Недействующий

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 "Вознаграждения работникам" (с изменениями на 11 июня 2015 года) (утратил силу с 09.02.2016 на основании приказа Минфина России от 28.12.2015 N 217н)

Пенсионные планы, совместно учрежденные несколькими работодателями  

32. Предприятие должно классифицировать план, совместно учрежденный несколькими работодателями, как пенсионный план с установленными взносами или пенсионный план с установленными выплатами согласно условиям плана (включая любое обусловленное сложившейся практикой обязательство, выходящее за рамки формальных условий).
     


    33. В случае, если предприятие участвует в совместно учрежденном несколькими работодателями плане, который является планом с установленными выплатами, и за исключением случаев применения пункта 34, предприятие должно:
     
     (a) учитывать свою пропорциональную долю в обязательствах пенсионного плана с установленными выплатами, активах плана и затратах, относящихся к плану, точно так же, как и по любому другому плану с установленными выплатами; и
     
     (b) раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с требованиями
пунктов 135-148 (за исключением пункта 148(d)).
     


    34. Если имеющейся информации недостаточно для использования метода учета, применяемого для пенсионных планов с установленными выплатами, по отношению к такому плану, совместно учрежденному несколькими работодателями, предприятие должно:
     
     (a) учитывать план в соответствии с
пунктами 51 и 52, как если бы он являлся планом с установленными взносами; и
     
     (b) раскрывать информацию, требуемую в соответствии с
пунктом 148.

35. Ниже приведен пример пенсионного плана с установленными выплатами, совместно учрежденного несколькими работодателями:

(a) план финансируется распределительным методом, что означает следующее: взносы устанавливаются на уровне, который считается достаточным для выплаты вознаграждений, причитающихся в этом же периоде; и будущие вознаграждения, заработанные в текущем периоде, будут выплачиваться за счет будущих взносов; и

(b) вознаграждения работникам определяются продолжительностью их трудового стажа, а участвующие в плане предприятия не имеют реальных способов выхода из плана без уплаты взносов для обеспечения вознаграждений, заработанных работниками до момента выхода предприятия из плана. Такой план создает актуарный риск для предприятия: если совокупные затраты на выплату вознаграждений, уже заработанных на конец отчетного периода, выше ожидаемых, предприятию придется либо увеличить свои взносы, либо убедить работников согласиться на снижение вознаграждений. Таким образом, этот план представляет собой пенсионный план с установленными выплатами.

36. Если у предприятия достаточно информации о совместно учрежденном несколькими работодателями плане, который является пенсионным планом с установленными выплатами, оно учитывает свою пропорциональную долю в обязательствах пенсионного плана с установленными выплатами, активах плана и затратах на выплату вознаграждений по окончании трудовой деятельности, связанных с данным планом, таким же образом, как и по любому другому плану с установленными выплатами. Однако в некоторых случаях предприятие, возможно, не сможет оценить свою долю в соответствующем финансовом положении и финансовых показателях плана с достаточной надежностью для целей учета. Это может произойти в случае, если:

(a) план подвергает участвующие в нем предприятия актуарным рискам, связанным с занятыми в настоящее время и бывшими работниками других предприятий, в результате чего отсутствует последовательная и надежная база для распределения обязательств, активов плана и затрат между отдельными предприятиями, участвующими в данном плане; или

(b) предприятие не имеет доступа к информации о плане, которая удовлетворяла бы требованиям настоящего стандарта.

В таких случаях предприятие ведет учет плана так, как если бы это был пенсионный план с установленными взносами, и раскрывает дополнительную информацию в соответствии с требованиями пункта 148.

37. Между пенсионным планом, совместно учрежденным несколькими работодателями, и участвующими в нем предприятиями может быть заключен договор, определяющий то, каким образом профицит по плану распределяется между участниками (или финансируется его дефицит). Предприятие-участник совместно учрежденного несколькими работодателями плана, с которым заключен такой договор и который учитывает план как пенсионный план с установленными взносами в соответствии с пунктом 34, признает актив или обязательство, возникающее из такого договора, и вытекающие из него доходы или расходы в составе прибыли или убытка.

Пример, иллюстрирующий пункт 37*

Предприятие участвует в пенсионном плане с установленными выплатами, совместно учрежденном несколькими работодателями, который не подготавливает оценку плана в соответствии с МСФО (IAS) 19. Таким образом, это предприятие учитывает данный план так, как если бы это был пенсионный план с установленными взносами. Оценка финансирования плана (не в соответствии с МСФО (IAS) 19) показывает, что план имеет дефицит на сумму 100 миллионов д.е*. План заключил с участниками договор, в котором согласован график внесения взносов в пенсионный план, что позволит устранить дефицит в течение следующих пяти лет. Общая сумма взносов предприятия в план в соответствии с договором составляет 8 миллионов д.е.

Предприятие признает обязательство по взносам в пенсионный план с корректировкой на временную стоимость денег, а также равную ему сумму расхода в составе прибыли или убытка.

________________

* В настоящем стандарте денежные суммы выражены в "денежных единицах" (д.е.)

38. Планы, совместно учрежденные несколькими работодателями, отличаются от совместно управляемых планов. Совместно управляемый план - это простая совокупность отдельных планов различных работодателей, объединенных для того, чтобы позволить участвующим работодателям объединить их активы для инвестирования и уменьшить затраты на управление инвестициями и административные расходы, но при этом требования различных работодателей разделены для раздельной выплаты вознаграждений своим работникам. Совместно управляемые планы не представляют особых проблем для учета, поскольку информация о них обычно достаточна для того, чтобы применять к ним такой же порядок учета, как и к любому плану отдельного работодателя, а также в связи с тем, что указанные совместно управляемые планы не подвергают участвующие в них предприятия актуарным рискам, связанным с действующими и бывшими работниками других предприятий. Определения настоящего стандарта требуют, чтобы предприятие классифицировало совместно управляемые планы как пенсионные планы с установленными взносами или выплатами в зависимости от условий плана (включая любые обязательства, обусловленные сложившейся практикой, которые выходят за рамки формальных условий).

39. При определении времени и способа оценки обязательства, касающегося ликвидации пенсионного плана с установленными выплатами, совместно учрежденного несколькими работодателями, или выхода предприятия из такого плана, данное предприятие должно применять МСФО (IAS) 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы".