ПРИКАЗ
от 26 декабря 2012 года N 817
Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 апреля 2014 года на основании
приказа Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 года N 690
____________________________________________________________________
В целях приведения нормативно-правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с действующим законодательством
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 года N 670 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2011 года, регистрационный N 20554).
Министр
А.Белоусов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 февраля 2013 года,
регистрационный N 26871
Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации
1. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) определяют требования к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга реализации государственных программ.
2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст.4329; 2012, N 22, ст.2871).
3. Основанием для разработки государственных программ является Перечень государственных программ Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст.6166; 2011, N 4, ст.660; N 13, ст.1792; N 22, ст.3173; N 25, ст.3613; 2012, N 7, ст.911), формируемый в соответствии с Порядком.
При этом основные направления реализации могут дополняться, а состав соисполнителей государственной программы может изменяться в рамках подготовки проекта государственной программы.
4. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей государственной программы, а также участников государственной программы, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы государственной программы, если ответственным исполнителем такой подпрограммы является ответственный исполнитель государственной программы, соисполнитель государственной программы обеспечивает координацию участников государственной программы, реализующих мероприятия в рамках подпрограммы, разработку и реализацию которой соответствующий соисполнитель государственной программы обеспечивает в процессе разработки, реализации и оценки эффективности государственной программы в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2313; 2006, N 23, ст.2514; N 29, ст.3251; 2007, N 32, ст.4150; 2008, N 14, ст.1413; N 49, ст.5833; 2009, N 11, ст.1302; N 12, ст.1443; N 19, ст.2346; N 36, ст.4358; N 49, ст.5970, 5971; N 52, ст.6609; 2010, N 9, ст.964; N 21, ст.2602; 2011, N 9, ст.1251; N 28, ст.4219; N 41 (ч.2), ст.5743; N 47, ст.6663; 2012, N 19, ст.2419; N 34, ст.4736; N 41, ст.5635; N 42, ст.5716), и Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст.305; N 47, ст.4933; 2007, N 47, ст.5202; 2008, N 9, ст.852; N 14, ст.1413; 2009, N 12, ст.1429; N 25, ст.3060; N 41, ст.4790; N 49, ст.5970; 2010, N 22, ст.2776; N 40, ст.5072; 2011, N 34, ст.4986; N 35, ст.5092; 2012, N 37, ст.4996; N 38, ст.5102).
5. Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:
формирования государственных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения и учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета;
установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы);
интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей государственных программ;
определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации государственной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
6. Внесение изменений в государственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта государственной программы.
В соответствии с пунктом 30 Порядка ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации - в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на основные параметры государственной программы (цели, задачи, основные мероприятия, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации государственной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов в разрезе основных мероприятий, необходимый для достижения целей государственной программы (подпрограммы), утвержденные Правительством Российской Федерации, и не приведут к ухудшению плановых значений целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также к увеличению объемов финансовых средств на реализацию основных мероприятий государственной программы и сроков их исполнения.
7. Государственная программа включает федеральные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.
Включение в государственную программу частей федеральных целевых программ или федеральных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей иных государственных программ, не допускается, за исключением случаев, по которым принимаются отдельные решения Правительства Российской Федерации.
Допускаются случаи, когда федеральная целевая программа, входящая в состав государственной программы, может обеспечивать реализацию одной или нескольких подпрограмм данной государственной программы, а также случаи, когда подпрограмма государственной программы обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, входящих в состав государственной программы, и иных подпрограмм.
Если в сфере реализации государственной программы федеральные целевые программы не реализуются, то государственная программа содержит только подпрограммы.
8. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы, разрабатываемую с учетом положений пункта 51 настоящих Методических указаний. К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам государственной программы, за исключением требований к основным мероприятиям.
9. Государственная программа имеет следующую структуру:
9.1. паспорт государственной программы;
9.2. текстовая часть государственной программы по следующим разделам:
общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы;
сведения о показателях и индикаторах государственной программы, в том числе включенных в Федеральный план статистических работ;
обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и ведомственных целевых программ подпрограмм государственной программы;
обобщенная характеристика мер государственного регулирования;
прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках государственной программы);
обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации государственной программы (если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы;
обоснования выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых федеральных целевых программ (их перечень и паспорта);
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;
оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограммы), состав и основные характеристики ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм государственной программы;
анализ рисков реализации государственной программы (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы и негативно влияющих на основные параметры государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками реализации государственной программы;
методика оценки эффективности государственной программы;
9.3. приложения к текстовой части государственной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1-7, 8а);
9.4. подпрограммы государственной программы и федеральные целевые программы (паспорта федеральных целевых программ);
9.5. в случаях, предусмотренных подпунктом "г" пункта 11_1 Порядка, в состав государственной программы включаются методики расчета и порядка сбора исходной информации для расчета целевых индикаторов (показателей) государственной программы в соответствии с приложением к настоящим Методическим указаниям (таблица 8а);
9.6. при включении в состав государственной программы бюджетных ассигнований в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в государственную программу включаются основные положения правил (методик) распределения таких субсидий или дается ссылка на действующие правила (методику) их распределения.
10. Если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственная программа также содержит раздел об участии субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов государственной программы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе субъектов Российской Федерации либо по группам субъектов Российской Федерации (состав и значение таких целевых показателей и индикаторов в региональном разрезе приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1а);
б) обоснование мер по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ субъектов Российской Федерации;
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.
11. По всем государственным программам формируются паспорт и текстовая часть в соответствии с пунктом 9.2 настоящих Методических указаний, а также приложения к текстовой части государственной программы, не составляющие государственную тайну и не носящие конфиденциальный характер, согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1-7, 8а).
Сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения, носящие конфиденциальный характер, приводятся в отдельных приложениях к государственной программе.
В паспорте государственной программы приводятся общий объем ресурсного обеспечения на реализацию государственной программы в той детализации, которая не является сведениями, отнесенными к государственной тайне, и сведениями конфиденциального характера, а также перечень подпрограмм и программно-целевых инструментов, сведения по которым не относятся к государственной тайне либо сведениям, носящим конфиденциальный характер.
12. В государственную программу не рекомендуется включать положения, регламентирующие порядок взаимодействия ответственных исполнителей и соисполнителей (участников) по разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы.
13. Проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении государственных программ подлежат общественному обсуждению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст.4902) и предварительному обсуждению на общественных советах федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст.4997), за исключением приложений к государственным программам, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера.
Общественное обсуждение и предварительное обсуждение на общественных советах федеральных органов исполнительной власти проводятся до направления проектов государственных программ на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации и в Министерство финансов Российской Федерации.