Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

V. Основные направления и перспективы социального развития Уральского федерального округа


Приоритетные направления социального развития Уральского федерального округа включены в единую общегосударственную систему стратегического прогнозирования и планирования согласно Федеральному закону "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Обеспечение социальной ориентированности и признание общественной значимости комплекса стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, на период до 2020 года (далее - комплекс стратегий) предопределяют актуальность разработки и реализации комплексной, целенаправленной и социокультурной политики.

Социокультурная политика призвана обеспечить эффективную демографическую и миграционную политику, развитие рынка труда, наращивание интеллектуального капитала и высококвалифицированного трудового потенциала, повышение уровня жизни и сокращение доли граждан с доходом ниже прожиточного минимума, модернизацию здравоохранения, совершенствование системы образования, науки и инновационного комплекса, развитие культуры, молодежную политику, развитие физкультуры и спорта, повышение доступности жилья, развитие системы социальной защиты населения. Социокультурная политика округа нацелена на формирование комфортной среды обитания населения и рациональной системы расселения, опирающейся на зоны опережающего роста.

В условиях нестабильности мировой финансовой системы инвестиционные возможности государства, а также частного бизнеса значительно снизились. Финансирование многих социальных программ и проектов в Уральском федеральном округе приостановлено, показатели их эффективности и рентабельности резко упали, а сроки реализации перенесены на неопределенное время. На текущем этапе развития округа задачей первостепенной важности становится адаптация социальной сферы, а также приспособление конкретных социальных и социокультурных проектов к негативным последствиям изменения глобальной финансовой конъюнктуры. Именно в период преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса наивысший приоритет должен отдаваться межведомственным социальным проектам инновационной направленности, которые способны оказать мультипликативный эффект и стать катализаторами пространственного развития Уральского федерального округа и устойчивого социально-экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в его состав.

Указанные проекты должны быть направлены на решение приоритетных задач долгосрочного социального развития Уральского федерального округа, обладать способностью по мере своей реализации расширять сети социокультурного обслуживания, вовлекать в производственные связи и стимулировать развитие значительного числа производств (как напрямую, так и опосредованно связанных с социальной сферой), иметь общественно значимый результат, включающий социальные, экономические, политические и другие эффекты, широкую степень распространения и потенциального внедрения полученных результатов, характеризоваться высокой эффективностью и результативностью, что позволит уже в ближайшей перспективе достигнуть запланированных результатов, иметь количественно измеримые целевые индикаторы и показатели, отражающие достижение целей и конечные результаты.

Уже сейчас создаются контуры как финансовых, так и институциональных основ постиндустриального развития социальной сферы Уральского федерального округа.

Разрабатываются и активно реализуются приоритетные национальные проекты в социальной сфере, государственные программы, включая долгосрочные федеральные, региональные целевые и ведомственные программы.

В социальную сферу начинают внедряться прогрессивные формы привлечения частного капитала, совершенствуются и конкретизируются механизмы государственно-частного партнерства, включая привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития для реализации на территории Урала масштабных социальных проектов, в первую очередь приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Происходит интенсивное пространственное развитие социальной сферы с поэтапным внедрением прогрессивных форм и институтов -мягких корпоративных структур в форме ассоциаций, консорциумов, некоммерческих партнерств и сетей, то есть групп учреждений, связанных партнерскими отношениями.

Совершенствуется корпоративное управление на принципах стратегического менеджмента, открытости, коммуникации, кооперации, координации, широкого общественного участия, комплексности, согласования конфликтогенных интересов.