ПРИКАЗ
от 15 января 2013 года N 10
____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 ноября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 18 сентября 2013 года N 1074
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июня 1992 года* N 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 2000, N 33, ст.3348; 2002, N 26, ст.2517; 2004, N 35, ст.3607; 2007, N 1, ст.21; N 7, ст.838; N 30, ст.3808; 2010, N 31, ст.4184; 2011, N 1, ст.51)
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 10 июля 1992 года". - Примечание изготовителя базы данных.
приказываю:
Министр
Д.Ливанов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 марта 2013 года,
регистрационный N 27609
Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников
1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее - Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее - организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.
2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 610 (далее - Типовое положение).
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст.2580; 2000, N 12, ст.1291; 2002, N 52, ст.5225; 2003, N 14, ст.1276.
3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.
Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;
организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;
проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;
планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.
4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):
базовая часть:
учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";
учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";
профильная часть:
учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".
Структура ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников
N учебного раздела | Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения |
Базовая часть | |
Р.1 | Нормативно-правовой |
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: государственные программы (проекты), направленные на развитие образования и отдельных отраслей науки и экономики (связанных с предметной деятельностью обучающегося); нормативное правовое регулирование в сфере образования; развитие кадрового потенциала системы образования; систему независимой оценки качества образования; инновационные процессы в образовании; | |
Вариативная составляющая | |
Р.2 | Психолого-педагогический |
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: традиционное и инновационное содержание теории и практики обучения, воспитания, развития личности и управления образовательным процессом; методические подходы к проектированию, осуществлению образовательного процесса и оцениванию планируемых результатов на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов; | |
уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы и средства обучения, а также системы, методы и инструментарий оценивания; организовывать профессиональную деятельность с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области; обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; управлять учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, выполнением индивидуального проекта при организации образовательного процесса; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся, включая: осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся. | |
Вариативная составляющая | |
Профильная часть | |
Р.3 | Предметная деятельность В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области; современное состояние, перспективы и направления развития конкретной отрасли знания (науки), производственной сферы и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; назначение, сущность и структуру современных технологий в рамках предметной области (включая информационные технологии), традиционные и инновационные методы, особенности их применения, основные ожидаемые результаты; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; |
уметь: включать в реализуемое содержание образования современные достижения науки в конкретной предметной области; использовать современные педагогические технологии, в том числе информационные и технологии конкретной предметной области; осуществлять самостоятельный поиск и анализ предметной информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; использовать возможности информационно-коммуникативных технологий, работать с содержанием предметной области. | |
Вариативная составляющая | |
Государственная (итоговая) аттестация |
5. ДПОП повышения квалификации педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):
базовая часть:
учебный раздел Р.1 "Основы законодательства Российской Федерации в области образования";
профильная часть:
учебный раздел Р.2 "Предметно-методическая деятельность".
Структура ДПОП повышения квалификации педагогических работников
N учебного раздела | Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения |
Базовая часть | |
Р.1 | Основы законодательства Российской Федерации в области образования |
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: изменения законодательства Российской Федерации в области образования; | |
Вариативная составляющая | |
Профильная часть | |
Р.2 | Предметно-методическая деятельность |
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области; современные тенденции развития предметной области; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках конкретной предметной области; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; | |
уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в конкретной предметной области; организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов конкретной предметной области. | |
Вариативная составляющая | |
Государственная (итоговая) аттестация |
6. В целях реализации Требований организация:
разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии;
выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.
7. Организация определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.
Каждый учебный раздел базовой и профильной частей ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников включает в себя обязательную и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.
8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией, форма проведения которой определяется организацией самостоятельно.
По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации педагогическим работникам, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Российская газета,
N 59, 20.03.2013