ПРИКАЗ
от 12 марта 2012 года N 160
1. В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 2007, N 44, ст.5280; N 49, ст.6070; 2010, N 46, ст.5918; 2011, N 23, ст.3261; N 25, ст.3537, 3538; N 27, ст.3871)
приказываю:
2. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации прилагаемые* федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области циркового искусства "Искусство цирка" и сроку обучения по этой программе, ввести данные федеральные государственные требования в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
________________
* Приложение к приказу публикуется на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http//www.mkrf.ru/activity/detskie_schkoly/
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П.Ивлиева.
Министр
А.Авдеев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 апреля 2012 года,
регистрационный N 23797
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области циркового искусства "Искусство цирка" и сроку обучения по этой программе
1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области циркового искусства "Искусство цирка" (далее - программа "Искусство цирка") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области циркового искусства;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области циркового искусства (акробатике, гимнастике, жонглировании и др.);
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области циркового искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
обеспечения преемственности программы "Искусство цирка" и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области циркового искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональную образовательную программу в области циркового искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы "Искусство цирка" для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы "Искусство цирка" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области циркового искусства, может быть увеличен на 1 год.
1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу "Искусство цирка" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе "Искусство цирка" образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие физических данных (роста, веса, пропорций тела), а также пластических (гибкости, растяжки) и музыкальных (слуха, ритма, памяти) способностей.
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Искусство цирка", разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
программа "Искусство цирка" - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области циркового искусства "Искусство цирка";
ОП - образовательная программа;
ОУ - образовательное учреждение;
ФГТ - федеральные государственные требования.
3.1. Минимум содержания программы "Искусство цирка" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы "Искусство цирка" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области циркового исполнительства:
- знания о роли физической культуры в жизни человека и общества, основах здорового образа жизни;
- знания основ цирковых жанров: акробатики, гимнастики, жонглирования;
- знания основ техники безопасных методов работы (пассировки) в манеже (спортивном зале) и умения их соблюдать;
- знания профессиональной терминологии;
- умения создавать художественный образ при исполнении циркового номера или участия в групповом цирковом номере;
- умения использовать элементы классического, народного и современного танца в выбранном цирковом жанре при подготовке циркового номера;
- умения воплощать образную музыкальную характеристику через движение в хореографии и пантомиме;
- умения использовать средства пластической выразительности для исполнения циркового номера или участия в групповом номере;
- навыков владения основами актерского мастерства;
- навыков владения средствами пластической выразительности;
- навыков работы в цирковых коллективах, цирковых программах;
- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях циркового представления;
в области теории и истории искусств:
- знания основных эстетических и стилевых направлений в области циркового, музыкального, театрального и изобразительного искусств;
- знания о роли и значении циркового искусства в системе культуры;
- знания об истории возникновения жанров циркового искусства;
- знания о цирковых жанрах и их использовании в других видах искусств;
- знания о роли хореографии и пантомимы в цирковом искусстве;
- знания цирковой терминологии.
3.3. Результатом освоения программы "Искусство цирка" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области циркового исполнительства, в том числе:
акробатики:
- навыков выполнения темповых упражнений;
- навыков выполнения парных и групповых упражнений;
гимнастики:
- навыков выполнения технических и художественных элементов упражнений на снарядах и аппаратах;
- навыков выполнения силовых и маховых комбинаций на кольцах;
- навыков выполнения упражнений на трапеции, канате, батуте, турнике, в рамке;
жонглирования:
- навыков сольной и групповой работы, перекидки (от 3-х до 6-х предметов);
- навыков работы со шляпой, теннисной ракеткой, большим мячом, веревками с тяжестью на концах;
подготовки цирковых номеров:
- умения работать в цирковом коллективе;
- умения видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
- умения понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над цирковым номером на репетиции;
- навыков участия в репетиционной работе;
театральных игр, основ мастерства актера:
- знания в области актерского мастерства с учетом специфики циркового искусства;
- умения создавать художественный образ при сольном исполнении или участии в групповом цирковом номере;
- навыков владения средствами пластической выразительности;
ритмики и танца, хореографии: