Правительство Российской Федерации и Правительство Княжества Лихтенштейн, именуемые в дальнейшем Сторонами,
будучи полны решимости укреплять сотрудничество с целью повышения эффективности противодействия незаконной иммиграции,
желая путем заключения настоящего Соглашения на основе взаимности создать быстродействующие и эффективные процедуры по выявлению и возвращению лиц, которые не соответствуют или перестают соответствовать условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации или Княжества Лихтенштейн, а также способствовать транзиту таких лиц в духе сотрудничества,
подчеркивая, что настоящее Соглашение не наносит ущерба правам, обязательствам и ответственности Российской Федерации и Княжества Лихтенштейн по международному праву, включая нормы международного права в области прав человека, закрепленные, в частности, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, в Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протоколе, касающемся статуса беженцев, от 31 января 1967 года, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколе N 4 к ней от 16 сентября 1963 года, а также в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года,
принимая во внимание Протокол между Европейским союзом, Европейским сообществом, Швейцарской Конфедерацией и Княжеством Лихтенштейн об ассоциированном участии Княжества Лихтенштейн в реализации, выполнении и развитии положений Шенгенского соглашения от 28 февраля 2008 года, а также рамочное соглашение между Княжеством Лихтенштейн и Швейцарской Конфедерацией о сотрудничестве в сфере предоставления виз, разрешений на въезд и пребывание, а также сотрудничестве полиции на пограничной территории от 3 декабря 2008 года,
принимая во внимание Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 года,
согласились о нижеследующем:
Определения
Для целей настоящего Соглашения используются следующие определения:
"запрашивающее государство" означает государство (Российскую Федерацию или Княжество Лихтенштейн), которое направляет ходатайство о реадмиссии в соответствии с разделом III настоящего Соглашения или ходатайство о транзите в соответствии с разделом IV настоящего Соглашения;
"запрашиваемое государство" означает государство (Российскую Федерацию или Княжество Лихтенштейн), которому направлено ходатайство о реадмиссии в соответствии с разделом III настоящего Соглашения или ходатайство о транзите в соответствии с разделом IV настоящего Соглашения;
"реадмиссия" означает передачу компетентным органом запрашивающего государства и принятие компетентным органом запрашиваемого государства лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения;
"гражданин третьего государства" означает любое лицо, имеющее иное гражданство, чем гражданство Российской Федерации или гражданство Княжества Лихтенштейн;
"лицо без гражданства" означает любое лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации или гражданства Княжества Лихтенштейн и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иного государства;
"разрешение на проживание" означает официальное разрешение любого вида, выданное Российской Федерацией или Княжеством Лихтенштейн, предоставляющее лицу право проживать на территории Российской Федерации или Княжества Лихтенштейн. Это понятие не включает временное разрешение на пребывание на территории одного из указанных государств в связи с процедурой рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища или ходатайства о выдаче разрешения на проживание;
"виза" означает разрешение или решение, выданное или принятое соответственно Российской Федерацией или Княжеством Лихтенштейн, которое необходимо для въезда на территорию или транзита через территорию Российской Федерации или территорию Княжества Лихтенштейн. Это понятие не включает особые виды транзитных виз, выдаваемых в аэропортах;
"центральный компетентный орган" означает государственный орган Российской Федерации или Княжества Лихтенштейн, на который возлагаются основные задачи по реализации настоящего Соглашения;
"компетентный орган" означает государственный орган Российской Федерации или Княжества Лихтенштейн, который принимает участие в реализации настоящего Соглашения;
"пункт пропуска через государственную границу" означает пункт пропуска через государственную границу, установленный Российской Федерацией или Княжеством Лихтенштейн для пересечения их государственных границ в международных аэропортах, указанных в Исполнительном протоколе к настоящему Соглашению;
"транзит" означает проезд гражданина третьего государства или лица без гражданства через территорию запрашиваемого государства по пути следования из запрашивающего государства в государство назначения;
"Исполнительный протокол" означает протокол о порядке реализации настоящего Соглашения.
Реадмиссия граждан Российской Федерации
1. Российская Федерация по ходатайству Княжества Лихтенштейн и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любое лицо, которое не соответствует или перестает соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Княжества Лихтенштейн, если в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения установлено, что это лицо является гражданином Российской Федерации.
Указанное положение применяется также к лицам, которые на момент въезда на территорию Княжества Лихтенштейн, где они находятся или проживают незаконно, имели гражданство Российской Федерации, но затем в соответствии с законодательством Российской Федерации вышли из гражданства Российской Федерации и не приобрели гражданства или не получили разрешения на проживание в Княжестве Лихтенштейн или ином государстве.
2. После того как Российская Федерация даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации независимо от волеизъявления лица, подлежащего реадмиссии, выдает при необходимости и без задержки проездной документ, необходимый для возвращения этого лица, срок действия которого составляет 30 календарных дней. Если по каким-либо причинам это лицо не может быть передано в течение срока действия указанного проездного документа, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации незамедлительно выдает новый проездной документ с тем же сроком действия.
Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства
1. Российская Федерация по ходатайству Княжества Лихтенштейн и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любого гражданина третьего государства или лицо без гражданства, которые не соответствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Княжества Лихтенштейн, если в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения могут быть представлены доказательства того, что такие лица:
a) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеют действительное разрешение на проживание, выданное Российской Федерацией;
b) на момент выезда с территории Российской Федерации подали ходатайство в компетентный орган запрашиваемого государства о предоставлении убежища и не имеют действительной визы для въезда в любое государство, через которое такие лица следовали в Княжество Лихтенштейн.
2. Обязательство в отношении реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, не применяется, если:
a) гражданин третьего государства или лицо без гражданства до прибытия на территорию Княжества Лихтенштейн находились исключительно в транзитной зоне международного аэропорта Российской Федерации;
b) Княжество Лихтенштейн выдало гражданину третьего государства или лицу без гражданства визу или разрешение на проживание, если только это лицо не обладает визой или разрешением на проживание, которые выданы Российской Федерацией и имеют более длительный срок действия;
c) гражданин третьего государства или лицо без гражданства воспользовались правом безвизового въезда на территорию Княжества Лихтенштейн.
3. После того как Российская Федерация даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, Княжество Лихтенштейн выдает соответствующему лицу проездной документ, признаваемый Российской Федерацией. При этом Стороны обмениваются образцами указанных проездных документов по дипломатическим каналам.
Реадмиссия граждан Княжества Лихтенштейн
1. Княжество Лихтенштейн по ходатайству Российской Федерации в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любое лицо, которое не соответствует или перестает соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации, если в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения установлено, что это лицо является гражданином Княжества Лихтенштейн.
Указанное положение применяется также к лицам, которые на момент въезда на территорию Российской Федерации, где они находятся или проживают незаконно, имели гражданство Княжества Лихтенштейн, но затем в соответствии с законодательством Княжества Лихтенштейн вышли из его гражданства и не приобрели гражданства или не получили разрешения на проживание в Российской Федерации или ином государстве.
2. После того как Княжество Лихтенштейн даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение Княжества Лихтенштейн независимо от волеизъявления лица, подлежащего реадмиссии, выдает при необходимости и без задержки проездной документ, необходимый для возвращения подлежащего реадмиссии лица, срок действия которого составляет 30 календарных дней. Если по каким-либо причинам соответствующее лицо не может быть передано в течение срока действия указанного проездного документа, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение Княжества Лихтенштейн незамедлительно выдает новый проездной документ с тем же сроком действия.
Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства
1. Княжество Лихтенштейн по ходатайству Российской Федерации и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любого гражданина третьего государства или лицо без гражданства, которые не соответствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации, если в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения могут быть представлены доказательства того, что такие лица:
a) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеют действительное разрешение на проживание, выданное Княжеством Лихтенштейн;
b) на момент выезда с территории Княжества Лихтенштейн подали ходатайство в компетентный орган запрашиваемого государства о предоставлении убежища и не имеют действительной визы для въезда в любое государство, через которое они следовали в Российскую Федерацию.
2. Обязательство в отношении реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, не применяется, если:
а) Российская Федерация выдала гражданину третьего государства или лицу без гражданства визу или разрешение на проживание, если только это лицо не обладает визой или разрешением на проживание, которые выданы Княжеством Лихтенштейн и имеют более длительный срок действия;
b) гражданин третьего государства или лицо без гражданства воспользовались правом безвизового въезда на территорию Российской Федерации.
3. После того как Княжество Лихтенштейн даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, Российская Федерация выдает соответствующему лицу проездной документ, признаваемый Княжеством Лихтенштейн. При этом Стороны обмениваются образцами указанных проездных документов по дипломатическим каналам.
Ходатайство о реадмиссии
1. С соблюдением пункта 2 настоящей статьи для передачи лица, подлежащего реадмиссии на основе одного из обязательств, предусмотренных статьями 2-5 настоящего Соглашения, необходимо направление ходатайства о реадмиссии непосредственно в центральный компетентный орган запрашиваемого государства.
2. Несмотря на положения статей 2-5 настоящего Соглашения, ходатайство о реадмиссии не требуется, когда лицо, подлежащее реадмиссии, имеет действительный национальный паспорт, а в случае, если это лицо является гражданином третьего государства или лицом без гражданства, - разрешение на проживание, выданное государством, которому предстоит его принять.
Содержание ходатайств о реадмиссии
Любое ходатайство о реадмиссии должно содержать следующую информацию:
a) сведения о соответствующем лице (например, имена, фамилии, дата и по возможности место рождения, последнее место жительства);
b) данные о наличии доказательств гражданской принадлежности и оснований для реадмиссии граждан третьего государства и лиц без гражданства в соответствии с пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 5 настоящего Соглашения.
Ответ на ходатайство о реадмиссии
Ответ на ходатайство о реадмиссии дается в письменной форме.
Доказательства гражданской принадлежности
1. Наличие гражданства в соответствии с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 статьи 4 настоящего Соглашения может быть установлено на основании хотя бы одного из документов, перечисленных в приложении N 1 к настоящему Соглашению, даже если срок действия этого документа истек. В случае предъявления таких документов Российская Федерация и Княжество Лихтенштейн взаимно признают гражданство без дальнейшей проверки.
2. В случае если ни один из документов, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению, не может быть предъявлен, гражданство в соответствии с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 статьи 4 настоящего Соглашения может быть установлено на основании хотя бы одного из документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Соглашению, даже если срок действия этого документа истек.
В случае предъявления документов, указанных в списке 2А приложения N 2 к настоящему Соглашению, Российская Федерация и Княжество Лихтенштейн взаимно считают наличие гражданства установленным, если не могут доказать обратное.
В случае предъявления документов, указанных в списке 2В приложения N 2 к настоящему Соглашению, Российская Федерация и Княжество Лихтенштейн взаимно признают это основанием для начала соответствующей проверки.
3. Гражданство не может быть установлено на основании поддельных документов.
4. Компетентный орган запрашиваемого государства по запросу договаривается с центральным компетентным органом запрашивающего государства о проведении без неоправданных задержек собеседования с лицом, подлежащим реадмиссии, с целью установления гражданства в том случае, если:
a) необходимо проведение проверки на основании документов, указанных в списке 2В приложения N 2 к настоящему Соглашению;
b) ни один из документов, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, не может быть предъявлен.
5. Процедура проведения собеседования, указанного в пункте 4 настоящей статьи, определяется Исполнительным протоколом, предусмотренным статьей 21 настоящего Соглашения.