Численность населения Уральского федерального округа составляет 12290,1 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2010 года), причем начиная с 2007 года наметились тенденции к ее устойчивому росту за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. Кроме того, в 2009 году естественная убыль в округе сменилась на естественный прирост населения (0,7 промилле) - число родившихся (13,6 на 1000 человек) превысило число умерших (12,9 на 1000 человек). Это положительно характеризует демографическую ситуацию Уральского федерального округа на фоне общероссийских тенденций (в среднем по стране в 2009 году отмечалась естественная убыль населения - 1,8 промилле). При этом по уровню рождаемости округ занимает 3-е место в России.
Однако Уральский федеральный округ отличается существенными территориальными диспропорциями по основным демографическим характеристикам. Так, автономные округа, входящие в его состав, имеют самый высокий естественный прирост населения (в 2009 году прирост составил: 9,1 промилле - для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и 9,7 промилле - для Ямало-Ненецкого автономного округа), в то время как естественная убыль населения в Курганской области (3,2 промилле) в 1,7 раза выше среднероссийского уровня.
Такое лидерство автономных округов обеспечивается в основном за счет крайне низкого уровня смертности, что во многом объясняется преобладанием в составе населения лиц трудоспособного возраста, которые по завершении работы выезжают в другие регионы страны. Показатель средней ожидаемой продолжительности жизни в округе находится на уровне общероссийского значения, но в Курганской области он существенно ниже как для мужчин, так и для женщин. В силу ряда причин, в том числе долговременного миграционного оттока и сохраняющихся в условиях преодоления последствий глобального финансового и экономического кризиса высоких рисков смертности, в этом регионе прогнозируется сокращение численности населения на 30 тыс. человек к 2015-2017 годам. Главной демографической угрозой остается то обстоятельство, что уже через 5-7 лет численность родительского контингента и наполняемость модального возраста матери сократятся в 1,5 раза.
Среди основных проблем здесь необходимо отметить инерционные тренды депопуляции, а также заметные темпы падения рождаемости в сельской местности, традиционно отличающейся высоким коэффициентом рождаемости. В свою очередь, в городах происходит смена семейно-брачных, репродуктивных установок и самосохранительного поведения населения в сторону перехода к малодетной семье, откладывания сроков ее создания, а также рождения детей в более поздние периоды жизни, превалирования карьерного роста в числе жизненных приоритетов и ценностей, падения роли традиционных ценностей в формировании демографических установок (уменьшение ценности семейного образа жизни и потребности в детях, снижение уровня легитимной брачности и рост числа юридически не оформленных брачных союзов), что способствует сокращению среднего уровня рождаемости. Смертность мужчин трудоспособного возраста от неестественных, экзогенных причин (несчастные случаи, отравления, травмы, убийства и самоубийства) способна существенно снизить темпы социально-экономического развития Уральского федерального округа и увеличить нагрузку на трудоспособное население, даже несмотря на формирующиеся позитивные процессы по стабилизации рождаемости и смертности. В совокупности указанные факторы ведут к старению и трансформации генетической структуры населения, сокращению репродуктивного потенциала, нарастанию дисбаланса мужского и женского населения.
Основной целью демографической политики Уральского федерального округа является рост численности населения и закрепление положительной демографической динамики, а также увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
изменение семейно-брачных (матримониальных), репродуктивных установок в направлении всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, стимулирования рождения в семьях 2-го ребенка и последующих детей посредством предоставления родовых и материнских сертификатов, пособий и льгот, ссудной поддержки молодой семьи;
возрождение духовных и семейных ценностей, повышение роли и статуса женщины-матери, социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства, улучшение репродуктивного здоровья населения, разработка программ по усыновлению и опекунству, позволяющих упростить эту процедуру одновременно с ужесточением контроля над усыновителями;
инвентаризация и анализ утвержденных и разрабатываемых на региональном уровне законодательных и нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия принципам демографической безопасности;
разработка на региональном и муниципальном уровнях стабилизационных демографических стратегий и адресных программ для городов и сельских поселений и их внедрение;
стимулирование закрепления трудоспособного населения на основе преодоления бедности с учетом высокого прожиточного минимума в северных условиях, сокращения региональных и районных различий в уровне жизни населения, развития жилищной и социальной инфраструктуры;
развитие страховой медицины и внедрение надежных технологий оценки и страхования стоимости жизни работников, в том числе находящихся в предпенсионных возрастных категориях мужчин и женщин, как в городской, так и сельской местностях;
интенсификация исследований в сфере диагностики и практического использования остаточной трудоспособности лиц пожилого возраста.
При реализации инновационного сценария удастся добиться повышения численности населения Уральского федерального округа. По экспертным оценкам она составит в 2020 году 12846 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни населения вырастет в 2015 году до 70,6 года, а к 2020 году - до 73,5 года.