ПИСЬМО
от 6 марта 2012 года N 31-01-39/02-ПХ
[Об утверждении Методических рекомендаций по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства]
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р были одобрены Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) и План мероприятий по ее реализации. Важнейшие позиции этого Плана могут быть реализованы только при тесном взаимодействии Минкультуры России и региональных органов исполнительной власти.
Во исполнение Концепции решением коллегии Минкультуры России от 23 декабря 2011 года N 23 одобрен Перечень рекомендованных программ реализации Концепции (прилагается), Минкультуры России совместно с СТД России разработаны Методические рекомендации по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства (прилагаются).
Данные Методические рекомендации помогут при разработке в регионе программ развития разного уровня - от отдельного театра до региона в целом, а также при исполнении поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с деятелями театра 30 ноября 2011 года (N ВВ-П-44-8657, п.1) о разработке и принятии региональных концепций развития театрального дела.
Просим до 1 мая 2012 года информировать Министерство культуры Российской Федерации о мерах, принимаемых в регионе, для разработки указанных документов.
П.В.Хорошилов
Одобрен
решением коллегии
Минкультуры России
от 23 декабря 2011 года N 19
Перечень рекомендованных программ реализации концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года
1. Программа развития театра на среднесрочную перспективу. Проект программы разрабатывается руководством театра, утверждается учредителем.
2. Программа развития театрального дела в городе (муниципальном образовании) на среднесрочную перспективу. Разрабатывается органами местного самоуправления в сотрудничестве с театрами, органами исполнительной власти региона, отделениями СТД России, другими общественными объединениями.
3. Программа долгосрочного развития театрального дела в субъекте Российской Федерации. Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сотрудничестве с театрами, отделениями СТД России, другими общественными объединениями.
4. Программы двустороннего (многостороннего) межрегионального сотрудничества в развитии театрального дела. Разрабатываются и принимаются на основе двусторонних (многосторонних) соглашений в сотрудничестве с общественными объединениями.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВТО)
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с п.8 Плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р.
При разработке программ развития театрального дела в регионах следует исходить из принципов, заложенных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).
В предстоящем 10-летии, как определено в Концепции, ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.
По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития театрального дела в России и в каждом из субъектов Российской Федерации.
Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды. Театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский.
Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению. По сути, он неизмеримо выше его рыночной оценки.
Российская модель репертуарного театра, сложившаяся в нашей стране в течение двух веков благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.
Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования. Тем не менее, необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности.
Основной стратегической целью реализации Концепции в регионе должно стать обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и на базе достижений, российского и мирового опыта в сфере театрального искусства.
Основные условия реализации этой цели:
сохранение и развитие сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;
государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения региона, увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов.
Реализация задач, поставленных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, требует консолидации федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в достижении намеченных целей развития театрального дела в Российской Федерации. В связи с этим предстоит разработка программ развития театрального дела на всех уровнях: по каждому театру региона (локальные программы), городскому муниципальному округу (муниципальные программы) и в целом по области, краю, республике, автономному округу, городу федерального значения (региональные программы).
2.1. Сеть театров
Сеть профессиональных театров в большинстве регионов складывается из театров различных организационно-правовых форм и форм собственности. По форме собственности - это государственные (федеральные и региональные), муниципальные и частные театры.
Государственные и муниципальные театры функционируют исключительно в виде некоммерческих организаций в организационно-правовой форме учреждения - бюджетного, казенного или автономного.
Частные театры создаются в виде как некоммерческих, так и коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
Разработке мероприятий по расширению сети театров в Региональной программе развития театрального дела на среднесрочную перспективу должен предшествовать анализ современного состояния этой сети.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р (с изменениями от 14 июля 2001 года, 13 июля 2007 года) рекомендует "органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать одобренные настоящим распоряжением социальные нормативы и нормы* при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов". Исходя из этого, следует сопоставить фактическую сеть в регионе или городе с указанными нормативами и нормами. При этом нужно обратить внимание на следующее.
___________________
* Распоряжение Правительства и извлечения из Социальных нормативов и норм (п.6. Услуги профессиональных театров из раздела Культура) приведены в Примечании 1 к настоящим Рекомендациям. Нормативы обеспеченности населения организациями культуры на г.Москва и Санкт-Петербург не распространяются.
В социальных нормативах и нормах определяются услуги исключительно профессиональных театров. Поэтому при анализе не должны учитываться услуги любительских коллективов. Но при этом круг профессиональных театров не органичен по формам собственности и организационно-правовым формам. Поэтому частные театры должны быть учтены в сети наряду с государственными и муниципальными.
Социальными нормативами и нормами предусмотрено, что в каждом субъекте Российской Федерации должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов (например, театр балета, пантомимы и др.).
В субъектах Российской Федерации с населением от 800 тыс. человек создаются театры оперы и балета.
В субъектах Российской Федерации с количеством государственных языков более одного могут создаваться театры драмы и театры для детей в количестве, соответствующем количеству установленных государственных языков.
Аналитическая таблица, в которой фактическое количество театров в регионе сопоставляется с минимальным количеством, предусмотренным социальными нормативами и нормами, может быть построена в следующем виде.
Количество профессиональных театров
в | ||
(название региона) |
по состоянию на "__" _________ 20__ года
Вид театра | Кол-во, | Из общего количества театров (гр.2) | Минималь- | Отклонение | |||
всего | феде- | субъекта федера- | муници- | частных | ный социальный норматив | (гр.2-гр.7) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
театры оперы и балета | 1* | ||||||
театры драмы | 1 | ||||||
театры юного зрителя | 1 | ||||||
театры кукол | 1 | ||||||
музыкально- | 1 | ||||||
прочие театры | 1 |
____________________
* В регионах с населением свыше 800 тысяч человек.
К таблице 1 следует приложить список всех профессиональных театров региона с их полными названиями и указанием вместимости зрительных залов.
Кроме минимального количества театров в целом в субъекте Российской Федерации социальные нормативы и нормы предусматривают обеспеченность населения местами в зрительных залах театров в городах с населением более 100 тысяч человек. Минимальный норматив установлен в размере 4-5 зрительских мест на каждые 5 тысяч человек населения по всем профессиональным театрам города. Кроме того установлен норматив необходимого количества зрительских мест для детской аудитории из расчета 2-3 места на каждую тысячу детей* для театров кукол и ТЮЗов города.
___________________
* Для проведения расчетов следует использовать статистические данные о численности детей в возрасте от 5 до 15 лет.
Сопоставление фактической обеспеченности зрительскими местами каждого города региона с населением более 100 тысяч человек с требованиями социальных нормативов и норм следует провести в форме приведенных ниже таблиц 2 и 3.
Субъект Российской Федерации: __________________________
Город: _____________________ Число жителей: _______ тыс.чел.
Обеспеченность населения местами в зрительных залах профессиональных театров
Вид театра | Название театра | Кол-во мест в зрительных залах театров | Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей | Минимальный социальный норматив | Отклонение (гр.4-гр.5) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
театры оперы и балета | X | X | X | ||
X | X | X | |||
театры драмы | X | X | X | ||
театры юного | X | X | X | ||
зрителя | X | X | X | ||
X | X | X | |||
театры кукол | X | X | X | ||
музыкально- | X | X | X | ||
X | X | X | |||
прочие театры | X | X | X | ||
ВСЕГО | 4-5* |