В главе 17 "Общие положения о праве собственности" содержатся положения о важнейшем вещном праве - праве собственности. В основном эти положения представляют собой развитие общих положений о праве собственности, которые имеются в действующем законодательстве.
Введен новый термин "нераспределенная казна", в настоящее время схожий термин применительно к имуществу был встречен в двух правовых актах Министерства образования РФ:
Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз.1 п.1 ст.126, абз.2 п.4 ст.214, абз.2 п.3 ст.215 ГК Российской Федерации) - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 23.12.97 N 65 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации".
Введена презумпция принадлежности государственного имущества Российской Федерации, если законом не установлено иное (п.5 ст.238 ГК РФ).
Расширено и упорядочено законодательное регулирование приобретения права собственности (глава 18 Проекта ГК).
Введены понятия "первоначальное приобретение права собственности и производное приобретение", которые носят вспомогательный, технический характер.
Дополнительно введены нормы о добросовестном приобретении права собственности (ст.241).
Коснулись изменения и положений о приобретении права собственности по приобретательной давности (ст.242). Теперь в добавление к прежним срокам, введена норма о том, что, если лицо владеет движимой или недвижимой вещью, выбывшей из владения собственника помимо его воли, в течение тридцати лет, оно приобретает право собственности на эту вещь. Кардинально изменился подход и к исчислению сроков приобретательной давности - отныне течение срока приобретательной давности начинается с момента начала владения вещью, без учета общего срока на предъявление "защитных" исков от иных владельцев вещи.
Введение в Кодекс положений о приобретении права собственности на недвижимое имущество членами потребительских кооперативов, полностью внесших свой паевой взнос (п.4 ст.243 Проекта ГК) является, с одной стороны, хорошим стимулом для развития таких правовых отношений, но, с другой стороны, вызовет определенные трудности, связанные с определением момента приобретения права собственности. Видимо, в последнем случае, применению будут подлежать нормы о первоначальном приобретении права собственности с учетом особенностей недвижимости (государственной регистрации прав на нее).
Приобретение права собственности на самовольную постройку (теперь это ст.244 Проекта ГК) вызывает наибольший интерес и споры в среде правоприменителей.
Признак самовольной постройки, относящийся к земельному участку - земельный участок, не отведенный для целей строительства самовольной постройки - заменен на новый признак, относящийся к субъекту застройки. Теперь лицо, не имеющее права, допускающее строительство на земельном участке, не вправе претендовать на признание права собственности на такую постройку.
В числе объектов, признаваемых самовольной постройкой, указаны только здания и сооружения, объекты незавершенного строительства опять таковыми в законе не признаны. Видимо, придется либо руководствоваться положениями действующей судебной практики (п.30 ПП ВС/ПП ВАС N 10/ 22), либо ожидать появления новых разъяснений высших судебных инстанций.
С учетом руководящих положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" по-новому сформулированы нормы о признании права собственности на самовольную постройку, если лицо имеет в отношении земельного участка права, допускающие строительство, объект возведен без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не хватает только разрешений на строительство. Думается, что оспаривание самовольной постройки чисто по формальным основаниям отсутствия разрешения, при соблюдении прочих условий, не должно нарушать стабильность гражданского оборота.
Отдельно урегулированы вопросы передачи недвижимой вещи по передаточному акту по сделке - ст.247 ГК.
Приобретение права собственности на движимые вещи подверглось незначительным изменениям.
Проектом исключено разрешение собственника участка на сбор ягод, добычу рыбы, это регулируется законом либо обычаем (ст.249 ГК).
При приобретении без судебного производства собственником земельного участка, водного или иного объекта брошенного имущества, найденного на этом объекте, законодатель повысил минимальную стоимость такого имущества (вещи) до трех тысяч рублей. При этом из числа подобных брошенных вещей были исключены лом металлов, бракованная продукция, отходы при добыче полезных ископаемых и отходы производства. То есть теперь для приобретения права собственности на отходы при добыче полезных ископаемых и отходов производства необходимо специально обращаться в суд с соответствующим заявлением. Чем продиктовано данное нововведение? Возможно, тем, что увеличение порога стоимости для всех брошенных вещей уравнивает статус лиц, нашедших любые движимые вещи. К тому же в судебной практике существует много споров, связанных именно с отходами производства, где заинтересованные лица приобретают право собственности через суд (см., напр., Постановление ФАС Уральского округа от 05.08.2009 N Ф09-5456/09-С6 по делу N А07-18954/2008).
Несколько изменилась формулировка объектов клада, подлежащих передаче в государственную собственность, - вещей, относящихся к памятникам истории или культуры (ст.233 прежней редакции ГК РФ). По Проекту таковыми теперь будут признаваться вещи, относящиеся к культурным ценностям, и будут подлежать передаче в собственность РФ (ст.257 Проекта).
В чем же принципиальная разница между терминами "памятник истории и культуры" и "культурные ценности"? В Законе РСФСР от 15.12.78 (в ред. от 25.06.2002) "Об охране и использовании памятников истории и культуры" советских времен применялся термин "памятники истории и культуры", включающий в себя как недвижимые, так и движимые вещи. После распада СССР были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.92 N 3612-1, ред. от 08.05.2010, Федеральный закон от 26.05.96 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.04.98 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Из анализа данных актов можно сделать вывод, что термин объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) относится к недвижимому имуществу, а культурные ценности - к движимому. То есть найти в составе клада возможно только движимые вещи, именно поэтому в Проекте данная статья расположена в параграфе о приобретении права собственности на движимые вещи.
Передача движимой вещи (ст.260 Проекта) теперь считается состоявшейся и в случае символической передачи (вручение ключей, иных знаков и символов, правоустанавливающих документов). Также дополнительно предусмотрен случай, когда приобретаемая по сделке вещь находится во владении третьего лица. В такой ситуации право собственности на нее переходит к приобретателю с момента совершения сделки, если иной момент перехода права собственности не предусмотрен условиями сделки (п.3 ст.260 Проекта).
Глава 19 Проекта ГК РФ, регулирующая основания прекращения права собственности, в целом не подверглась серьезным преобразованиям.
В число случаев принудительного изъятия имущества у собственника включена национализация (ст.270 Проекта) и выдел доли из общего имущества (п.4 ст.280 Проекта ГК).
К последствиям конфискации имущества введено прекращение ограниченных вещных прав и иных обременений имущества (ст.269 Проекта).
В главе 19_1 "Общая собственность" в числе нововведений - уточняющие нормы о долевой и совместной собственности. Выделено три параграфа: "Общие положения", "Долевая собственность", "Совместная собственность".
В связи с общей направленностью по детальному регулированию оборота недвижимости в параграфе о долевой собственности введены нормы о соглашении о порядке использования недвижимого имущества, принадлежащего нескольким лицам на праве общей долевой собственности. Специально указано также о праве сособственников на внесение условий соглашения о владении и пользовании недвижимой вещью в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.