(с изменениями на 16 июля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Международным протоколом от 29 апреля 2016 года N 200н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.08.2016, N 0001201608110035) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 29 апреля 2016 года N 200н);
Международным протоколом от 7 июня 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2019, N 0001201907080002) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 7 июня 2019 года);
Международным протоколом от 16 мая 2023 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2023, N 0001202306010023) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 16 мая 2023 года);
Международным протоколом от 16 июля 2024 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2024, № 0001202407260001) (временно применяется c 27 июля 2024 года).
____________________________________________________________________
Ратифицировано
Федеральным законом РФ
от 21 декабря 2013 года N 356-ФЗ
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Абхазия, именуемые в дальнейшем Сторонами,
стремясь к развитию торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Абхазия на основе равенства и взаимной выгоды,
исходя из суверенного права каждой Стороны проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику,
намереваясь содействовать росту экономической активности, обеспечению занятости, повышению производительности труда и рациональному использованию ресурсов,
намереваясь содействовать созданию единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
согласились о нижеследующем:
Российская Сторона не применяет таможенные пошлины, а также налоги и сборы, аналогичные таможенным пошлинам по целям и экономическому эффекту, взимаемые при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих с таможенной территории Республики Абхазия или территории Российской Федерации.
Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из Республики Абхазия и подпадающих под изъятия из режима торговли товарами, установленного абзацем первым настоящей статьи, определен приложением N 1 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
Абхазская Сторона не применяет таможенные пошлины, а также налоги и сборы, аналогичные таможенным пошлинам по целям и экономическому эффекту, взимаемые при ввозе на таможенную территорию Республики Абхазия товаров, происходящих с территории Российской Федерации или таможенной территории Республики Абхазия, с 1 января 2015 года.
До полной отмены Абхазской Стороной таможенных пошлин, налогов и сборов, предусмотренных абзацем первым настоящей статьи, товарам, происходящим с территории Российской Федерации или таможенной территории Республики Абхазия, при ввозе в Республику Абхазия предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый товарам, происходящим с территории любого третьего государства.
Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Абхазия из Российской Федерации и подпадающих под изъятия из режима торговли товарами, установленного абзацем первым настоящей статьи, определен приложением N 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
Происхождение товаров определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, применяемыми Российской Федерацией в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.
Российская Сторона принимает необходимые меры по своевременному информированию Абхазской Стороны о любых изменениях в Правилах, указанных в абзаце первом настоящей статьи.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 мая 2016 года Международным протоколом от 29 апреля 2016 года N 200н. - См. предыдущую редакцию)
Товары, происходящие с территории (таможенной территории) государства одной Стороны, ввозимые на таможенную территорию (территорию) государства другой Стороны, не подлежат прямо или косвенно обложению внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода в дополнение к тем, которые применяются прямо или косвенно к аналогичным отечественным товарам и аналогичным товарам, происходящим из третьих стран.
Стороны предоставляют таким товарам режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый ими аналогичным отечественным товарам, в том, что касается всех нормативных правовых актов и требований, затрагивающих их продажу на внутреннем рынке, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Данное положение не препятствует применению Сторонами дифференцированных внутренних транспортных сборов, которые основаны исключительно на экономических показателях средства транспорта, а не на происхождении товара.
Положения настоящей статьи не применяются к нормативным правовым актам или требованиям государств Сторон, регулирующим закупки товаров, приобретаемых для государственных нужд, а не с целью коммерческой перепродажи или использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи.
Если иное не предусмотрено настоящим Соглашением, ни одна из Сторон не устанавливает и (или) не сохраняет никаких запретов или ограничений на ввоз любого товара с территории (таможенной территории) государства другой Стороны.
Если иное не предусмотрено настоящим Соглашением, ни одна из Сторон не устанавливает и (или) не сохраняет никаких запретов или ограничений, за исключением таможенных пошлин, налогов и сборов, на вывоз любого товара на территорию (таможенную территорию) государства другой Стороны.
Положения настоящей статьи не распространяются на отношения Сторон, касающиеся вопросов экспортного контроля, применения ветеринарных, санитарных и фитосанитарных требований и мер, а также применения мер, принятие которых необходимо для участия государств в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Вывозные таможенные пошлины при вывозе из Российской Федерации на таможенную территорию Республики Абхазия товаров, указанных в приложении № 3 и приложении № 4 к настоящему Соглашению, являющихся его неотъемлемой частью, происходящих из Российской Федерации и предназначенных для потребления на таможенной территории Республики Абхазия, а также товаров, указанных в приложении № 5 к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью, не применяются:
в отношении товаров в объеме, установленном в приложении № 3 к настоящему Соглашению, со дня вступления в силу настоящего Соглашения по 31 декабря года его вступления в силу;
в отношении товаров, указанных в приложении № 4 к настоящему Соглашению, происходящих из Российской Федерации и предназначенных для потребления на таможенной территории Республики Абхазия (далее - нефтепродукты), согласно номенклатуре и в объеме, устанавливаемым ежегодно в соответствии со статьей 7 настоящего Соглашения;
в отношении товаров, указанных в приложении № 5 к настоящему Соглашению, по номенклатуре и в объеме, которые устанавливаются в соответствии со статьей 7 настоящего Соглашения, - до 31 декабря 2024 г.
При вывозе товаров сверх объемов, указанных в абзацах втором - четвертом настоящей статьи, применяется ставка вывозной таможенной пошлины, действующая в Российской Федерации.
Декларирование товаров, указанных в приложении № 4 к настоящему Соглашению и вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Абхазия, осуществляется без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации.
Временные таможенные декларации на товары, указанные в приложении № 4 к настоящему Соглашению, поданные в соответствии с протоколом, утверждение которого предусмотрено абзацем вторым статьи 7 настоящего Соглашения, на 2019 год, фактический вывоз из Российской Федерации в Республику Абхазия по которым не был произведен, считаются неподанными.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2024 года Международным протоколом от 16 июля 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
Номенклатура и объем нефтепродуктов и иных товаров, в отношении которых не применяется вывозная таможенная пошлина в соответствии с абзацами третьим и четвертым статьи 6 настоящего Соглашения, устанавливаются исходя из номенклатуры и годового объема их внутреннего потребления в Республике Абхазия.
Уполномоченные органы Сторон уточняют коды товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), определяют номенклатуру и годовые объемы поставок в Республику Абхазия товаров, указанных в приложении № 4 и приложении № 5 к настоящему Соглашению, для внутреннего потребления, осуществляемых без взимания вывозных таможенных пошлин, и утверждают их отдельным протоколом.
Номенклатура и объем нефтепродуктов, поставляемых в Республику Абхазия для внутреннего потребления на последующий год, согласовываются уполномоченными органами Сторон до 1 октября каждого текущего года.
Номенклатура и объем товаров, указанных в приложении № 5 к настоящему Соглашению, поставляемых в Республику Абхазия для внутреннего потребления, согласовываются на 2024 год уполномоченными органами Сторон.
При недостижении уполномоченными органами Сторон договоренности в отношении номенклатуры и объема годового внутреннего потребления нефтепродуктов в Республике Абхазия нефтепродукты поставляются без применения вывозных таможенных пошлин согласно номенклатуре и в объеме, которые соответствуют номенклатуре и объему нефтепродуктов, поставленных без применения вывозной таможенной пошлины в предшествующем календарном году.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2024 года Международным протоколом от 16 июля 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
Уполномоченными органами Сторон по реализации настоящего Соглашения являются:
от Российской Стороны:
Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации - в части уточнения кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС для поставляемых нефтепродуктов и согласования объемов поставок нефтепродуктов;
Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации - в части уточнения кодов номенклатуры и согласования объемов поставляемых товаров, указанных в приложении № 5 к настоящему Соглашению;
от Абхазской Стороны:
Министерство экономики Республики Абхазия и Министерство энергетики и транспорта Республики Абхазия - в части уточнения кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС для поставляемых нефтепродуктов и согласования объемов поставок нефтепродуктов;
Министерство экономики Республики Абхазия, Министерство энергетики и транспорта Республики Абхазия и Министерство сельского хозяйства Республики Абхазия - в части уточнения кодов номенклатуры и согласования объемов поставок товаров, указанных в приложении № 5 к настоящему Соглашению.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2024 года Международным протоколом от 16 июля 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
В случае если Сторона применяет нулевые или пониженные ставки вывозных пошлин при вывозе товаров на территорию (таможенную территорию) государства другой Стороны по сравнению со ставками пошлин, применяемых в отношении вывоза товаров, предназначенных для таможенных территорий третьих стран, другая Сторона запрещает реэкспорт таких товаров.
В случае если такой запрет на реэкспорт не установлен или фактически не применяется, Сторона, применяющая нулевые или пониженные ставки вывозных пошлин при вывозе товаров на территорию (таможенную территорию) государства другой Стороны, имеет право увеличить их до уровня, применяемого при экспорте таких товаров на таможенные территории третьих стран.
В случае если в отношении товаров не применяются запреты и ограничения в сфере внешней торговли товарами, каждая Сторона обеспечивает беспрепятственный транзит через территорию своего государства товаров, происходящих с территории (таможенной территории) государства другой Стороны и предназначенных для таможенной территории государства любой третьей страны и (или) происходящих с таможенной территории любой третьей страны и предназначенных для территории (таможенной территории) государства другой Стороны, и предоставляет экспортерам, импортерам или перевозчикам все имеющиеся и необходимые для обеспечения транзита средства и услуги на условиях, не худших, чем те, на которых те же средства и услуги предоставляются собственным экспортерам, импортерам или перевозчикам либо экспортерам, импортерам или перевозчикам любого третьего государства.
Тарифы на транзит любым видом транспорта, включая тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, должны быть экономически обоснованы.
При осуществлении мер тарифного и нетарифного регулирования двусторонней торговли и для проведения таможенных процедур Стороны используют единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Стороны обмениваются на регулярной основе информацией по таможенным вопросам. Органы государственной власти государств Сторон, уполномоченные в области таможенного дела, согласуют порядок обмена такой информацией.
Стороны могут вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если они связаны с:
соблюдением общественной морали и правопорядка;
обеспечением обороны и безопасности;
охраной жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
защитой культурных ценностей и культурного наследия;
защитой интеллектуальной собственности;
предотвращением исчерпания невосполнимых природных ресурсов;
предотвращением либо уменьшением критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
защитой внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса;
экспортом и (или) импортом золота или серебра;
выполнением международных обязательств.
Стороны уведомляют друг друга о намерении ввести указанные меры (меру) не менее чем за 1 месяц до начала действия мер (меры).