На фоне сохранения в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, высокого образовательного уровня населения и его уникальных качественных характеристик происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных экономик (особенно рабочих и инженерных профессий), а также самой социальной сферы. Это приводит к необоснованному расходу и без того небольших государственных средств, выделяемых на подготовку специалистов, а также к несоответствию структуры подготовки кадров потребностям региональных рынков труда. Усугубление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы происходит в территориальном и профессиональном отношении (дефицит рабочих и инженерных специальностей и переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом, торговле, а также людей, не имеющих профессионального образования, то есть понижение образовательного уровня занятых). При этом в прогнозный период значительные изменения ожидаются в структуре занятости по секторам экономики. В отношении спроса на трудовые ресурсы значительно возрастет доля сервисной экономики и туристско-рекреационного бизнеса.
Решение проблемы недостатка высококвалифицированных кадров прежде всего в промышленности возможно при соблюдении кардинального изменения структуры образования в сторону резкого усиления и преобладания в ней среднего профессионально-технического образования, а также повышения социальной и материальной престижности рабочих профессий.
Реализация указанных условий может быть осуществлена только при целенаправленном участии федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Уральском федеральном округе во всех без исключения регионах разрабатываются соответствующие программы и планы.
Целями развития рынка труда Уральского федерального округа являются сохранение и развитие трудовых ресурсов в соответствии с перспективными направлениями модернизации региональных экономик округа, а также продуктивная занятость населения, гармонизация спроса и предложения рабочей силы путем повышения эффективности функционирования рынка труда, повышения качества рабочей силы и ее трудовой мобильности, обеспечения реализации прав граждан на защиту от безработицы. Достижение этих целей предполагает реализацию следующих мероприятий:
разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов ситуации на рынке труда Уральского федерального округа, в том числе включающих оценку потребности в выпускниках начального, среднего и высшего образования до 2020 года, а также приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики макрорегиона;
стимулирование создания новых эффективных рабочих мест, предполагающих высокую производительность труда;
содействие самозанятости населения, в том числе в сельской местности, за счет создания предприятий сервиса, небольших производств по переработке местного сырья и реализации программ микрокредитования малого и среднего предпринимательства;
создание условий для развития территориальной и профессиональной мобильности граждан, проживающих в Уральском федеральном округе;
создание условий для интеграции в региональный рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики Уральского федерального округа в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;
повышение эффективности профессионального обучения и переобучения граждан за счет развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая развитие внутрифирменного обучения и профессионального обучения безработных граждан;
повышение эффективности функционирования институтов рынка труда (развитие сети центров занятости населения, в том числе мобильных), повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения с использованием современных информационных технологий, в том числе расширение информирования населения и образовательных учреждений о состоянии и перспективах развития отраслей экономики, рынка труда, прогнозируемой потребности в квалифицированных кадрах в различных отраслях, формирование и создание сети специализированных кадровых агентств (независимых частных предприятий) по подбору персонала.
В результате реализации инновационного сценария уровень безработицы в Уральском федеральном округе сократится (по методологии международной организации труда) к 2015 году до 5,1 процента, к 2020 - 3,7 процента.