Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

2. Демографическая ситуация


Численность населения Уральского федерального округа составляет 12290,1 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2010 года), причем начиная с 2007 года наметились тенденции к ее устойчивому росту за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. Кроме того, в 2009 году естественная убыль в округе сменилась на естественный прирост населения (0,7 промилле) - число родившихся (13,6 на 1000 человек) превысило число умерших (12,9 на 1000 человек). Это положительно характеризует демографическую ситуацию Уральского федерального округа на фоне общероссийских тенденций (в среднем по стране в 2009 году отмечалась естественная убыль населения - 1,8 промилле). При этом по уровню рождаемости округ занимает 3-е место в России.

Однако Уральский федеральный округ отличается существенными территориальными диспропорциями по основным демографическим характеристикам. Так, автономные округа, входящие в его состав, имеют самый высокий естественный прирост населения (в 2009 году прирост составил: 9,1 промилле - для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и 9,7 промилле - для Ямало-Ненецкого автономного округа), в то время как естественная убыль населения в Курганской области (3,2 промилле) в 1,7 раза выше среднероссийского уровня.

Такое лидерство автономных округов обеспечивается в основном за счет крайне низкого уровня смертности, что во многом объясняется преобладанием в составе населения лиц трудоспособного возраста, которые по завершении работы выезжают в другие регионы страны. Показатель средней ожидаемой продолжительности жизни в округе находится на уровне общероссийского значения, но в Курганской области он существенно ниже как для мужчин, так и для женщин. В силу ряда причин, в том числе долговременного миграционного оттока и сохраняющихся в условиях преодоления последствий глобального финансового и экономического кризиса высоких рисков смертности, в этом регионе прогнозируется сокращение численности населения на 30 тыс. человек к 2015-2017 годам. Главной демографической угрозой остается то обстоятельство, что уже через 5-7 лет численность родительского контингента и наполняемость модального возраста матери сократятся в 1,5 раза.

Среди основных проблем здесь необходимо отметить инерционные тренды депопуляции, а также заметные темпы падения рождаемости в сельской местности, традиционно отличающейся высоким коэффициентом рождаемости. В свою очередь, в городах происходит смена семейно-брачных, репродуктивных установок и самосохранительного поведения населения в сторону перехода к малодетной семье, откладывания сроков ее создания, а также рождения детей в более поздние периоды жизни, превалирования карьерного роста в числе жизненных приоритетов и ценностей, падения роли традиционных ценностей в формировании демографических установок (уменьшение ценности семейного образа жизни и потребности в детях, снижение уровня легитимной брачности и рост числа юридически не оформленных брачных союзов), что способствует сокращению среднего уровня рождаемости. Смертность мужчин трудоспособного возраста от неестественных, экзогенных причин (несчастные случаи, отравления, травмы, убийства и самоубийства) способна существенно снизить темпы социально-экономического развития Уральского федерального округа и увеличить нагрузку на трудоспособное население, даже несмотря на формирующиеся позитивные процессы по стабилизации рождаемости и смертности. В совокупности указанные факторы ведут к старению и трансформации генетической структуры населения, сокращению репродуктивного потенциала, нарастанию дисбаланса мужского и женского населения.

Основной целью демографической политики Уральского федерального округа является рост численности населения и закрепление положительной демографической динамики, а также увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

изменение семейно-брачных (матримониальных), репродуктивных установок в направлении всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, стимулирования рождения в семьях 2-го ребенка и последующих детей посредством предоставления родовых и материнских сертификатов, пособий и льгот, ссудной поддержки молодой семьи;

возрождение духовных и семейных ценностей, повышение роли и статуса женщины-матери, социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства, улучшение репродуктивного здоровья населения, разработка программ по усыновлению и опекунству, позволяющих упростить эту процедуру одновременно с ужесточением контроля над усыновителями;

инвентаризация и анализ утвержденных и разрабатываемых на региональном уровне законодательных и нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия принципам демографической безопасности;

разработка на региональном и муниципальном уровнях стабилизационных демографических стратегий и адресных программ для городов и сельских поселений и их внедрение;

стимулирование закрепления трудоспособного населения на основе преодоления бедности с учетом высокого прожиточного минимума в северных условиях, сокращения региональных и районных различий в уровне жизни населения, развития жилищной и социальной инфраструктуры;

развитие страховой медицины и внедрение надежных технологий оценки и страхования стоимости жизни работников, в том числе находящихся в предпенсионных возрастных категориях мужчин и женщин, как в городской, так и сельской местностях;

интенсификация исследований в сфере диагностики и практического использования остаточной трудоспособности лиц пожилого возраста.

При реализации инновационного сценария удастся добиться повышения численности населения Уральского федерального округа. По экспертным оценкам она составит в 2020 году 12846 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни населения вырастет в 2015 году до 70,6 года, а к 2020 году - до 73,5 года.