ПРИКАЗ
от 17 февраля 2012 года N 98-э
(с изменениями на 20 июля 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года N 421-э (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2015, N 0001201504300008);
приказом ФАС России от 24 августа 2017 года N 1108/17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290041);
приказом ФАС России от 31 августа 2020 года N 801/20 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.09.2020, N 0001202009110055);
приказом ФАС России от 1 сентября 2020 года N 804/20 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.09.2020, N 0001202009110037);
приказом ФАС России от 25 декабря 2020 года N 1275/20 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2021, N 0001202102200034);
приказом ФАС России от 20 мая 2022 года N 396/22 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.06.2022, N 0001202206030023);
приказом ФАС России от 18 июля 2022 года N 523/22 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.08.2022, N 0001202208050020);
приказом ФАС России от 4 октября 2022 года N 703/22 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2022, N 0001202212280042);
приказом ФАС России от 20 июля 2023 года N 485/23 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.10.2023, N 0001202310040005).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе также учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N АКПИ16-895 (Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 года N АПЛ17-9 данное решение оставлено без изменения).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящий документ вносились изменения приказом ФАС России от 17 мая 2022 года N 382/22.
Приказ ФАС России от 17 мая 2022 года N 382/22 отменен на основании приказа ФАС России от 5 сентября 2022 года N 618/22.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291, N 31, ст.4160, ст.4206; 2011, N 29, ст.4288; ст.4291; N 30 (часть 1), ст.4590; N 49 (часть 5), ст.7061; N 50, ст.7344; ст.7359; N 51, ст.7447; N 50, ст.7344; N 50, ст.7359), Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст.3049; 2006, N 3, ст.301; N 23, ст.2522; N 48, ст.5032; N 50, ст.5354; 2007, N 16, ст.1912; N 25, ст.3039; N 32, ст.4145; 2008, N 7, ст.597; N 17, ст.1897, N 23, ст.2719, N 38, ст.4309; N 46, ст.5337; 2009, N 1, ст.142; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 9, ст.1119, N 18 (часть 2), ст.2249; N 33, ст.4086; 2010, N 9, ст.960, N 13, ст.1514, N 25, ст.3169; N 26, ст.3350, N 30, ст.4096; N 45, ст.5851; 2011, N 14, ст.1935, N 32, ст.4831, N 42, ст.5925), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель Федеральной
службы по тарифам
С.Новиков
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 февраля 2012 года,
регистрационный N 23367
Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки
(с изменениями на 20 июля 2023 года)
1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4160, ст.4206; 2011, N 29, ст.4288; ст.4291; N 30 (часть 1), ст.4590; N 49 (часть 5), ст.7061; N 50, ст.7344; ст.7359; N 51, ст.7447; N 50, ст.7344; N 50, ст.7359), Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1 (часть 1), ст.37; 2006, N 52 (часть 1), ст.5498; 2007, N 45, ст.5427; 2008, N 29 (часть 1), ст.3418; N 52 (часть 1), ст.6236; 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 11, ст.1175; N 31, ст.4156, ст.4157, ст.4158, ст.4160; 2011, N 1, ст.13; N 7, ст.905; N 11, ст.1502; N 23, ст.3263; N 30 (часть 1), ст.4590; ст.4596; N 50, ст.7336; N 50, ст.7343), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504).
2. Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы), а также территориальными сетевыми организациями (далее - регулируемые организации) для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в том числе базового уровня подконтрольных расходов и индекса эффективности подконтрольных расходов, которые определяются в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, принимаемой при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации в отношении данных территориальных сетевых организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2015 года приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года N 421-э. - См. предыдущую редакцию)
3. Понятия, используемые в Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и в Основах ценообразования.
4. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
5. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 сентября 2020 года приказом ФАС России от 31 августа 2020 года N 801/20. - См. предыдущую редакцию)
6. Долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:
1) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
2) индекс эффективности подконтрольных расходов в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 октября 2023 года приказом ФАС России от 20 июля 2023 года N 485/23. - См. предыдущую редакцию)
3) коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями;
4) максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями;
5) уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40_1 Основ ценообразования;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года приказом ФАС России от 24 августа 2017 года N 1108/17. - См. предыдущую редакцию)
6) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования.
7. Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:
1) индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен).
В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения подконтрольных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;
2) размер активов, определяемый регулирующими органами;
3) величина неподконтрольных расходов;
4) величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (часть 2), ст.5525; 2007, N 14, ст.1687; N 31, ст.4100; 2009, N 25, ст.3073; N 41, ст.4771; 2010, N 12, ст.1333; N 21, ст.2607; N 25, ст.3175; N 40, ст.5086; 2011, N 10, ст.1406, 2012, N 4, ст.504);
5) величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации;
6) цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
8. На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
9. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:
(Абзац дополнительно включен с 9 января 2018 года приказом ФАС России от 24 августа 2017 года N 1108/17)
величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;
(Абзац дополнительно включен с 9 января 2018 года приказом ФАС России от 24 августа 2017 года N 1108/17)
результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.
(Абзац дополнительно включен с 9 января 2018 года приказом ФАС России от 24 августа 2017 года N 1108/17)
Для целей настоящих Методических указаний объемы финансирования инвестиционной программы и объемы фактического исполнения инвестиционной программы учитываются без налога на добавленную стоимость.
(Абзац дополнительно включен с 9 января 2018 года приказом ФАС России от 24 августа 2017 года N 1108/17)
10. Результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих Методических указаний.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года приказом ФАС России от 24 августа 2017 года N 1108/17. - См. предыдущую редакцию)
11. Необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования без учета расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации (((тыс.руб.)) определяется по формулам:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2023 года приказом ФАС России от 4 октября 2022 года N 703/22. - См. предыдущую редакцию)
, (1)
(Формула (1) в редакции, введенной в действие с 15 октября 2023 года приказом ФАС России от 20 июля 2023 года N 485/23. - См. предыдущую редакцию)
, (2)
(Формула (2) в редакции, введенной в действие с 15 октября 2023 года приказом ФАС России от 20 июля 2023 года N 485/23. - См. предыдущую редакцию)
____________________________________________________________________
Формула (2) подпункта 11 настоящих Методических указаний признана не действующей с 16 февраля 2017 года (со дня вступления решения суда в законную силу) в той мере, в которой данная формула допускает при расчёте необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей не учитывать регулирующему органу доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в предшествующем периоде регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам - решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N АКПИ16-895.
____________________________________________________________________
где:
i - номер расчетного года периода регулирования, i=2, 3...;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 октября 2023 года приказом ФАС России от 20 июля 2023 года N 485/23. - См. предыдущую редакцию)
- подконтрольные расходы, определяемые в соответствии с пунктом 11(1) Методических указаний и учтенные в году i долгосрочного периода регулирования. В случае пересмотра на год i базового уровня подконтрольных расходов по основаниям, установленным в абзаце тринадцатом пункта 7, абзаце двадцатом пункта 12 Основ ценообразования, пункте 8 Правил регулирования, а также на основании поручений, содержащихся в актах Президента Российской Федерации, поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в актах Правительства Российской Федерации и (или) протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации, в качестве принимается базовый уровень подконтрольных расходов с учетом его пересмотра (тыс.руб.);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 октября 2023 года приказом ФАС России от 20 июля 2023 года N 485/23. - См. предыдущую редакцию)
- уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в долгосрочном периоде регулирования, предшествующем очередному расчетному периоду регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 октября 2023 года приказом ФАС России от 20 июля 2023 года N 485/23. - См. предыдущую редакцию)