрации территориальными органами архитектуры и градостроительства, а в соответствующих случаях - при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, решениями, принятыми в градостроительной документации, а также нормативными актами местной администрации.
Приложение 2
(рекомендуемое)
Ходатайство (декларация) о намерениях
1. Инвестор (заказчик) - адрес.