Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2021 года N 2550

Об утверждении Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации


В соответствии с подпунктом 1 пункта 12 статьи 1240_1 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности.

2. Федеральной службе по интеллектуальной собственности разработать и утвердить методику определения размеров лицензионных платежей при передаче государственными заказчиками прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности.

3. Установить, что по лицензионным договорам, заключенным федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения", исполнение обязательств, предусмотренных условиями этих договоров, в том числе посредством заключения дополнительных соглашений и актов, изменяющих или прекращающих обязательства сторон, осуществляет указанное учреждение по согласованию с государственным заказчиком.

4. Пункт 372 перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст.471; N 30, ст.5806), исключить.

5. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 года N 2550



Правила управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности



1. Настоящие Правила определяют порядок управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, созданные при выполнении государственного контракта или права (исключительное право или право использования) на которые получены государственными заказчиками на имя Российской Федерации.

2. Управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, осуществляют государственные заказчики, по заказу которых созданы указанные результаты или которыми на имя Российской Федерации получены права на указанные результаты.

При осуществлении управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, указанные права в соответствии с пунктом 1 статьи 1227 Гражданского кодекса Российской Федерации не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Распоряжение указанным материальным носителем (вещью) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в отношении распоряжения имуществом, право собственности на которое принадлежит Российской Федерации.

3. Управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, включает в себя:

а) осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами;

б) осуществление государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами;

в) определение стоимости (в том числе первоначальной стоимости) исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и их постановка на бухгалтерский учет;

г) обеспечение использования результатов интеллектуальной деятельности и распоряжения исключительными правами Российской Федерации на указанные результаты;

д) осуществление иных мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.

4. Государственный заказчик вправе осуществлять мероприятия, предусмотренные подпунктами "а"-"в" пункта 3 настоящих Правил, через подведомственное ему учреждение.

5. Мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов, включают в себя в том числе:

а) направление в письменной форме исполнителем государственного контракта (далее - исполнитель) государственному заказчику:

уведомления о результате интеллектуальной деятельности, которому в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предоставляется правовая охрана, созданном исполнителем вне рамок выполнения государственного контракта (далее - предшествующая интеллектуальная собственность), который планируется использовать при выполнении этого государственного контракта;

уведомления о необходимости использования исполнителем при выполнении государственного контракта предшествующей интеллектуальной собственности, исключительные права на которую принадлежат третьим лицам;

отчета о патентных исследованиях по этапам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, предусмотренных государственным контрактом и (или) приложениями и (или) дополнениями к нему. Отчет о патентных исследованиях должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения";

б) принятие государственным заказчиком решения об использовании при выполнении государственного контракта результатов интеллектуальной деятельности, о которых он уведомлен исполнителем в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта;

в) направление в письменной форме исполнителем государственному заказчику в течение 10 рабочих дней со дня создания охраноспособного результата интеллектуальной деятельности, в установленном государственным контрактом порядке уведомления о создании исполнителем при выполнении государственного контракта результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и предложения по его правовой охране;

г) принятие государственным заказчиком решения о способе правовой охраны результата интеллектуальной деятельности, о котором он уведомлен исполнителем в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, в течение 90 рабочих дней со дня получения такого уведомления и направление исполнителю такого решения способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем;

д) осуществление юридически значимых действий по оформлению прав Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности в соответствии с решением, принятым в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта, а также в случае, если исполнитель в течение 12 месяцев со дня приемки работ по государственному контракту не обеспечил совершение всех зависящих от него действий, необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;

е) подачу заявки на выдачу патента Российской Федерации, заявки на государственную регистрацию результата интеллектуальной деятельности, а также при необходимости международной, национальной и (или) региональной заявки на регистрацию результата интеллектуальной деятельности на основании решений, принятых в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта;

ж) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны, в отношении сведений о результате интеллектуальной деятельности, о котором государственный заказчик уведомлен исполнителем в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, в случае принятия государственным заказчиком соответствующего решения.

6. В случае принятия государственным заказчиком на основании уведомления исполнителя, направленного им в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, положительного решения об использовании исполнителем при выполнении государственного контракта предшествующей интеллектуальной собственности государственный заказчик организует мероприятия по согласованию с исполнителем условий заключения соответствующих договоров о предоставлении Российской Федерации права ее использования.

В случае принятия государственным заказчиком на основании уведомления исполнителя, направленного им в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, положительного решения об использовании предшествующей интеллектуальной собственности, исключительные права на которую принадлежат третьим лицам, государственный заказчик включает в государственный контракт обязанность исполнителя обеспечить путем заключения с их правообладателями соответствующих договоров о предоставлении Российской Федерации права ее использования.

Предоставление Российской Федерации права использования предшествующей интеллектуальной собственности осуществляется на весь срок и на всей территории действия исключительного права с правом заключения сублицензионных договоров в объеме, достаточном для использования и (или) обеспечения гражданского оборота любых результатов, полученных при выполнении работ по государственному контракту.

7. Оформление исключительных прав на созданные при выполнении государственного контракта результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, осуществляется на имя лица, указанного в государственном контракте. С этой целью государственные заказчики при заключении государственных контрактов предусматривают в них положение о закреплении в установленном порядке исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, в том числе на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение, топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных и секрет производства (ноу-хау):

а) за Российской Федерацией:

если результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связан с обеспечением обороны и безопасности;

если результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных услуг либо для осуществления государственных функций;

если результат интеллектуальной деятельности создан при выполнении государственного контракта, который заключен в целях реализации международных обязательств Российской Федерации;

если исполнитель в течение 12 месяцев со дня приемки работ по государственному контракту не обеспечил совершение всех зависящих от него действий, необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;

в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) за исполнителем - в порядке и случаях, которые определены Президентом Российской Федерации в отношении результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности;

в) за исполнителем или исполнителем и Российской Федерацией совместно - в иных случаях.

8. В условия государственного контракта государственный заказчик включает положение об осуществлении расходов по обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности при закреплении исключительных прав на них:

за Российской Федерацией - за счет выделяемых государственному заказчику средств федерального бюджета;

за Российской Федерацией совместно с исполнителем - за счет выделяемых государственному заказчику средств федерального бюджета и средств исполнителя в равных долях, если соглашением, заключаемым в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, не предусмотрено иное;

за исполнителем - за счет средств исполнителя.

9. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями государственного контракта исключительное право на результат интеллектуальной деятельности подлежит закреплению за Российской Федерацией и исполнителем совместно, государственный заказчик и исполнитель заключают соглашение о совместном использовании результата интеллектуальной деятельности с учетом положений пункта 3 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации.

10. Для осуществления юридически значимых действий по закреплению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, принимаются следующие меры:

а) государственным заказчиком или исполнителем в зависимости от условий государственного контракта подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности или Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявка на выдачу патента на результат интеллектуальной деятельности или при необходимости заявка на государственную регистрацию результата интеллектуальной деятельности;

б) государственным заказчиком в случае принятия им решения об обеспечении правовой охраны результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который закрепляется за Российской Федерацией, в качестве секрета производства (ноу-хау) в адрес исполнителя направляется решение о порядке его использования и передаче в соответствии с условиями государственного контракта материального носителя, в котором он выражен, государственному заказчику.

11. Если исключительное право на секрет производства (ноу-хау) принадлежит Российской Федерации, исполнитель принимает разумные меры для соблюдения конфиденциальности сведений о таком результате интеллектуальной деятельности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

12. При выполнении государственного контракта по созданию или совершенствованию государственной информационной системы государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности подлежат все входящие в состав указанной системы результаты интеллектуальной деятельности, включая программы для электронных вычислительных машин и базы данных, исключительное право на которые в соответствии с условиями государственного контракта подлежит закреплению за Российской Федерацией, за исключением случаев, когда в программе для электронных вычислительных машин или базе данных содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

В отношении программ для электронных вычислительных машин, баз данных или топологий интегральной микросхемы, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации или исполнителю и Российской Федерации совместно, в государственном контракте определяется срок, в течение которого должны быть выполнены юридически значимые действия, необходимые для их государственной регистрации.

13. Государственные заказчики обязаны вести государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, в том числе результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности и права на которые принадлежат Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14. Государственные заказчики осуществляют мероприятия по определению стоимости (в том числе первоначальной стоимости) исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и мероприятия по их постановке на бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Обеспечение использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, за исключением результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, и распоряжение с этой целью правами Российской Федерации на такие результаты государственные заказчики осуществляют одним из следующих способов:

а) отчуждение (на возмездной или безвозмездной основе) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. При этом государственный заказчик обеспечивает включение в договор об отчуждении исключительного права положения, устанавливающего обязанность приобретателя исключительного права в случае наступления обстоятельств, предусмотренных пунктами 29 и 30 настоящих Правил, предоставить указанному государственным заказчиком лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на право использования результата интеллектуальной деятельности для государственных нужд, а также положения, устанавливающего его обязанность включить аналогичное условие в договор об отчуждении исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности, если такой договор будет заключен приобретателем исключительного права с третьим лицом;

б) предоставление (на возмездной или безвозмездной основе) права использования результата интеллектуальной деятельности по лицензионному (сублицензионному) договору. При этом, если лицензиату предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности на условиях исключительной лицензии, государственный заказчик обеспечивает включение в условия лицензионного договора условия о том, что в случае наступления обстоятельств, предусмотренных пунктами 29 и 30 настоящих Правил, лицензиат обязан предоставить указанному государственным заказчиком лицу безвозмездную простую (неисключительную) сублицензию на право использования такого результата интеллектуальной деятельности. Лицензиат (сублицензиат), обладающий исключительной лицензией на использование программы для электронных вычислительных машин или базы данных, которые внесены в национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, обязан предоставить государственному заказчику, не осуществляющему управление правами на соответствующие программу для электронных вычислительных машин или базу данных и использующему их в предусмотренном пунктом 30 настоящих Правил упрощенном порядке, согласие на продолжение такого использования в упрощенном порядке, условие о чем должно быть включено в лицензионный (сублицензионный) договор между государственным заказчиком, осуществляющим управление правами на соответствующие программу для электронных вычислительных машин или базу данных, и лицензиатом (сублицензиатом);