1.1. Целью настоящих Методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях и образовательных организациях (далее - образовательные учреждения), реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - Методические рекомендации), является формирование единой правоприменительной практики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках исполнения государственной функции по государственному контролю (надзору) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
1.2. Настоящие Методические рекомендации разработаны для совершенствования процедур государственного контроля (надзора) при организации и проведении федерального государственного контроля качества образования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования (далее -уполномоченные органы), на основании:
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании");
Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон N 294-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования" (далее - Положение об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования);
постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 года N 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" (далее - Положение о государственной аккредитации);
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок);
приказа Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года N 141);
иных нормативных правовых актов.
Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования при осуществлении федерального государственного контроля качества образования в отношении образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в организационно-правовых формах, предусмотренных пунктом 1 статьи 11.1 Закона "Об образовании", и реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее вместе -образовательные учреждения).
1.3. В соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) определяется как деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица) требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами.
Государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования.
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
1.4. Статья 38 Закона "Об образовании" регулирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области образования, по проведению проверок в рамках государственного контроля (надзора) в области образования. Пунктом 2.1. данной статьи установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области образования, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется согласно нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее - КоАП).
1.5. Соблюдение требований законодательства по защите прав образовательных учреждений при осуществлении государственного контроля (надзора) уполномоченными органами обеспечивается контролем со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) устанавливаются административными регламентами исполнения государственной функции.