ПРИКАЗ
от 31 мая 1996 года N 222
О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации
(с изменениями на 16 июня 1997 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздрава России от 16 июня 1997 года N 184.
____________________________________________________________________
Развитие эндоскопической техники в последние десятилетия, основанное на применении волоконной оптики, позволило значительно расширить использование малоинвазивных инструментальных методов исследования в медицинской практике.
В настоящее время эндоскопия получила достаточно широкое распространение как в диагностике, так и в лечении различных заболеваний. В лечебной практике появилось новое направление хирургическая эндоскопия, позволяющая добиваться при сохранении лечебного результата выраженного экономического эффекта за счет значительного сокращения сроков госпитализации и затрат на лечение больных.
Преимущества эндоскопических методов обеспечивают быстрое развитие этой службы в Российской Федерации.
За последние 5 лет количество отделений и кабинетов эндоскопии в лечебно-профилактических учреждениях увеличилось в 1,7 раза, а оснащенность их эндоскопической техникой - в 2,5 раза.
С 1991 по 1995 годы число врачей-эндоскопистов возросло в 1,4 раза; 35% специалистов имеют квалификационные категории (1991 г. 20%).
Постоянно расширяется объем выполненных исследований и лечебных процедур. По сравнению с 1991 годом число их увеличилось соответственно в 1,5 и 2 раза. В 1995 году было выполнено 142,7 тыс. операций с использованием эндоскопической техники.
В ряде территорий страны создана круглосуточная служба неотложной эндоскопической помощи, что позволяет значительно улучшить показатели по экстренной хирургии, травматологии и гинекологии. Разработаны и активно внедряются компьютерные программы для оценки результатов эндоскопических исследований.
Вместе с тем, в организации деятельности службы эндоскопии имеются серьезные недостатки и нерешенные проблемы.
Подразделения эндоскопии имеют лишь 38,5 процентов больниц сельских районов, 21,7 процентов диспансеров (в т.ч. 8 процентов противотуберкулезных), 3,6 процентов амбулаторно-поликлинических учреждений.
В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работает всего 17 процентов от общего числа специалистов в области эндоскопии.
В штатной структуре врачей-эндоскопистов высок удельный вес совместителей из числа врачей других специальностей.
Возможности эндоскопии используются недостаточно из-за нечеткой организации работы существующих подразделений, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, распыления специалистов, занятых в эндоскопии, между другими специализированными службами, отсутствия высокоэффективных эндоскопических диагностических и лечебных программ, алгоритмов.
В ряде случаев дорогостоящее эндоскопическое оборудование используется крайне нерационально из-за слабой подготовленности специалистов, особенно по хирургической эндоскопии, отсутствия должной преемственности в работе с врачами других специальностей. Нагрузка на один эндоскоп с волоконной оптикой в 2 раза ниже нормативной.
Определенные трудности в организации службы обусловлены отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры и штатного расписания, номенклатуры исследований в подразделениях эндоскопии различной мощности.
Качество эндоскопической аппаратуры, производимой отечественными предприятиями, не в полной мере отвечает современным техническим требованиям.
В целях совершенствования организации службы эндоскопии и повышения эффективности ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических и лечебных методов, в том числе хирургической эндоскопии, а также улучшения подготовки кадров и технического оснащения подразделений современной эндоскопической аппаратурой
УТВЕРЖДАЮ:
1. Положение о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (приложение 1).
2. Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии (приложение 2).
3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом эндоскопии (приложение 3).
4. Положение о враче-эндоскописте отдела, отделения, кабинета эндоскопии (приложение 4).
5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения эндоскопии (приложение 5).
6. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета эндоскопии (приложение 6).
7. Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции (приложение 7).
8. Инструкцию по применению расчетных норм времени на эндоскопические исследования (приложение 8).
9. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследования и лечения (приложение 9).
10. Квалификационную характеристику врача-эндоскописта (приложение 10).
11. Рекомендуемый примерный перечень минимального объема эндоскопических исследований для лечебно-профилактических учреждений (приложение 11).
12. Методику расчета цен на эндоскопические исследования (приложение 12).
13. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии - форма N 157/у-96 (приложение 13).
14. Инструкцию по заполнению Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии, - форма N 157/у-96 (приложение 14).
15. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (приложение 15).
16. Рекомендации по обработке аппаратов и инструментов, использующихся в отделах, отделениях, кабинетах эндоскопии (приложение 16).
____________________________________________________________________
Приложение 16 утратило силу - приказ Минздрава России от 16 июня 1997 года N 184.
____________________________________________________________________
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
1.1. В течение 1996 года разработать и осуществить необходимые мероприятия по формированию единой службы эндоскопии в территории, включающей диагностическую, лечебную и хирургическую эндоскопию, с учетом профиля лечебно-профилактических учреждений и местных условий.
1.2. При планировании сети подразделений эндоскопии обратить особое внимание на организацию их в учреждениях первичного звена, в том числе сельского здравоохранения.
1.3. Назначить главных внештатных специалистов по эндоскопии и организовать их работу в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом.
1.4. Привлекать к организационно-методической и консультативной работе по эндоскопии кафедры научно-исследовательских институтов, учебных вузов и образовательных учреждений последипломной подготовки.
1.5. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов эндоскопии в соответствии с настоящим приказом.
1.6. Устанавливать численность персонала отделов, отделений и кабинетов эндоскопии в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на эндоскопические исследования.
1.7. Принять необходимые меры к максимальному использованию эндоскопической аппаратуры с волоконной оптикой, обеспечив нагрузку на аппарат не менее 700 исследований в год.
1.8. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам эндоскопии.
2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.А.Карпеев) оказать организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации и функционированию службы эндоскопии в территориях Российской Федерации.
3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по эндоскопии в образовательных учреждениях последипломной подготовки с учетом внедрения в практику современной аппаратуры и новых методов исследования.
4. Управлению научных учреждений (Нифантьев О.Е.) продолжить работу по созданию новой эндоскопической аппаратуры, соответствующей современным техническим требованиям.
5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку врачей-эндоскопистов в соответствии с утвержденными типовыми программами.
6. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздравмедпрома России приказ Минздрава СССР N 1164 от 10 декабря 1976 года "Об организации эндоскопических отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях", приложения NN 8, 9 к приказу Минздрава СССР N 590 от 25 апреля 1986 г. "О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований" и приказ Минздрава СССР N 134 от 23 февраля 1988 г. "Об утверждении расчетных норм времени на эндоскопические исследования и лечебно-диагностические процедуры".
7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Деменкова А.Н.
Министр
А.Д.Царегородцев
ПОЛОЖЕНИЕ
о главном внештатном специалисте по эндоскопии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Главным внештатным специалистом по эндоскопии назначается врач-эндоскопист, имеющий высшую или первую квалификационную категорию или ученую степень и обладающий организаторскими способностями.
1.2. Главный внештатный специалист организует свою работу на основе контракта с органом управления здравоохранением.
1.3. Главный внештатный специалист работает по плану, утверждаемому руководством соответствующего органа управления здравоохранением, ежегодно отчитывается о его выполнении.
1.4. Главный внештатный специалист подчиняется руководству соответствующего органа управления здравоохранением.
1.5. Главный внештатный специалист по эндоскопии в своей работе руководствуется настоящим положением, приказами и указаниями соответствующих органов управления здравоохранением, действующим законодательством.
1.6. Назначение и освобождение главного внештатного специалиста осуществляется в установленном порядке и в соответствии с условиями контракта.
2. Основными задачами главного внештатного специалиста по эндоскопии являются разработка и проведение мероприятий, направленных на улучшение организации и повышение эффективности диагностической, лечебной и хирургической эндоскопии в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений новых методов исследований и лечения, организационных форм и методов работы, алгоритмов диагностики и лечения, рациональное и эффективное использование материальных и кадровых ресурсов здравоохранения.
3. Главный внештатный специалист в соответствии с возложенными на него задачами обязан:
3.1. Принимать участие в разработке комплексных планов по развитию и совершенствованию курируемой службы.
3.2. Анализировать состояние и качество службы в территории, принимать необходимые решения по оказанию практической помощи.
3.3. Принимать участие в подготовке нормативно-распорядительных документов, предложений в вышестоящие органы управления здравоохранением и другие инстанции по развитию и совершенствованию курируемой службы, а также в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, занятий в школах передового опыта.
3.4. Обеспечивать тесное взаимодействие с другими диагностическими службами и клиническими подразделениями с целью расширения возможностей и повышения уровня лечебно-диагностического процесса.
3.5. Содействовать внедрению в работу лечебно-профилактических учреждений достижений науки и практики в области диагностики и лечения, эффективных организационных форм и методов работы, передового опыта, научной организации труда.
3.6. Определять потребность в современной аппаратуре и расходных материалах, принимать участие в распределении средств местного бюджета, выделяемых на приобретение медицинской аппаратуры и оборудования.
3.7. Принимать участие в экспертной оценке предложений по производству медицинской техники и инструментов, поступающих от предприятий и организаций с различными формами собственности.
3.8. Участвовать в проведении аттестации врачей и средних медицинских работников, занимающихся эндоскопией, в работе по сертификации деятельности медицинского персонала, разработке медико-экономических стандартов и тарифов цен.
3.9. Принимать участие в разработке перспективных планов по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала, занимающихся эндоскопией.
3.10. Осуществлять взаимодействие с профильной ассоциацией специалистов по актуальным проблемам совершенствования службы.
4. Главный внештатный специалист имеет право:
4.1. Запрашивать и получать всю необходимую информацию для изучения работы лечебно-профилактических учреждений по специальности.
4.2. Координировать деятельность главных специалистов по эндоскопии подведомственных органов управления здравоохранением.
4.3. Давать рекомендации руководителям органов управления здравоохранением по развитию и совершенствованию службы.
5. Главный внештатный специалист в целях повышения качества медицинской помощи населению по своей специальности в установленном порядке организует совещания специалистов подведомственных органов и учреждений здравоохранения с привлечением научной и медицинской общественности для обсуждения научных и организационно-методических вопросов.