1. Отчет "Сведения о землях, находящихся в частной собственности" составляется один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом.
В Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации их структурными подразделениями отчет представляется не позднее 1 февраля месяца, следующего за отчетным периодом.
Управлениями Росреестра по субъектам Российской Федерации представляется сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации в Росреестр не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
2. Порядок заполнения
В отчете отражены сведения о землях, находящихся в частной собственности. Данный отчет является дополнением к форме N 22-1 "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности", поэтому форма отчетности, в части ее касающейся, заполняется в соответствии с порядком и принципами, определенными в разделах 1 и 2 методических указаний по порядку составления отчета о наличии и распределении земель.
В форме отчетности обобщаются сведения об изменениях площади земель, сгруппированных по видам частной собственности и группам собственников земельных участков согласно виду использования и категории земель.
Построчно заполняются сведения о площади земельных участков различного целевого использования, находящихся в собственности граждан (по строкам с 01 по 15), и земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц (по строкам с 16 по 22).
В графах показываются общие площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в зависимости от принадлежности к определенной категории земель. При этом сумма граф 2, 3, 4 может не быть равной значению, указанному в графе 1.
Формирование базовых показателей формы отчетности сложилось в предшествующие отчетные периоды и осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими приватизацию земель.
Начало земельным преобразованиям в Российской Федерации было положено в 1990 году принятием законов РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и от 23.11.90 N 374-1 "О земельной реформе", провозгласивших отмену монополии государства на землю и установление различных форм собственности на землю.
В дальнейшем был принят ряд указов Президента Российской Федерации, федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих передачу земель в частную собственность. Кроме того, вопросы приватизации земель регулировал Земельный Кодекс РСФСР 1991 года. Право частной собственности на землю окончательно было закреплено статьями 9 и 36 Конституции Российской Федерации. Вступил в действие новый Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", - тем самым, законодательно установлены нормы земельного права в отношении собственности на землю.
Вопросы приватизации земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В связи с введением в действие федерального закона были отменены ранее действующие постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" и от 01.02.95 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев". В соответствии с указанными (отмененными) нормативными актами в частную собственность были переданы земельные участки (земельные доли) работникам реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий, в том числе и ушедшим на пенсию, а также работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, временно отсутствующим работникам, наследникам лица, имеющего право на земельную долю. Земли собственников земельных долей показываются по строке с кодом 02. Здесь учитываются земельные доли, право собственности на которые сохраняется после осуществления распоряжения земельной долей (переданные в аренду, передано право пользования земельной долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации). Невостребованные земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства, либо получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями, учитываются в этой же строке (102) и выделяются информационно в строке 03. В строке 04 показываются земельные доли, которые заранее не определены (свидетельство о праве собственности на земельную долю гражданину не выдавалось) и находятся у участников организаций на праве общей совместной собственности до прекращения этого права.
По строке 05 показывается площадь земель, предоставленных в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Возможность предоставления в собственность земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства была предусмотрена Земельным кодексом РСФСР и Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве. В настоящее время вступил в действие Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в соответствии с ним, а также с Гражданским Кодексом Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет свою деятельность без образования юридического лица и признается предпринимателем.
Земли крестьянских (фермерских) хозяйств, не прошедших перерегистрацию в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральным законом, являющиеся на момент составления отчета юридическими лицами, показываются в строке 21.
В строках с 06 по 12 показываются площади, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также индивидуальным предпринимателям для производства сельхозпродукции. Предоставление земель под указанные цели в собственность ранее осуществлялось в соответствии с Законом от 23.11.90 "О земельной реформе", Земельным Кодексом РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 02.03.92 N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", Указом Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Федеральным законом от 23.12.92 N 4196-1 " О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства". В настоящее время (в связи с отменой названных нормативных актов) земельные отношения в этой области регулируются Федеральным законом от 15.04.98 N 66 (в принятых редакциях) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", вновь принятым Земельным кодексом Российской Федерацией и Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Приватизация земельных участков гражданами для коммерческих несельскохозяйственных целей ранее осуществлялась в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.92 N 301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий", от 14.06.92 N 631 "Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности". В настоящее время земельные отношения в данной области регулируются Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Это земельные участки, отведенные для предпринимательской и иной деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством, они показываются по строке 13.
Площадь земельных участков, оформленных в установленном порядке гражданами в собственность, при этом в документах не содержится сведений о форме хозяйствования, отражается по строке 14.
Земли, находящиеся в собственности юридических лиц показываются по строке 16.
По строке 17 отражается общая площадь земель, выкупленных у граждан - собственников земельных долей юридическими лицами (частными коммерческими организациями) и оформленных в установленном порядке в качестве доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.