Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 1994 года N 791

О программе аграрной реформы
в Российской Федерации на 1994-1995 годы

(с изменениями на 7 марта 1995 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 215.

____________________________________________________________________


В целях дальнейшего развития аграрной реформы, создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка и социального возрождения села Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Программу аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы (далее именуется - Программа), разработанную Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.

2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по реализации Программы и совершенствованию форм и методов проводимой аграрной реформы.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской федерации в 3-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и объемах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой на 1995 год.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проанализировать состояние сельскохозяйственного производства, разработать региональные программы развития аграрной реформы с учетом настоящей Программы, местных условий и накопленного опыта проведения аграрных преобразований.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерству экономики Российской федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук оказывать помощь в разработке региональных программ развития аграрной реформы.

5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации в I квартале 1995 г. проект Программы развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 года.

6. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской федерации совместно с Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию организовать регулярные выступления руководителей и специалистов агропромышленного комплекса в телепрограммах и радиопередачах аграрной реформы в Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

     

ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 июля 1994 года N 791

ПРОГРАММА
АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1994-1995 ГОДЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Программа аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы (далее именуется - Программа) подготовлена на базе программы Совета Министров - Правительства Российской федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформы и стабилизация российской экономики".

В Программе дана оценка социально-экономической ситуации, определена стратегия аграрных и земельных преобразований.

Сформулированы основные положения различных форм собственности и хозяйствования, государственной продовольственной политики, развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, ресурсного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и другие.

Представлен механизм регулирования аграрных и земельных отношений, комплекс мер по формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, кадровому и научному обеспечению, государственному и хозяйственному управлению агропромышленным комплексом.

С учетом либерализации цен предложены меры по упорядочению ценообразования на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, экономической поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Программа является основой для разработки нормативно-правовых актов Российской Федерации по аграрной реформе, межгосударственных, федеральных и региональных программ развития агропромышленного комплекса.

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕРВЫЕ
ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

Оценка сложившейся социально-экономической ситуации в агропромышленном комплексе свидетельствует о расширении прав и полномочий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Коллективные, кооперативные и акционерные аграрные структуры, колхозы и совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства получили в собственность землю и имущество для самостоятельного использования их в целях ведения сельскохозяйственного производства, право распоряжаться своей продукцией и прибылью (доходом), устанавливать цены на продукцию, владеть контрольным пакетом акций приватизированных инфраструктурных предприятий и другие.

По предварительной оценке в собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям передано бесплатно 93 процента сельскохозяйственных угодий.

В ходе аграрной реформы создавалась новая аграрная структура. Колхозы и совхозы реорганизовались в коллективные, кооперативные, акционерные, другие частные сельскохозяйственные предприятия. Более 30 процентов колхозов и совхозов сохранили свой прежний статус с получением в собственность земли и имущества.

Формируется фермерский сектор путем передачи крестьянам земли и имущества в собственность для ведения товарного производства. Создано 269 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Расширился мелкотоварный сектор.

Вместе с тем аграрная реформа проходит в сложной социально-экономической ситуации, для которой характерны неустойчивость производственно-хозяйственных связей, утрата государственного контроля за ценами и оплатой труда, инфляция, удорожание кредитных ресурсов, дефицит бюджета, сокращение государственного финансирования, снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции и рост неплатежей между предприятиями, неконкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса на мировом рынке, его недостаточное законодательное обеспечение и другие.

Это привело к спаду производства сырья и продовольствия, сокращению посевных площадей зерновых и других культур, поголовья скота, усилению неэквивалентного обмена в народно-хозяйственном комплексе, ухудшению финансового положения товаропроизводителей в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, снижению их платежеспособности и увеличению задолженности по банковским кредитам, формированию нецивилизованных продовольственных рынков и другим негативным последствиям.

Возникли и продолжают развиваться тенденции ухудшения производственного потенциала агропромышленного комплекса, определяющие его развитие на долгосрочную перспективу. При сокращении инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве и сфере переработки сельхозпродукции стареют производственные фонды. В 1993 году их сокращение превысило ввод новых мощностей в 2 раза.

Неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий вызвала кризис в ресурсопроизводящих отраслях - сельскохозяйственном машиностроении, производстве минеральных удобрений и других.

Поставки новых тракторов сократились со 181 тыс. в 1985 году до 70 тыс. в 1993 году, грузовых автомобилей - со 170 тыс. до 39 тыс., сеялок - в 20 раз, культиваторов - в 4, зерноуборочных комбайнов - в 7 раз. В результате за последние 3 года в сельскохозяйственных предприятиях количество основных видов техники уменьшилось на 20 процентов.

Снижается плодородие земель. Объем внесения органических удобрений в 1993 году по сравнению с уровнем 1986 - 1990 годов сократился в 2,1 раза, минеральных - 3,4, известкования и фосфоритования почв - 1,9, гипсования - 4,5, противоэрозионных и лесозащитных мероприятий - 1,5 раза. Вдвое уменьшился объем работ по рекультивации земель, культуртехнические работы сократились в 5 раз, объемы осушения - 5,3, орашения - 12,5, реконструкции мелиоративных систем - 6 раз.

Приходит в упадок селекционная работа, разрушаются элитно-семеноводческие и племенные хозяйства, значительная часть племенного скота реализуется на мясо.

Программа содержит комплекс мер для осуществления стратегии аграрных и земельных преобразований, направленных на преодоление кризиса в агропромышленном комплексе, и создания условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования.

3. СТРАТЕГИЯ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

Аграрная реформа в России предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции.

Целью аграрной реформы является насыщение рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем по общественно приемлемым ценам на основе создания организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, формирования аграрного рынка, социального возрождения села, восстановления экологического равновесия.

Основными направлениями аграрной реформы предусматриваются:

разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию агропромышленного комплекса, поддержанию паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;

введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики;

земельная реформа;

комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;

формирование конкурентной среды при приватизации и реформировании предприятий промышленных и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;

реформа инвестиционной политики, технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ и приоритетное развитие аграрной науки;

создание рыночной инфраструктуры;

реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;

социальное преобразование села, подготовка кадров и другие.

В 1994 году реализуется система мер по приостановлению спада агропромышленного производства, создается нормативно-правовая база реформы, вводится механизм реализации права частной собственности на землю и имущество с выдачей документов сельскохозяйственным товаропроизводителям. Создается конкурентная среда за счет формирования многосекторной аграрной структуры. Проводится приватизация перерабатывающих, пищевых и обслуживающих предприятий с предоставлением сельскохозяйственным товаропроизводителям контрольных пакетов акций, формируется рыночная инфраструктура в сфере сбыта сельскохозяйственной продукции и закупок средств производства.

В 1995 году будет продолжена работа по развитию на добровольной основе различных организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры на основе сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Формируется механизм государственного регулирования внутреннего и внешнего рынка агропромышленного комплекса и поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Продолжается преобразование отраслевой и территориальной структуры, принимаются меры по расширению производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса на основе конверсии и реализации отечественных разработок. Намечается остановить падение производства и в животноводстве и других отраслях, сократить импорт продовольствия, создать необходимые финансовые, кадровые и материальные возможности для развития социальной инфраструктуры села.

Реализация антикризисных мер в период до 1996 года позволит добиться стабилизации агропромышленного производства, а затем устойчивого развития предприятий и хозяйств всех секторов аграрной экономики.

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО РЫНКА

Агропромышленный комплекс - один из важнейших секторов национальной экономики, за счет которого в Российской Федерации более чем на 70 процентов формируется рынок потребительских товаров, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья. В связи с этим агропромышленный комплекс должен пользоваться государственной поддержкой как один из важнейших приоритетов проводимой Правительством Российской Федерации экономической реформы.

Политика государственного аграрного протекционизма осуществляется на основе субсидирования, налогового и инвестиционного стимулирования. Государство создает различным формам хозяйствования в агропромышленном комплексе равные экономические и правовые условия для их функционирования с учетом уровня фондовооруженности, обеспечивает всем сельскохозяйственным товаропроизводителям свободу реализации продукции. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве осуществляется на основе полной материальной ответственности за ее результаты и предполагает создание необходимых запасов и резервов продовольствия.

Основную выгоду от экономической поддержки государства получают прежде всего наиболее конкурентоспособные предприятия, обеспечивающие полное и рациональное использование природно-экономического потенциала, производящие продукцию необходимого ассортимента и качества.

Сельскохозяйственные товаропроизводители в условиях рыночной конъюнктуры самостоятельно определяют специализацию, объем производства и обеспечивают необходимую доходность при ценах, складывающихся от спроса и предложения.

4.1. Бюджетная политика

Финансовая поддержка агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям:

создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства;

финансирование капитальных вложений на развитие сельскохозяйственных наук и реализацию федеральных целевых программ;

компенсация части затрат на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;

создание условий для перехода к возмещению из территориальных бюджетов затрат на социальное развитие села;

компенсация части затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры села, включая отопление жилых домов, находящихся на балансе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий;

дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональные продовольственные фонды, а также льна и конопли;

дотирование развития племенного животноводства и птицеводства, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые для технологических нужд при выращивании овощей в защищенном грунте на специализированных сельскохозяйственных предприятиях и предприятиях по первичной переработке льна и конопли, на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;

финансирование государственных мероприятий по улучшению земель, содержанию ветеринарной сети и других;

возмещение части затрат ветеринарно-санитарных утилизационных заводов, части стоимости приобретаемых комбикормов, кормовой рыбы и других кормов животного происхождения;

оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств;

формирование страховой системы в аграрном секторе с компенсацией части страховых платежей за счет средств федерального бюджета.

Предусматривается осуществлять меры государственной поддержки хозяйств, расположенных в экстремальных и неблагополучных для ведения производства регионах.

4.2. Кредитная политика

При проведении кредитной политики обеспечивается государственная поддержка предприятий и организаций агропромышленного комплекса за счет выделения централизованных кредитных ресурсов.

Правительственная комиссия по вопросам кредитной политики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации рассматривает по мере необходимости вопрос о выделении централизованных кредитных ресурсов для кредитования затрат предприятий и организаций агропромышленного комплекса, не включенных в расходы федерального бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»