Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 12 марта 2012 года N 158


Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства "Хореографическое творчество" и сроку обучения по этой программе

(с изменениями на 26 марта 2013 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минкультуры России от 26 марта 2013 года N 280 (Российская газета, N 97, 08.05.2013).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 2007, N 44, ст.5280; N 49, ст.6070; 2010, N 46, ст.5918; 2011, N 23, ст.3261; N 25, ст.3537, 3538; N 27, ст.3871)

приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации прилагаемые* федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства "Хореографическое творчество" и сроку обучения по этой программе, ввести данные федеральные государственные требования в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.   

________________  

* Приложение к приказу публикуется на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http//www.mkrf.ru/activity/detskie_schkoly/

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П.Ивлиева.

Министр
А.Авдеев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 апреля 2012 года,
регистрационный N 23935

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 12 марта 2012 года N 158

     
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства "Хореографическое творчество" и сроку обучения по этой программе

(с изменениями на 26 марта 2013 года)

     

I. Общие положения

1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства "Хореографическое творчество" (далее - программа "Хореографическое творчество") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

1.3. ФГТ разработаны с учетом:

обеспечения преемственности программы "Хореографическое творчество" и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. ФГТ ориентированы на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы "Хореографическое творчество" для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Хореографическое творчество" для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы "Хореографическое творчество" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на 1 год.

1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу "Хореографическое творчество" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

1.7. При приеме на обучение по программе "Хореографическое творчество" образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические, пластические данные.

1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Хореографическое творчество", разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

II. Используемые сокращения


В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:

программа "Хореографическое творчество" - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество";

ОП - образовательная программа;

ОУ - образовательное учреждение;

ФГТ - федеральные государственные требования.

III. Требования к минимуму содержания программы "Хореографическое творчество"

3.1. Минимум содержания программы "Хореографическое творчество" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Хореографическое творчество" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области хореографического исполнительства:

- знания профессиональной терминологии;

- умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;

- умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;

- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

- умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

- навыков музыкально-пластического интонирования;

- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории искусств:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;

- знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

- знания основных элементов музыкального языка;

- первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- знания основных этапов развития хореографического искусства;

- знания основных этапов становления и развития искусства балета;

- знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- навыков анализа музыкального произведения.

3.3. Результатом освоения программы "Хореографическое творчество" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области хореографического исполнительства:

- знания требований к физической подготовленности обучающегося;

- знания основ формирования специальных упражнений для развития профессионально необходимых физических качеств;

- умения разучивать поручаемые партии под руководством преподавателя;

- умения исполнять хореографические произведения на разных сценических площадках;

в области теории и истории искусств:

- знания балетной терминологии;

- знания средств создания образа в хореографии;

- знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- знания образцов классического наследия балетного репертуара.

3.4. Результаты освоения программы "Хореографическое творчество" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Танец:


знание основных элементов классического, народного танцев;

знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;

умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;

умение ориентироваться на сценической площадке;

умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;