Принят к руководству и исполнению
приказом Минтранса России
от 18.11.2010 N 257
Пятьдесят третье заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества состоялось 20-21 октября 2010 года в г.Вильнюс.
В заседании приняли участие: члены Совета, руководители железнодорожных администраций Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, ассоциированные члены Совета - руководители железнодорожных администраций Республики Болгария, Грузии, Латвийской Республики и Финляндской Республики, Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
На заседании, в соответствии с Положением о Совете, присутствовали и принимали участие в обсуждении вопросов руководители железнодорожных администраций Литовской Республики и Эстонской Республики.
В заседании участвовал представитель наблюдателя при Совете по железнодорожному транспорту - Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
В заседании приняли участие министр транспорта и коммуникаций Литовской Республики Э.Масюлис и вице-министр транспорта и коммуникаций Литовской Республики А.Штарас.
Список участников заседания прилагается (Приложение N 1).
Председательствовал на заседании Сопредседатель Совета, генеральный директор акционерного общества "Литовские железные дороги" С.Дайлидка.
Заседание утвердило следующую повестку дня:
1. О выполнении решений пятьдесят второго заседания Совета и итогах эксплуатационной работы сети железных дорог за девять месяцев 2010 года.
2. О нормативах графика движения поездов на 2011/2012 год.
3. Об итогах переписи грузовых вагонов, проведенной в мае 2010 года, и предварительных результатах переписи контейнеров, проведенной в сентябре 2010 года.
4. О проекте Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 года.
5. О ходе разработки Соглашения об использовании Общего парка грузовых вагонов и Договора между железнодорожной администрацией и собственником грузовых вагонов.
6. О результатах взаиморасчетов между железнодорожными администрациями за 9 месяцев 2010 года.
7. О Тарифной политике железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год.
8. О приведении грузовых вагонов для перевозки опасных грузов в соответствие с требованиями Приложения 2 к СМГС.
9. О Положении о порядке предоставления машинисту-инструктору права на обкатку локомотивных бригад на территории государств - участников Содружества.
10. О Плане НИОКР железнодорожных администраций на 2011 год.
11. О гармонизации политики железнодорожных администраций государств - участников Содружества в области охраны здоровья работников железнодорожного транспорта.
12. О председателе Координационной постоянно действующей комиссии по совершенствованию нормативной правовой базы организации расчетов в международном железнодорожном сообщении.
13. О Смете расходов на обеспечение деятельности Дирекции Совета на 2011 год.
14. О Смете расходов на обеспечение деятельности Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций, включая возмещение расходов ГВЦ ОАО "РЖД", на 2011 год.
15. О подготовке к юбилейной дате - двадцатилетию создания Совета по железнодорожному транспорту.
16. О повестке дня, дате и месте проведения пятьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту.
Рассмотрев проекты документов и материалы, Совет принял решения:
1. Принять к сведению информацию Дирекции Совета и железнодорожных администраций о выполнении решений пятьдесят второго заседания Совета и итогах эксплуатационной работы сети железных дорог за девять месяцев 2010 года.
2. Отметить что:
2.1. За девять месяцев 2010 года погружено 1489,1 млн. тонн грузов, что составляет 102,1% от суммы месячных планов.
2.2. В целом по сети железных дорог погрузка, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, увеличилась на 9,6%, грузооборот на 9,3%, средняя дальность перевозок уменьшилась на 0,4%.
2.3. Плановые обязательства по погрузке за девять месяцев 2010 года выполнены всеми железнодорожными администрациями, кроме Молдавии (-2,2%), Туркменистана (-8,7%) и Узбекистана (-1,1%).
2.4. По 39 позициям или 90,6% учитываемой номенклатуры обеспечено выполнение принятых обязательств по погрузке.
2.5. Погрузка в международном сообщении составила 16,0% от общих объемов перевозок и в процентном отношении снизилась на 0,1%, а во внутреннем сообщении увеличилась на 0,2% и составила 84,0%.
2.6. Погрузка контейнеров по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилась на 12,3%.
2.7. Содержание рабочего парка к нормативу уменьшилось на 0,12%, при увеличении погрузки в вагонах на 1,2%.
2.8. Передача вагонов по стыковым пунктам превысила норматив на 0,59%.
2.9. Улучшилось взаимодействие железнодорожных администраций по оказанию "вагонной помощи" для отгрузки предъявляемых грузов.
2.10. Оборот вагона составил 12,22 суток и ускорен к нормативу на 0,17 суток.
3. Наряду с определенными успехами имеют место негативные моменты в организации эксплуатационной работы на международном уровне, выполнении обязательств перед пользователями услуг железных дорог, а также действующих нормативных документов, регламентирующих совместное использование грузовых вагонов и контейнеров:
3.1. Не принято необходимых мер по повышению ритмичности погрузки грузов в течение месяца и, особенно, по дорогам назначения.
3.2. Не обеспечено повышение внутрисуточной ритмичности поездной работы. В результате передача поездов в первую половину суток не превышала 30-35% от суточных размеров движения, что негативно отражается на использовании локомотивов и условиях работы локомотивных бригад.
3.3 Допущено увеличение количества отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах по техническим неисправностям на 18,6% к аналогичному периоду прошлого года.
3.4. Допускались случаи нарушения правил использования вагонов "чужой" принадлежности в период действия режимов срочного возврата, а также погрузки грузов в специализированные вагоны с нарушением их специализации. Количество нарушений режима срочного возврата увеличилось в 12,6 раз.
3.5. Из-за недостатков в оперативном планировании поездной работы и должном взаимодействии оперативных работников смежных железных дорог допускались случаи необеспечения своевременного приема грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам и, особенно, по Ходжадавлет, Килиф, Сары-Агач, Каракалпакия, Тобол, Аксарайская, Никель-Тау.
3.6. Ухудшилось выполнение графика движения пассажирских поездов международного сообщения.
4. Рекомендовать железнодорожным администрациям:
4.1. Проанализировать отмеченные негативные моменты в организации эксплуатационной работы и принять меры по их устранению, обратив при этом особое внимание на:
4.1.1 обеспечение своевременного приема поездов по межгосударственным стыковым пунктам и исключение случаев временного отставления поездов от движения на соседних железнодорожных администрациях;
4.1.2 строгое соблюдение действующих Правил и Положений по использованию грузовых вагонов различной формы собственности при международных перевозках.
4.2. Продолжить работу по устранению причин, вызывающих нарушения графика движения пассажирских поездов.
4.3. Принять меры по исключению случаев нарушений погрузки грузов в специализированные вагоны с нарушением их специализации и нарушений режимов срочного возврата грузовых вагонов, в том числе при подаче вагонов под погрузку в "третьи" страны.
4.4. Обеспечить недопущение передачи другому собственнику или снятия с учета в АБД ПВ арендованного вагона с незакрытым сроком аренды.
5. Железнодорожным администрациям Азербайджана, Армении, Туркменистана и Узбекистана принять меры по выполнению решений заседаний Совета о передаче в ИВЦ ЖА в полном объеме сообщений 8900/8901 "О погрузке/выгрузке вагонов". При необеспечении передачи сообщений 8900/8901 в полном объеме рассмотреть на пятьдесят четвертом заседании Совета отмену для железнодорожных администраций Азербайджана и Узбекистана права применения экономических санкций за нарушение режима срочного возврата грузовых вагонов.
6. Учитывая увеличение потребности в перевозках грузов назначением в "третьи" страны через регион Центральной Азии, железнодорожным администрациям Узбекистана, Туркменистана и Казахстана активизировать работу по реализации мер, обеспечивающих увеличение пропускной способности инфраструктуры направления Сары-Агач (Каракалпакия) - Галаба, Бухара - Ходжадавлет - Сарахс.
7. Считать недопустимыми задержки в пропуске вагонов с грузом, следующих на станции назначения по заранее согласованным установленным порядком планам перевозок.
8. Поручить рабочей группе из представителей железнодорожных администраций Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Латвии, Литвы, ОАО "РЖД" при участии Дирекции Совета и ИВЦ ЖА до 1 февраля 2011 года подготовить проект изменений и дополнений в Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств по освобождению от платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств.
Подготовленный рабочей группой проект рассмотреть на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций.
9. Сохранить на 2011 год ставки платы за пользование по всем родам грузовых вагонов (крытый вагон, платформа, полувагон, цистерна, прочие вагоны, вагон-зерновоз, вагон-термос и АРВ), утвержденные на сорок девятом заседании Совета по железнодорожному транспорту.
10. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2011 года:
10.1. Порядок определения коэффициента индексации рассчитанных ставок платы за пользование грузовыми вагонами с учетом инфляции (Приложение N 2);
10.2. Изменения и дополнения в Методику определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств (Приложение N 3).
11. Поручить уполномоченным представителям железнодорожных администраций в 4 квартале 2010 года - 1 квартале 2011 года рассмотреть предложения:
железнодорожной администрации Беларуси - об участии в расчете, согласовании и утверждении ставок платы за пользование по каждому роду грузовых вагонов только тех железнодорожных администраций, которые имеют инвентарный парк данного рода вагонов;
ОАО "РЖД" - об изменении ставок платы за пользование грузовыми вагонами путем проведения их расчета либо проведения индексации действующих в данный момент ставок с использованием коэффициента индексации, определяемого по году исходных данных (порядок аналогичный установленному Правилами пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ)).
12. Утвердить и ввести в действие с момента утверждения изменения и дополнения в Справочник родов подвижного состава для объявления режимов срочного возврата грузовых вагонов (Приложение N 1 к Методике о порядке учета нарушений режима срочного возврата грузовых вагонов) (Приложение N 4).
13. Утвердить и ввести в действие с отчетного января 2011 года изменения и дополнения в Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и в Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (Приложение N 5).
С целью выдачи Сводной ведомости расчетов по дополнительным расчетным ведомостям по рейсам, ранее включенным в расчеты за пользование грузовыми вагонами, согласованной формы, начиная с отчетного января 2011 года (Приложение N 6):
13.1. ИВЦ ЖА внести необходимые изменения и дополнения в Описание Алгоритма Автоматизированной системы учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами в межгосударственном сообщении на основе пономерного учета (АСУРПВ);
13.2. ГВЦ ОАО "РЖД" корректировку программного обеспечения АСУРПВ выполнить в рамках темы 62.00.01 "Автоматизированная система учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами в межгосударственном сообщении на основе пономерного учета (АСУРПВ)" Плана НИОКР на 2011 год.
14. Уполномоченным представителям железнодорожных администраций совместно с Дирекцией Совета и ИВЦ ЖА рассмотреть в IV квартале 2010 года Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами и контейнерами в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Усть-Луга (Российская Федерация) - Зассниц (Германия) и Балтийск (Российская Федерация) - Зассниц (Германия) и при согласовании принять к руководству и ввести их в действие с 1 января 2011 года.
15. Утвердить и ввести в действие с момента утверждения изменения и дополнения в пункт 1.18., в Приложение к пунктам 1.20. и 1.23. Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и в Приложение N 4 "Перечень межгосударственных стыковых пунктов, станций учета перехода и станций передачи вагонов и контейнеров" Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств:
15.1. Изложить второй абзац пункта 1.18. Правил в редакции:
"Конвенционные запрещения на приём вагонов под выгрузку, а также порожних собственных и арендованных - под погрузку и пропуск их транзитом на другие железнодорожные администрации объявляются на основании запросов железнодорожных администраций, на которых задержаны гружёные и порожние собственные и арендованные вагоны, в том числе из-за неприёма их соседними железнодорожными администрациями, направленных в адрес Дирекции Совета.
Дирекция Совета на основании запросов, рассматривает и принимает решение о направлении причастным железнодорожным администрациям уведомления о прекращении погрузки или направлении порожних собственных и арендованных вагонов, которое вступает в силу через трое суток с момента передачи уведомлений.
Исключения из этого срока составляют запрещения перевозок, являющиеся следствием непреодолимых обстоятельств, например, запрещения, обусловленные стихийными явлениями, которые вступают в силу с момента передачи уведомления.
Конвенционные запрещения на прием порожних собственных и арендованных вагонов, возвращающихся на станцию приписки, не объявляются".
15.2. Изложить четвертый абзац пункта 1.18. Правил в редакции:
"Отмена конвенционных запрещений на погрузку, направление порожних собственных и арендованных вагонов, пропуск вагонов транзитом в межгосударственном сообщении производится по уведомлениям Дирекции Совета после получения телеграфных извещений от железнодорожных администраций, по просьбе которых установлены запрет погрузки и пропуск вагонов".