Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2012 года N 233

  Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения

(с изменениями на 30 марта 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 года N 458 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2013) (вступило в силу с 1 октября 2013 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 498 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2016, N 0001201606070013) (вступило в силу с 1 июля 2016 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 866 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.09.2016, N 0001201609020021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 1007 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.09.2017, N 0001201709010022);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 года N 211 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.03.2018, N 0001201803050012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года N 1152 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.10.2018, N 0001201810020021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 года N 384 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2019, N 0001201904080014).  

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения.

Установить, что по лицензионным договорам, заключенным федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения", исполнение обязательств, предусмотренных условиями этих договоров, в том числе посредством заключения дополнительных соглашений и актов, изменяющих или прекращающих обязательства сторон, осуществляет указанное учреждение по согласованию с государственным заказчиком.

(Абзац дополнительно включен с 10 сентября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 866)



Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2012 года N 233

Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения

(с изменениями на 30 марта 2019 года)

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения (далее - результаты интеллектуальной деятельности).

2. Управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности осуществляют государственные заказчики, по заказу которых созданы указанные результаты.

3. Управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности включает в себя:

а) осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов;

б) государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения;

в) организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгалтерский учет прав на результаты интеллектуальной деятельности;

г) распоряжение правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;

д) организацию использования результатов интеллектуальной деятельности.

4. Мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов, включают в себя:

а) направление в письменной форме в адрес государственного заказчика организацией-исполнителем:

уведомления о результатах интеллектуальной деятельности, имеющих правовую охрану, принадлежащих исполнителю и созданных им вне рамок данного государственного контракта, которые планируется использовать при выполнении этого государственного контракта (направляется до заключения государственного контракта);

уведомления о необходимости использования исключительных прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности;

отчетов о патентных исследованиях в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения";

уведомления о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и предложение по его правовой охране (направляется в установленный государственным контрактом срок);

б) направление государственным заказчиком в адрес организации-исполнителя решения о правовой охране полученного результата интеллектуальной деятельности;

в) подача заявки на выдачу патента Российской Федерации, патентов иных стран, заявки на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности;

г) в случае принятия государственным заказчиком решения о сохранении сведений о результате интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны направление им в адрес организации-исполнителя уведомления об оформлении секрета производства (ноу-хау) и передачи данного ноу-хау государственному заказчику;

д) в случае принятия государственным заказчиком решения об использовании принадлежащих исполнителю результатов интеллектуальной деятельности при выполнении государственного контракта, государственный заказчик обеспечивает включение в государственный контракт условий, обеспечивающих их правомерное использование, в том числе посредством предоставления исполнителем государственному заказчику простой (неисключительной) лицензии с возможностью заключения сублицензионных договоров на весь срок действия исключительного права.

(Подпункт дополнительно включен с 16 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 года N 384)

5. Государственные заказчики при определении условий государственных контрактов должны руководствоваться требованиями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности".

6. Государственные заказчики обязаны вести государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Государственные заказчики осуществляют распоряжение правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности путем совершения одного из следующих действий:

а) отчуждение от имени Российской Федерации исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;

б) предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности на основе лицензионного договора;

в) внесение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или права использования результата интеллектуальной деятельности в уставный капитал государственной корпорации (передача в качестве имущественного взноса Российской Федерации), уставный фонд федерального государственного унитарного предприятия, а также в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или общества или складочный капитал хозяйственного партнерства либо передача права на результат интеллектуальной деятельности в залог в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 1007. - См. предыдущую редакцию)

г) принятие от имени Российской Федерации решения о досрочном прекращении действия патента на результат интеллектуальной деятельности.

7_1. В отношении тех результатов интеллектуальной деятельности, по которым государственными заказчиками не принято решений о распоряжении правами на результаты интеллектуальной деятельности одним из способов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, государственные заказчики обязаны не реже одного раза в год осуществлять рассмотрение вопроса о целесообразности сохранения исключительных прав Российской Федерации на такие результаты интеллектуальной деятельности. По итогам указанного рассмотрения принимается одно из следующих решений:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 года N 211. - См. предыдущую редакцию)

а) об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности;

б) о возможности заключения договора о безвозмездном отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности на условиях, предусмотренных пунктом 18_1 настоящих Правил;

в) о возможности заключения договора о предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование результата интеллектуальной деятельности третьим лицам на условиях, предусмотренных пунктами 18_1 и 19_1-19_6 настоящих Правил;

г) о целесообразности сохранения исключительного права Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности;

д) о возможности внесения от имени Российской Федерации исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или права использования результата интеллектуальной деятельности в уставный капитал государственной корпорации (передачи в качестве имущественного взноса Российской Федерации), уставный фонд федерального государственного унитарного предприятия, а также в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или общества или складочный капитал хозяйственного партнерства, более 50 процентов акций которого принадлежат Российской Федерации.

(Подпункт дополнительно включен с 9 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 1007)

(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 года N 458)

7_2. Порядок принятия решения, предусмотренного подпунктом "б", "в" или "д" пункта пункта 7_1 настоящих Правил, устанавливается государственным заказчиком по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 года N 458; в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 1007; в редакции, введенной в действие с 10 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года N 1152. - См. предыдущую редакцию)

7_3. Государственные заказчики размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и ежеквартально актуализируют перечень результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых приняты решения, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "в" пункта 7_1 настоящих Правил, при условии, что информация о соответствующих результатах интеллектуальной деятельности не составляет государственную тайну.

(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 года N 458)

7_4. В перечне, предусмотренном пунктом 7_3 настоящих Правил, должна содержаться следующая информация о результатах интеллектуальной деятельности:

а) название и реквизиты патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем (при наличии);

б) наименование исполнителя государственного контракта, которым был создан результат интеллектуальной деятельности;

в) дата размещения сведений о результате интеллектуальной деятельности на официальном сайте государственного заказчика в сети "Интернет";

г) сведения о принятом в отношении результата интеллектуальной деятельности решении в соответствии с пунктом 7_1 настоящих Правил.

(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 года N 458)

7_5. Информация о результате интеллектуальной деятельности исключается из перечня, предусмотренного пунктом 7_3 настоящих Правил, в случае заключения договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности либо принятия государственным заказчиком от имени Российской Федерации решения о досрочном прекращении действия патента на результат интеллектуальной деятельности.

(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 года N 458)

8. Решение об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности (с указанием оснований его принятия) принимает руководитель (заместитель руководителя) государственного заказчика, по заказу которого создан такой результат.

9. Основаниями для принятия решения об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности являются, в том числе:

а) отсутствие в нормативных правовых актах, определяющих вопросы стратегического планирования в соответствующей сфере деятельности, положения об использовании результата интеллектуальной деятельности;

б) принятие решения о снятии продукции, созданной с использованием результата интеллектуальной деятельности, с вооружения или об отказе от принятия ее на вооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) неиспользование результата интеллектуальной деятельности в качестве основы для создания ядерного и иного оружия массового уничтожения, а также других видов оружия и боеприпасов к ним;

г) утрата оснований для изъятия результата интеллектуальной деятельности из гражданского оборота;

д) неприменение результата интеллектуальной деятельности гражданского назначения для обеспечения государственных нужд в течение 36 месяцев с даты оформления права Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 года N 458. - См. предыдущую редакцию)

е) отсутствие запросов от лиц, заинтересованных в приобретении исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, в течение 12 месяцев при условии обязательного выполнения процедур, предусмотренных пунктами 18_1 и 18_2 настоящих Правил.

(Подпункт дополнительно включен с 16 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 года N 384)

10. Государственные заказчики, осуществляющие от имени Российской Федерации распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданные за счет средств федерального бюджета, организуют использование таких результатов для обеспечения выполнения государственных контрактов на поставку продукции военного, специального и двойного назначения для обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа и других программ в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - государственный оборонный заказ).

11. Управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения осуществляется при:

а) выполнении государственного оборонного заказа;