СОГЛАШЕНИЕ
между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии



Ратифицировано
 Федеральным законом РФ
 от 3 марта 2007 года N 26-ФЗ



Стороны, Российская Федерация и Европейское сообщество (именуемое в дальнейшем Сообществом),

полные решимости укреплять сотрудничество с целью повышения эффективности противодействия незаконной иммиграции,

ссылаясь на Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанное на Корфу 24 июня 1994 года, и, в частности, на его статью 84 и Совместную декларацию в отношении статей 26, 32 и 37, содержащуюся в Заключительном акте, принятом при подписании указанного Соглашения,

учитывая Совместное заявление, принятое по итогам встречи на высшем уровне, состоявшейся в г.Санкт-Петербурге 31 мая 2003 года, в котором отмечается, что Российская Федерация и Европейский союз соглашаются в надлежащее время завершить переговоры по соглашению о реадмиссии,

желая путем заключения настоящего Соглашения на основе взаимности создать быстродействующие и эффективные процедуры по выявлению и возвращению лиц, которые не соответствуют или перестают соответствовать условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации или на территории одного из государств - членов Европейского союза, а также способствовать транзиту таких лиц в духе сотрудничества,

подчеркивая, что настоящее Соглашение не наносит ущерба правам, обязательствам и ответственности Российской Федерации, Сообщества и государств - членов Европейского союза по международному праву, включая нормы международного права в области прав человека, закрепленные, в частности, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, в Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протоколе, касающемся статуса беженцев, от 31 января 1967 года, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколе N 4 к ней от 16 сентября 1963 года, в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года,

учитывая Протокол о позиции Дании, содержащийся в приложении к Договору о Европейском союзе от 7 февраля 1992 года и Договору, учреждающему Европейское сообщество, от 25 марта 1957 года, и подтверждая, что положения настоящего Соглашения не применяются к Королевству Дания,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

     
Определения


Для целей настоящего Соглашения:

a) "реадмиссия" означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения;

b) "государство-член" означает государство - член Европейского союза, за исключением Королевства Дания;

c) "гражданин государства-члена" означает лицо, имеющее гражданство государства-члена, как это определено для целей Сообщества;

d) "гражданин Российской Федерации" или "российский гражданин" означает лицо, имеющее гражданство Российской Федерации в соответствии с ее законодательством;

e) "гражданин третьего государства" означает лицо, имеющее иное гражданство, чем гражданство Российской Федерации или гражданство государства-члена;

f) "лицо без гражданства" означает лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации или государства-члена и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иного государства;

g) "разрешение на проживание" означает официальное разрешение любого вида, выданное Российской Федерацией или государством-членом, предоставляющее лицу право проживать на территории Российской Федерации или одного из государств-членов. Это понятие не включает временные разрешения на пребывание на территории упомянутых государств в связи с процедурой рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища или ходатайства о выдаче разрешения на проживание;

h) "виза" означает разрешение или решение, выданное или принятое соответственно Российской Федерацией или одним из государств-членов, которое необходимо для въезда на территорию или транзита через территорию Российской Федерации или одного из государств-членов. Это понятие не включает особые виды транзитных виз, выдаваемых в аэропортах;

i) "запрашивающее государство" означает то государство (Российскую Федерацию или одно из государств-членов), которое направляет ходатайство о реадмиссии в соответствии с разделом III или ходатайство о транзите в соответствии с разделом IV настоящего Соглашения;

j) "запрашиваемое государство" означает то государство (Российскую Федерацию или одно из государств-членов), которому направлено ходатайство о реадмиссии в соответствии с разделом III или ходатайство о транзите в соответствии с разделом IV настоящего Соглашения;

к) "компетентный орган" означает орган Российской Федерации или орган одного из государств-членов, на который возлагается осуществление настоящего Соглашения, как это предусмотрено двусторонним исполнительным протоколом, заключенным Российской Федерацией и отдельными государствами-членами в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 20 настоящего Соглашения;

l) "приграничный район" означает территорию протяженностью до 30 километров в обе стороны от общей сухопутной границы между Российской Федерацией и одним из государств-членов, в также территории морских портов (включая таможенные зоны) и международных аэропортов Российской Федерации и государств-членов;

m) "пункт пропуска через границу" означает пункт пропуска через границу, установленный Российской Федерацией или государствами-членами для пересечения их соответствующих сухопутных и морских границ, включая международные аэропорты и морские порты;

п) "транзит" означает проезд гражданина третьего государства или лица без гражданства через территорию запрашиваемого государства по пути следования из запрашивающего государства в государство назначения.

Раздел I. Обязательства Российской Федерации в отношении реадмиссии

     

Статья 2  

     
Реадмиссия российских граждан

1. Российская Федерация по ходатайству государства-члена и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любое лицо, которое не соответствует или перестает соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории запрашивающего государства-члена, если в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения установлено, что данное лицо является гражданином Российской Федерации.

Указанное положение применяется к лицам, которые на момент въезда на территорию государства-члена, где они находятся или проживают незаконно, имели гражданство Российской Федерации, но затем в соответствии с законодательством Российской Федерации вышли из гражданства Российской Федерации и не приобрели гражданства или не получили разрешения на проживание данного государства-члена или иного государства.

2. После того как Российская Федерация даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации независимо от волеизъявления лица, подлежащего реадмиссии, выдает при необходимости и без задержки необходимый для возвращения данного лица проездной документ, срок действия которого составляет 30 календарных дней. Если по каким-либо причинам это лицо не может быть передано в течение срока действия данного проездного документа, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации незамедлительно выдает новый проездной документ со сроком действия той же продолжительности.

Статья 3  

     
Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства

1. Российская Федерация по ходатайству государства-члена и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любого гражданина третьего государства или лицо без гражданства, которые не соответствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории запрашивающего государства-члена, если в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения представлены доказательства того, что такое лицо:

а) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительную визу, выданную Российской Федерацией, и въехало на территорию государства-члена непосредственно с территории Российской Федерации; или

b) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительное разрешение на проживание, выданное Российской Федерацией; или

с) незаконно въехало на территорию государства-члена непосредственно с территории Российской Федерации.

2. Обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, не применяется, если:

а) гражданин третьего государства или лицо без гражданства находились исключительно в транзитной зоне международного аэропорта на территории Российской Федерации; или

b) запрашивающее государство-член или другое государство-член выдало гражданину третьего государства или лицу без гражданства визу или разрешение на проживание, если только данное лицо не обладает визой или разрешением на проживание, которые выданы Российской Федерацией и имеют более длительный срок действия; или

с) гражданин третьего государства или лицо без гражданства воспользовались правом безвизового въезда на территорию запрашивающего государства-члена.

3. После того как Российская Федерация даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, запрашивающее государство выдает лицу, подлежащему реадмиссии, проездной документ, признаваемый Российской Федерацией (стандартный проездной документ Европейского союза для целей высылки в соответствии с формой, предусмотренной в рекомендации Совета Европейского союза от 30 ноября 1994 года).

Раздел II. Обязательства Сообщества в отношении реадмиссии

     

Статья 4  

     
Реадмиссия граждан государств-членов

1. Государство-член по ходатайству Российской Федерации в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любое лицо, которое не соответствует или перестает соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации, если в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения установлено, что данное лицо является гражданином данного государства-члена.

Указанное положение применяется также к лицам, которые на момент въезда на территорию Российской Федерации, где они находятся или проживают незаконно, имели гражданство государства-члена, но затем в соответствии с законодательством последнего вышли из его гражданства и не приобрели гражданства или не получили разрешения на проживание Российской Федерации или иного государства.

2. После того как государство-член даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение этого государства-члена независимо от волеизъявления лица, подлежащего реадмиссии, выдает при необходимости и без задержки необходимый для возвращения данного лица проездной документ, срок действия которого составляет 30 календарных дней. Если по каким-либо причинам это лицо не может быть передано в течение срока действия данного проездного документа, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение этого государства-члена незамедлительно выдает новый проездной документ со сроком действия той же продолжительности.

Статья 5  

     
Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства

1. Государство-член по ходатайству Российской Федерации и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любого гражданина третьего государства или лицо без гражданства, которые не соответствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации, если в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения представлены доказательства того, что такое лицо:

а) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительную визу, выданную запрашиваемым государством-членом, и въехало на территорию Российской Федерации непосредственно с территории последнего; или

b) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительное разрешение на проживание, выданное запрашиваемым государством-членом; или

с) незаконно въехало на территорию Российской Федерации непосредственно с территории запрашиваемого государства-члена.

2. Обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, не применяется, если:

а) гражданин третьего государства или лицо без гражданства находились исключительно в транзитной зоне международного аэропорта на территории запрашиваемого государства-члена; или

b) Российская Федерация выдала гражданину третьего государства или лицу без гражданства визу или разрешение на проживание, если только данное лицо не обладает визой или разрешением на проживание, которые выданы запрашиваемым государством-членом и имеют более длительный срок действия; или

с) гражданин третьего государства или лицо без гражданства воспользовались правом безвизового въезда на территорию Российской Федерации.

3. Обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, возникает для того государства-члена, которое выдало визу или разрешение на проживание. Если два или более государств-членов выдали визу или разрешение на проживание, обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, возникает для того государства-члена, которое выдало документ, имеющий более продолжительный срок действия, или, если срок действия одного или нескольких таких документов истек, - документ, являющийся действительным. Если истекли сроки действия всех таких документов, обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, несет то государство-член, которое выдало документ, срок действия которого истек позднее.

4. После того как государство-член даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, Российская Федерация выдает лицу, подлежащему реадмиссии, проездной документ, признаваемый запрашиваемым государством-членом.

Раздел III. Процедура реадмиссии

     

Статья 6

Ходатайство о реадмиссии

1. С соблюдением пункта 2 настоящей статьи, для любой передачи лица, подлежащего реадмиссии на основе одного из обязательств, предусмотренных в статьях 2-5 настоящего Соглашения, необходимо направление ходатайства о реадмиссии в компетентный орган запрашиваемого государства.

2. Несмотря на положения статей 2-5 настоящего Соглашения, ходатайство о реадмиссии не требуется, когда подлежащее реадмиссии лицо имеет действительный национальный паспорт, а в случае, если это лицо является гражданином третьего государства или лицом без гражданства, - действительную визу или разрешение на проживание, выданные государством, которому предстоит его принять.

3. Если лицо задержано в приграничном районе запрашивающего государства после того, как незаконно пересекло государственную границу, следуя непосредственно с территории запрашиваемого государства, запрашивающее государство может направить ходатайство о реадмиссии такого лица в течение двух рабочих дней после его задержания (ускоренная процедура).

Статья 7

     
Содержание ходатайства о реадмиссии

1. Любое ходатайство о реадмиссии должно содержать следующую информацию:

a) сведения о соответствующем лице (например, имена, фамилии, дата и, по возможности, место рождения, последнее место жительства);

b) данные о наличии доказательств гражданской принадлежности, факта незаконного въезда и проживания, а также указание оснований для реадмиссии гражданина третьего государства или лица без гражданства в соответствии с пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 5 настоящего Соглашения.

2. По мере возможности ходатайство о реадмиссии также должно содержать следующую информацию:

a) заявление, свидетельствующее о том, что подлежащее передаче лицо может нуждаться в помощи или уходе, при условии, что данное лицо дало определенно выраженное согласие на такое заявление;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»