МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 марта 2012 года N 31-01-39/02-ПХ

[Об утверждении Методических рекомендаций по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства]



Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р были одобрены Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) и План мероприятий по ее реализации. Важнейшие позиции этого Плана могут быть реализованы только при тесном взаимодействии Минкультуры России и региональных органов исполнительной власти.

Во исполнение Концепции решением коллегии Минкультуры России от 23 декабря 2011 года N 23 одобрен Перечень рекомендованных программ реализации Концепции (прилагается), Минкультуры России совместно с СТД России разработаны Методические рекомендации по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства (прилагаются).

Данные Методические рекомендации помогут при разработке в регионе программ развития разного уровня - от отдельного театра до региона в целом, а также при исполнении поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с деятелями театра 30 ноября 2011 года (N ВВ-П-44-8657, п.1) о разработке и принятии региональных концепций развития театрального дела.

Просим до 1 мая 2012 года информировать Министерство культуры Российской Федерации о мерах, принимаемых в регионе, для разработки указанных документов.

П.В.Хорошилов

     

     

Приложение

     

Одобрен
решением коллегии
Минкультуры России
от 23 декабря 2011 года N 19

     

Перечень рекомендованных программ реализации концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года



1. Программа развития театра на среднесрочную перспективу. Проект программы разрабатывается руководством театра, утверждается учредителем.

2. Программа развития театрального дела в городе (муниципальном образовании) на среднесрочную перспективу. Разрабатывается органами местного самоуправления в сотрудничестве с театрами, органами исполнительной власти региона, отделениями СТД России, другими общественными объединениями.

3. Программа долгосрочного развития театрального дела в субъекте Российской Федерации. Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сотрудничестве с театрами, отделениями СТД России, другими общественными объединениями.

4. Программы двустороннего (многостороннего) межрегионального сотрудничества в развитии театрального дела. Разрабатываются и принимаются на основе двусторонних (многосторонних) соглашений в сотрудничестве с общественными объединениями.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

     
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВТО)

     

Методические рекомендации по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства  

     

     

1. Общие положения  


Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с п.8 Плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р.

При разработке программ развития театрального дела в регионах следует исходить из принципов, заложенных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).

В предстоящем 10-летии, как определено в Концепции, ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.

По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития театрального дела в России и в каждом из субъектов Российской Федерации.

Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды. Театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский.

Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению. По сути, он неизмеримо выше его рыночной оценки.

Российская модель репертуарного театра, сложившаяся в нашей стране в течение двух веков благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.

Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.

Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования. Тем не менее, необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности.

Основной стратегической целью реализации Концепции в регионе должно стать обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и на базе достижений, российского и мирового опыта в сфере театрального искусства.

Основные условия реализации этой цели:

сохранение и развитие сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;

государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;

расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения региона, увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов.

Реализация задач, поставленных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, требует консолидации федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в достижении намеченных целей развития театрального дела в Российской Федерации. В связи с этим предстоит разработка программ развития театрального дела на всех уровнях: по каждому театру региона (локальные программы), городскому муниципальному округу (муниципальные программы) и в целом по области, краю, республике, автономному округу, городу федерального значения (региональные программы).

2. Доступность театрального искусства для населения региона  

2.1. Сеть театров

Сеть профессиональных театров в большинстве регионов складывается из театров различных организационно-правовых форм и форм собственности. По форме собственности - это государственные (федеральные и региональные), муниципальные и частные театры.

Государственные и муниципальные театры функционируют исключительно в виде некоммерческих организаций в организационно-правовой форме учреждения - бюджетного, казенного или автономного.

Частные театры создаются в виде как некоммерческих, так и коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

Разработке мероприятий по расширению сети театров в Региональной программе развития театрального дела на среднесрочную перспективу должен предшествовать анализ современного состояния этой сети.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р (с изменениями от 14 июля 2001 года, 13 июля 2007 года) рекомендует "органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать одобренные настоящим распоряжением социальные нормативы и нормы* при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов". Исходя из этого, следует сопоставить фактическую сеть в регионе или городе с указанными нормативами и нормами. При этом нужно обратить внимание на следующее.

___________________

* Распоряжение Правительства и извлечения из Социальных нормативов и норм (п.6. Услуги профессиональных театров из раздела Культура) приведены в Примечании 1 к настоящим Рекомендациям. Нормативы обеспеченности населения организациями культуры на г.Москва и Санкт-Петербург не распространяются.


В социальных нормативах и нормах определяются услуги исключительно профессиональных театров. Поэтому при анализе не должны учитываться услуги любительских коллективов. Но при этом круг профессиональных театров не органичен по формам собственности и организационно-правовым формам. Поэтому частные театры должны быть учтены в сети наряду с государственными и муниципальными.

Социальными нормативами и нормами предусмотрено, что в каждом субъекте Российской Федерации должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов (например, театр балета, пантомимы и др.).

В субъектах Российской Федерации с населением от 800 тыс. человек создаются театры оперы и балета.

В субъектах Российской Федерации с количеством государственных языков более одного могут создаваться театры драмы и театры для детей в количестве, соответствующем количеству установленных государственных языков.

Аналитическая таблица, в которой фактическое количество театров в регионе сопоставляется с минимальным количеством, предусмотренным социальными нормативами и нормами, может быть построена в следующем виде.

Таблица 1

     

Количество профессиональных театров  

в

(название региона)

по состоянию на "__" _________ 20__ года  

Вид театра

Кол-во,

Из общего количества театров (гр.2)

Минималь-

Отклонение

всего

феде-
раль-
ных

субъекта федера-
ции

муници-
пальных

частных

ный социальный норматив

(гр.2-гр.7)

1

2

3

4

5

6

7

8

театры оперы и балета

1*

театры драмы

1

театры юного зрителя

1

театры кукол

1

музыкально-
драматические театры

1

прочие театры

1

____________________

* В регионах с населением свыше 800 тысяч человек.


К таблице 1 следует приложить список всех профессиональных театров региона с их полными названиями и указанием вместимости зрительных залов.

Кроме минимального количества театров в целом в субъекте Российской Федерации социальные нормативы и нормы предусматривают обеспеченность населения местами в зрительных залах театров в городах с населением более 100 тысяч человек. Минимальный норматив установлен в размере 4-5 зрительских мест на каждые 5 тысяч человек населения по всем профессиональным театрам города. Кроме того установлен норматив необходимого количества зрительских мест для детской аудитории из расчета 2-3 места на каждую тысячу детей* для театров кукол и ТЮЗов города.

___________________

* Для проведения расчетов следует использовать статистические данные о численности детей в возрасте от 5 до 15 лет.


Сопоставление фактической обеспеченности зрительскими местами каждого города региона с населением более 100 тысяч человек с требованиями социальных нормативов и норм следует провести в форме приведенных ниже таблиц 2 и 3.

Таблица 2



Субъект Российской Федерации: __________________________

Город: _____________________ Число жителей: _______ тыс.чел.

Обеспеченность населения местами в зрительных залах профессиональных театров  

Вид театра

Название театра

Кол-во мест в зрительных залах театров

Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей

Минимальный социальный норматив

Отклонение (гр.4-гр.5)

1

2

3

4

5

6

театры оперы и балета

X

X

X

X

X

X

театры драмы

X

X

X

театры юного

X

X

X

зрителя

X

X

X

X

X

X

театры кукол

X

X

X

музыкально-
драматические театры

X

X

X

X

X

X

прочие театры

X

X

X

ВСЕГО

4-5*

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»