ПИСЬМО
от 15 февраля 2012 года N АП-147/07
О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде
Во исполнение решения заседания президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30.12.2010 N А4-18040, раздел II, Минобрнауки России (далее - Министерство) разработаны Методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации (приложение)
Указанные методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по развитию информационно-образовательной среды образовательных учреждений (далее - ОУ) в части:
- фиксации хода образовательного процесса;
- отражения результатов освоения основной образовательной программы;
- возможности использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
- взаимодействия ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования.
Методические рекомендации не ограничивают ОУ в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей. Это обеспечивает соблюдение прав ОУ и разработчиков на самостоятельный выбор информационных систем и на свободу конкуренции в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции ", а также создает условия для дальнейшего развития технологии.
________________
См. Образование в Документах. - 2008. - N 10. - С.22-37. - Ред.
См. Официальные документы в образовании. - 2009. - N 18. - С.2-77. - Ред.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжениями Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р и от 07.09.2010 N 1506-р производится перевод государственных услуг в электронный вид. Полный перевод всех запланированных услуг должен завершиться к 1 января 2014 года.
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2010. - N 3. - С.15-24. - Ред.
См. Официальные документы в образовании. - 2010. - N 31. - С.24-33. - Ред.
Министерство обращает внимание, что услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта РФ.
В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:
- сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;
- сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;
- сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;
- сведения о посещаемости уроков (занятий);
- сведения о расписании уроков (занятий);
- сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
- содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.
Условия оказания государственной услуги согласуются со статьей 15 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", в которой ОУ предписывается осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и(или) электронных носителях (п.8) и обеспечивать родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся (п.7). При этом ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (п.3).
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 31. - С.12-78. - Ред.
Также согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 32 указанного Закона к компетенции ОУ относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона.
Администрация ОУ вправе самостоятельно организовать учет учебной деятельности, руководствуясь действующим законодательством. При этом руководитель ОУ несет ответственность за соответствие выбранных средств и форм учета нормативным требованиям.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определена должностная обязанность учителя осуществлять "контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)".
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 1. - С.4-63. - Ред.
В соответствии со статьей 74 главы 12 раздела III Трудового кодекса Российской Федерации "Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда" о необходимости перевода учета учебной деятельности в электронный вид работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2005. - N 29, 30. - Ред.
При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом.
Действующая в настоящее время Инструкция о ведении школьной документации, утвержденная приказом министра просвещения СССР от 27.12.74 N 167, достоверно отражает логику и состав учета. Выбор формы ведения учета в соответствии с Законом РФ "Об образовании" отнесен к компетенции ОУ. Для реализации своей компетенции ОУ должно подготовить соответствующие локальные нормативные акты.
В то же время нормативная база ведения электронного документооборота не обеспечивает решения всех задач, принятых для документооборота в бумажной форме. В связи с этим в ряде случаев возникает необходимость вывода информации в электронном виде на бумажный носитель.
Учитывая изложенное, Минобрнауки России полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, в переходный период развития электронного документооборота оказать помощь образовательным учреждениям в разработке локальных нормативных актов, в том числе минимизирующих необходимость перевода информации из "электронного журнала" в бумажный вид в зависимости от используемых в ОУ информационных систем учета, а также определяющих требования к форме документов на бумажном носителе, когда они необходимы.
Заместитель министра
А.Пономарев
[Внедрение] систем ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации
Шифр "Электронный журнал"
Назначение документа
Настоящий документ содержит методические рекомендации по организации перехода на электронную форму ведения журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Выбор информационной системы ведения в электронном виде журналов успеваемости обучающихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации должен осуществляться образовательным учреждением на основании "Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации. Часть 2 "Единые требования".
Разработчик
Министерство образования и науки Российской Федерации (г.Москва, Тверская, 11).
Основания для разработки
Настоящий документ разработан в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 года по вопросу "О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах" по разработке единых требований к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях.
Используемые сокращения
Термин | Определение |
ИКТ | Информационно-коммуникационные технологии |
ИС | Информационная система |
ПО | Программное обеспечение |
ОУ | Образовательное учреждение |
ОУО | Орган управления образования |
ЭЖ | Электронный журнал |
ЭД | Электронный дневник |
Используемые термины
Термин | Определение |
Электронный журнал | ПО или электронные сервисы, обеспечивающие учет выполнения учебной программы, в том числе успеваемости и посещаемости обучающихся |
Электронный дневник | ПО или электронные сервисы, обеспечивающие в электронном виде информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса |
Администрация ОУ | Представители администрации ОУ: директор, заместители директора |
Сотрудник ОУ | Физическое лицо, связанное трудовыми отношениями с ОУ |
Педагогические работники ОУ | Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители и др. |
Технический специалист ОУ | Сотрудник ОУ, осуществляющий администрирование ЭЖ |
Пользователи ЭЖ | Сотрудники ОУ, участвующие в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса |
Пользователи ЭД | Обучающиеся, их родители (законные представители) |
Введение электронных форм учета хода и результатов учебной деятельности является составной частью работы по внедрению ИКТ в процесс управления ОУ, введения электронного документооборота.
Введение электронного журнала должно сопровождаться разработкой нормативно-правового обеспечения через развитие системы локальных актов ОУ. Статьей 2 Закона РФ "Об образовании" предусматривается автономность ОУ, что дает право каждому ОУ разрабатывать собственную нормативно-правовую базу, не противоречащую действующему законодательству РФ в области образования. Функционирование и развитие ОУ поддерживаются его собственной нормативно-правовой базой (локальными актами).
Нормотворческая деятельность ОУ предусматривает возможность реализации следующих направлений локального правового обеспечения его основной деятельности: