Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 февраля 2012 года N АП-147/07

О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде

Во исполнение решения заседания президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30.12.2010 N А4-18040, раздел II, Минобрнауки России (далее - Министерство) разработаны Методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации (приложение)

Указанные методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по развитию информационно-образовательной среды образовательных учреждений (далее - ОУ) в части:

- фиксации хода образовательного процесса;

- отражения результатов освоения основной образовательной программы;

- возможности использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;

- взаимодействия ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Методические рекомендации не ограничивают ОУ в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей. Это обеспечивает соблюдение прав ОУ и разработчиков на самостоятельный выбор информационных систем и на свободу конкуренции в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции ", а также создает условия для дальнейшего развития технологии.

________________

См. Образование в Документах. - 2008. - N 10. - С.22-37. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2009. - N 18. - С.2-77. - Ред.


В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжениями Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р и от 07.09.2010 N 1506-р производится перевод государственных услуг в электронный вид. Полный перевод всех запланированных услуг должен завершиться к 1 января 2014 года.

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2010. - N 3. - С.15-24. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2010. - N 31. - С.24-33. - Ред.


Министерство обращает внимание, что услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта РФ.

В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:

- сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;

- сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;

- сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;

- сведения о посещаемости уроков (занятий);

- сведения о расписании уроков (занятий);

- сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);

- содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.

Условия оказания государственной услуги согласуются со статьей 15 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", в которой ОУ предписывается осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и(или) электронных носителях (п.8) и обеспечивать родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся (п.7). При этом ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (п.3).

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 31. - С.12-78. - Ред.


Также согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 32 указанного Закона к компетенции ОУ относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона.

Администрация ОУ вправе самостоятельно организовать учет учебной деятельности, руководствуясь действующим законодательством. При этом руководитель ОУ несет ответственность за соответствие выбранных средств и форм учета нормативным требованиям.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определена должностная обязанность учителя осуществлять "контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)".

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 1. - С.4-63. - Ред.


В соответствии со статьей 74 главы 12 раздела III Трудового кодекса Российской Федерации "Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда" о необходимости перевода учета учебной деятельности в электронный вид работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2005. - N 29, 30. - Ред.


При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом.

Действующая в настоящее время Инструкция о ведении школьной документации, утвержденная приказом министра просвещения СССР от 27.12.74 N 167, достоверно отражает логику и состав учета. Выбор формы ведения учета в соответствии с Законом РФ "Об образовании" отнесен к компетенции ОУ. Для реализации своей компетенции ОУ должно подготовить соответствующие локальные нормативные акты.

В то же время нормативная база ведения электронного документооборота не обеспечивает решения всех задач, принятых для документооборота в бумажной форме. В связи с этим в ряде случаев возникает необходимость вывода информации в электронном виде на бумажный носитель.

Учитывая изложенное, Минобрнауки России полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, в переходный период развития электронного документооборота оказать помощь образовательным учреждениям в разработке локальных нормативных актов, в том числе минимизирующих необходимость перевода информации из "электронного журнала" в бумажный вид в зависимости от используемых в ОУ информационных систем учета, а также определяющих требования к форме документов на бумажном носителе, когда они необходимы.

Заместитель министра
А.Пономарев

Приложение
к письму Минобрнауки России
от 15 февраля 2012 года N АП-147/07

     

[Внедрение] систем ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации

     
Шифр "Электронный журнал"

     

Часть 1. Методические рекомендации

     

     

Общие сведения

     
Назначение документа


Настоящий документ содержит методические рекомендации по организации перехода на электронную форму ведения журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Выбор информационной системы ведения в электронном виде журналов успеваемости обучающихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации должен осуществляться образовательным учреждением на основании "Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации. Часть 2 "Единые требования".

Разработчик


Министерство образования и науки Российской Федерации (г.Москва, Тверская, 11).

Основания для разработки


Настоящий документ разработан в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 года по вопросу "О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах" по разработке единых требований к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях.

Используемые сокращения

Термин

Определение

ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии

ИС

Информационная система

ПО

Программное обеспечение

ОУ

Образовательное учреждение

ОУО

Орган управления образования

ЭЖ

Электронный журнал

ЭД

Электронный дневник



Используемые термины

Термин

Определение

Электронный журнал

ПО или электронные сервисы, обеспечивающие учет выполнения учебной программы, в том числе успеваемости и посещаемости обучающихся

Электронный дневник

ПО или электронные сервисы, обеспечивающие в электронном виде информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса

Администрация ОУ

Представители администрации ОУ: директор, заместители директора

Сотрудник ОУ

Физическое лицо, связанное трудовыми отношениями с ОУ

Педагогические работники ОУ

Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители и др.

Технический специалист ОУ

Сотрудник ОУ, осуществляющий администрирование ЭЖ

Пользователи ЭЖ

Сотрудники ОУ, участвующие в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса

Пользователи ЭД

Обучающиеся, их родители (законные представители)

     

     

Состав и содержание работ по подготовке к вводу ЭЖ


Введение электронных форм учета хода и результатов учебной деятельности является составной частью работы по внедрению ИКТ в процесс управления ОУ, введения электронного документооборота.

Введение электронного журнала должно сопровождаться разработкой нормативно-правового обеспечения через развитие системы локальных актов ОУ. Статьей 2 Закона РФ "Об образовании" предусматривается автономность ОУ, что дает право каждому ОУ разрабатывать собственную нормативно-правовую базу, не противоречащую действующему законодательству РФ в области образования. Функционирование и развитие ОУ поддерживаются его собственной нормативно-правовой базой (локальными актами).

Нормотворческая деятельность ОУ предусматривает возможность реализации следующих направлений локального правового обеспечения его основной деятельности: