Приложение N 5
к Протоколу СЖТ СНГ
от 19.10.2001 N 30

УТВЕРЖДЕНА
на тридцатом заседании
Совета по железнодорожному транспорту
19 октября 2001 года
с изменениями и дополнениями,
принятыми на 44 заседании
Совета по железнодорожному транспорту
13 октября 2006 года



ИНСТРУКЦИЯ ДЧ-1835

по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики



Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах колеи 1520 мм разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ, отделение Комплексных испытаний) с участием специалистов Департамента управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок).

В нее внесены изменения и дополнения с учетом Правил размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (Приложение 14 к СМГС) и предложения железнодорожных администраций, принятые на 44 заседании Совета по железнодорожному транспорту 13 октября 2006 года.

В Инструкции даны нормативная база и Методики решения технических вопросов, связанных с особыми и, прежде всего с точки зрения безопасности движения, едиными для всех железных дорог условиями перевозок негабаритных и тяжеловесных (на транспортерах) грузов, а также изложен порядок выполнения процедур согласования перевозок таких грузов, в том числе с третьими странами, имея ввиду их инженерно-техническое обеспечение (согласование погрузочной документации, выдача разрешений на перевозки и т.д.), определение функций причастных должностных лиц по контролю за выполнением условий перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов, как со стороны причастных работников железных дорог, так и грузоотправителей (грузополучателей).

Одновременно Инструкцией предусмотрена возможность выбора каждой железнодорожной администрацией государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики варианта решения общих (для сети железных дорог) задач по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов, исходя из учета структуры местных подразделений железных дорог.

Общие положения

1. Настоящей Инструкцией устанавливаются порядок и условия перевозок негабаритных грузов, всех грузов на транспортерах по железным дорогам колеи 1520 мм государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, а также порядок согласования перевозок негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов в сообщении с третьими странами*.

________________

* Третьи страны - страны, не перечисленные в п.1.

2. Перевозки негабаритных грузов и всех грузов на транспортерах в межгосударственном железнодорожном сообщении** осуществляются только после выполнения всех процедур согласования, предусмотренных настоящей Инструкцией.

________________

** Перевозки в межгосударственном железнодорожном сообщении - перевозки между государствами-участниками СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

3. При перевозке негабаритных тяжеловесных и длинномерных грузов в железнодорожном сообщении с третьими странами, кроме порядка и условий согласования таких перевозок, предусмотренных настоящей Инструкцией, должны соблюдаться также требования, установленные Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Служебной Инструкцией к СМГС и другими Соглашениями о прямых международных грузовых сообщениях со странами, участвующими в перевозке. При изменениях и дополнениях установленным порядком указанных выше нормативных документов соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены в настоящую Инструкцию.

4. С введением в действие настоящей Инструкции считается утратившей силу Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов 2001 года издания.

Глава 1

     
Габариты погрузки. негабаритные грузы. классификация негабаритных грузов

1.1. Грузы, подлежащие перевозке на открытом подвижном составе на общих условиях в пределах сети железных дорог колеи 1520 мм государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики не должны превышать очертание основного габарита погрузки (рис.1).

1.2. Грузы, размещаемые в пределах длины пола универсальных платформ или кузова 4-осных полувагонов, допускается грузить по льготному габариту погрузки (рис.2).

Порядок, условия и область применения льготного габарита погрузки устанавливаются Правилами размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (Приложение 14 к СМГС) - далее - Правила.

1.3. Груз, погруженный на одиночный вагон или сцеп из двух вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до концов груза не превышает значений, указанных в таблице 5 Главы 1 Правил, при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути.

1.4. Наименьшее допускаемое расстояние от уровня головок рельсов (далее - УГР) до нижних частей грузов (клиренс) должно быть не менее 150 мм. Для грузов, перевозимых на подвижном составе с базой более 17 м и пропускаемых через сортировочные горки, минимальный размер 150 мм должен быть проверен дополнительно из условия прохождения вагоном горба горки с вертикальной кривой радиусом 250 м в соответствии с Инструкцией по применению габаритов подвижного состава ГОСТ 9238-83 или другими, действующими на дорогах нормативными документами, при условии, что они соответствуют требованиям указанного ГОСТа.

Для грузов, перевозимых на транспортерах сочлененного типа, указанный на рис.1 размер очертания основного габарита погрузки по высоте 380 мм допускается уменьшить до 340 мм (показано штриховой линией) по аналогии с минимально допускаемой габаритом 1-Т высотой для нижних частей подвижного состава.

     

Рис.1. Очертание основного габарита погрузки

     

Рис.2. Очертание льготного габарита погрузки

1.5. Груз, включая упаковку и крепление, является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути и при совмещении продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути, превышает очертание основного габарита погрузки, или его геометрические выносы в кривых за пределы основного габарита погрузки превышают геометрические выносы в соответствующих кривых расчетного вагона*.

________________

* Расчетный вагон - вагон с длиной рамы 24 м и базой 17 м.


Геометрическим выносом груза или подвижного состава называется отклонение его от продольной оси пути в кривой без возвышения наружного рельса при установке подвижного состава к кривой по хорде.

1.6. В зависимости от высоты от уровня головок рельсов, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности (рис.3):

- зона нижней негабаритности - на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1399 мм - при расстоянии 1626-2240 мм;

- зона боковой негабаритности - на высоте от 1400 до 4000 мм (включительно);

- зона верхней негабаритности - на высоте от 4001 до 5300 мм.

Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от уровня головок рельсов от 4001 до 4625 мм на расстоянии от оси пути от 1625 мм до границы "зоны" негабаритности (рис.3).

1.7. В зависимости от величины выхода негабаритных грузов за очертание основного габарита погрузки (рис.1) в указанных в п.1.6 основных зонах установлены следующие степени негабаритности грузов:

- в зоне нижней негабаритности - шесть степеней;

- в зоне боковой негабаритности - шесть степеней;

- в зоне верхней негабаритности - три степени.

Очертания степеней негабаритности показаны заштрихованными площадями (рис.4-10).

Рис.3. Зоны негабаритности груза


Рис.4. Очертания 1, 2, 3, 4, 5 и 6-й степеней нижней негабаритности (заштриховано)

     

Рис.5. Очертание 1-й степени верхней и боковой негабаритности (заштриховано)


Примечание: штриховой линией показано очертание основного габарита погрузки

     

Рис.6. Очертание 2-й степени верхней и боковой негабаритности (заштриховано)


Примечание: штриховой линией показано очертание основного габарита погрузки

     

Рис.7. Очертание 3-й степени верхней и боковой негабаритности (заштриховано)


Примечание: пунктирной линией показано очертание основного габарита погрузки

     

Рис.8. Очертание 4-й степени боковой негабаритности (заштриховано)


Примечание: штриховой линией показано очертание основного габарита погрузки

     

Рис.9. Очертание 5-й степени боковой негабаритности (заштриховано)


Примечание: штриховой линией показано очертание основного габарита погрузки

     

Рис.10. Очертание 6-й степени боковой негабаритности (заштриховано)


Примечание: штриховой линией показано очертание основного габарита погрузки


Координаты переломных точек (горизонтальные расстояния от оси пути и вертикальные расстояния от уровня головок рельсов) предельных очертаний указанных выше степеней негабаритности приведены в табл.П.1.1 Приложения 1* к настоящей Инструкции.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Порядок отнесения конкретного негабаритного груза в погруженном состоянии к определенной степени негабаритности изложен в Приложении 1 к настоящей Инструкции.

1.8. Степень негабаритности груза должна устанавливаться не только по размерам его в погруженном состоянии на прямом участке пути, но также с учетом прохода вагоном кривых участков пути. Если геометрические выносы груза в кривых превышают геометрические выносы в этих кривых расчетного вагона, то по условию прохода кривых данный груз может иметь расчетную негабаритность.

Расчетная негабаритность должна определяться грузоотправителем для грузов:

- длинномерных с опиранием на один вагон, когда величина отношения длины груза к базе подвижного состава составляет более 1,41;

- перевозимых на сцепах платформ с опиранием на два вагона;

- перевозимых на вагонах (транспортерах) с базой 17 м и более.

Методика определения расчетной негабаритности приведена в Приложении 2* к настоящей Инструкции.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.9. Груз, размеры которого в погруженном состоянии превышают предельное очертание зон негабаритности, а также очертание основного габарита погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм от УГР), называется сверхнегабаритным.

В соответствии с зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.

Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени осуществляется с контрольной рамой. Порядок пропуска грузов с контрольной рамой изложен в Главе 3 настоящей Инструкции, а требования к ее изготовлению и установке - в Приложении 3*.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.10. Для указания в перевозочных документах, а также поездных, выдаваемых из ЭВМ данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов, вводится понятие индекс негабаритности груза, который состоит из 5-ти знаков.

Каждый знак индекса негабаритности (кроме первого) обозначает степень негабаритности груза в соответствующей зоне. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.

Обозначения в индексе негабаритности:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»