УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О Федеральной целевой программе стабилизации и развития
агропромышленного производства в Российской Федерации
на 1996-2000 годы

     (с изменениями на 7 ноября 1997 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 года N 1175.
____________________________________________________________________

     

В целях развития аграрной реформы и создания необходимых условий для обеспечения роста агропромышленного производства

постановляю:

     

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа).

2. Правительству Российской Федерации:

определить государственного заказчика Программы;

при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию Программы.

   

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
18 июня 1996 года
N 933


УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 18 июня 1996 года N 933

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
стабилизации и развития агропромышленного производства
в Российской Федерации на 1996-2000 годы

(с изменениями на 7 ноября 1997 года)



ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы стабилизации
и развития агропромышленного производства
в Российской Федерации на 1996-2000 годы

Наименование Программы      - Федеральная целевая    программа
                              стабилизации      и     развития
                              агропромышленного производства в
                              Российской      Федерации     на
                              1996 -2000 годы

Дата принятия решения о     - постановление      Правительства
разработке Программы,         Российской  Федерации  от 6 июля
наименование и номер          1994  г.  N  791  "О   программе
соответствующего              аграрной  реформы  в  Российской
постановления                 Федерации на 1994-1995 годы"

Исполнители и               - Министерство сельского хозяйства
соисполнители                 и    продовольствия   Российской
                              Федерации,          Министерство
                              экономики  Российской Федерации,
                              Министерство финансов Российской
                              Федерации,  Министерство внешних
                              экономических связей  Российской
                              Федерации,  Российская  академия
                              сельскохозяйственных       наук,
                              Комитет  Российской Федерации по
                              машиностроению,          Комитет
                              Российской      Федерации     по
                              земельным       ресурсам       и
                              землеустройству,         Комитет
                              Российской     Федерации      по
                              торговле,   Комитет   Российской
                              Федерации    по     рыболовству,
                              Центральный                 союз
                              потре-бительских         обществ
                              Российской            Федерации,
                              Государственный          комитет
                              Российской      Федерации     по
                              антимонопольной    политике    и
                              поддержке   новых  экономических
                              структур и органы исполнительной
                              власти    субъектов   Российской
                              Федерации

Разработчики                - Министерство сельского хозяйства и
                              продовольствия Российской Федерации,
                              Министерство экономики Российской
                              Федерации, Министерство финансов
                              Российской Федерации,
                              научно-исследовательскиe институты
                              Российской академии
                              сельскохозяйственных наук

Сроки реализации Программы  - 1996-2000 годы

Основные программные        - осуществление
мероприятия                   организационно-правовых        и
                              финансово-экономических
                              мероприятий,      обеспечивающих
                              вывод          агропромышленного
                              производства     из     кризиса,
                              стабилизацию  и  устойчивое  его
                              развитие.           Формирование
                              эффективного      многоукладного
                              аграрного   сектора   экономики,
                              совершенствование     отраслевой
                              структуры     и     региональной
                              специализации  агропромышленного
                              комплекса.           Активизация
                              инвестиционной     деятельности.
                              Ускоренное              развитие
                              производственной  и   социальной
                              инфраструктуры агропромышленного
                              комплекса, улучшение социального
                              положения    сельских   жителей,
                              реализация мероприятий по охране
                              окружающей среды

Контроль за реализацией     - Министерство сельского хозяйства
Программы                     и    продовольствия   Российской
                              Федерации, Министерство финансов
                              Российской            Федерации,
                              Министерство           экономики
                              Российской  Федерации   и органы
                              исполнительной власти  субъектов
                              Российской Федерации

Важнейшие целевые           - увеличить к   2000    году    по
показатели                    сравнению     с    1995    годом
                              производство  валовой  продукции
                              сельского    хозяйства   на   15
                              процентов,  зерна - на 31,5 млн.
                              тонн,  сахарной  свеклы - на 7,9
                              млн.  тонн,  товарной  продукции
                              пищевой  промышленности - на 5,4
                              процента,  довести про-изводство
                              масла растительного до 1,25 млн.
                              тонн,  сахара из сахарной свеклы
                              -  до  2,5 млн.  тонн,  товарной
                              пищевой    рыбной     продукции,
                              включая консервы, - до 2,56 млн.
                              тонн

Ожидаемые конечные          - увеличение душевого  потребления
результаты Программы          продуктов питания и существенное
                              улучшение  жилищных  условий   и
                              культурно-бытового  обслуживания
                              сельского             населения.
                              Значительное          сокращение
                              зависимости  страны  от  импорта
                              продовольствия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                   1

1. Состояние и современные тенденции в развитии агро-      1
промышленного комплекса

2. Цели, задачи и этапы реализации Программы               4

3. Первоочередные антикризисные меры                       5

4. Стабилизация и развитие агропромышленного производства  8

4.1. Сельское хозяйство                                    9

4.2. Пищевая и перерабатывающая промышленность             12

4.3. Рыбное хозяйство                                      15

4.4. Развитие фондопроизводящих отраслей                   16

5. Развитие аграрной реформы                               17

5.1. Институциональные преобразования                      18

5.2. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции и   21
продовольствия и государственное регулирование его
функционирования

5.3. Меры государственной поддержки                        25

5.4. Формирование рынка материально-технических ресурсов   29
для агропромышленного комплекса России

5.5. Система управления                                    30

6. Инвестиционная политика                                 32

7. Научно-техническая и инновационная политика             36

8. Региональная политика                                   39

9. Внешнеэкономическая политика                            42

10. Социальное развитие села                               44

11. Охрана окружающей среды                                 47

12. Кадровая политика                                      48

13. Нормативно-правовое обеспечение                        49

14. Социально-экономические результаты реализации          49
Программы

15. Приложения N 1-8                                       51-59

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
стабилизации и развития агропромышленного производства
в Российской Федерации на 1996-2000 годы

Введение

Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 791 "О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1628) с учетом основных положений Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, ст. 1966) и Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".

Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе интенсификации производства, использования достижений научно-технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, кооперации, эффективной предпринимательской деятельности, адаптации к работе в рыночных условиях.

Выполнение Программы рассчитано до 2001 года с поэтапным решением задач.

1. Состояние и современные тенденции в развитии
агропромышленного комплекса

В агропромышленном комплексе в настоящее время производится значительная часть потребительских товаров для населения. В нем занято более 30 процентов работников отраслей материального производства.

Экономические реформы, начатые после 1990 года, позволили создать основы многоукладной экономики, осуществить земельные преобразования. Новые организационно-правовые формы приобрела большая часть сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится более 90 процентов производимой продукции. Создано и функционирует более 280 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства. Существенно расширены права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителeй. Предприятия всех организационно-правовых форм могут самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства.

В то же время в условиях общего спада производства в аграрном секторе также нарастают кризисные явления. В 1995 году объем валовой продукции сельского хозяйства сократился по сравнению со среднегодовым в 1986-1990 годах на 33 процента, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60 процентов.

Снижается производственный потенциал отраслей комплекса, ухудшаются плодородие почв, состояние племенного животноводства и семеноводства, стареют техника и оборудование, уходят квалифицированные кадры, не соблюдаются системы земледелия и технологические пропорции производства.

Вследствие резкого сокращения применения органических и минеральных удобрений возник дефицит баланса питательных веществ, что ведет к истощению почв и падению продуктивности пашни. Содержание гумуса в почве продолжает снижаться.

Для создания бездефицитного баланса гумуса в настоящее время необходимо вносить в почву ежегодно до 1 млрд. тонн органических удобрений, фактически вносится всего лишь 150-170 млн. тонн, минеральных удобрений -16,5 млн. тонн (в действующем веществе), а вносится 1,5 млн. тонн.

Приостановлены работы по осушению, орошению земель, реконструкции действующих мелиоративных систем, известкованию и гипсованию почв, защите растений от вредителей и болезней. За последние пять лет численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств снизилась на 30 процентов, свиней - на 41, овец и коз - на 51 процент. Производство животноводческой продукции смещается в сторону мелкотоварного личного подсобного хозяйства. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения возросло за тот же период на 16 процентов, свиней - на 9 процентов. Однако производство здесь базируется на отсталых технологиях и ручном труде.

Парк тракторов и зерноуборочных комбайнов за пять лет сократился в 1,3 раза, кормоуборочных комбайнов - в 1,2 раза. В настоящее время обеспеченность хозяйств основными видами сельскохозяйственной техники составляет 40-70 процентов, сохраняется тенденция старения, возрастает срок эксплуатации машин и оборудования. Снижение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителeй обусловило депрессивное состояние сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, заводов по производству минеральных удобрений и предприятий ряда других отраслей промышленности.

Кризисные явления в сельском хозяйстве имеют объективную основу. Это сезонное, немонопольное по своему характеру производство, которое постоянно должно противостоять монопольным действиям заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих и торговых предприятий и организаций, поставщиков материально-технических ресурсов.

Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. Уровень доходов большей части сельскохозяйственных товаропроизводителeй не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда. Большинство хозяйств утратило собственные оборотные средства. За 1995 год кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий возросла в 2,8 раза, а дебиторская - в 2,6 раза.

Серьезное значение имеет незавершенность институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе. Учредители новых хозяйственных структур не стали реальными собственниками, мотивация их труда остается слабой.

Проведенная приватизация пищевых, перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий усилила их монополизм по отношению к сельскохозяйственным предприятиям.

Спад производства и неконкурентоспособность многих видов отечественных продовольственных товаров обусловливают экспансию продуктов питания из зарубежных стран и обостряют проблему сбыта отечественной продукции.

Часть дохода, создаваемого в аграрном секторе экономики, перераспределяется и реализуется в других отраслях. В силу специфики функционирования агропромышленного производства в рыночных условиях оно нуждается в государственной поддержке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»