16. Целью проведения налоговыми органами проверок является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства.
17. Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства (далее - проверки) осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (далее - должностные лица налоговых органов) в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.
18. Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе, одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок).
19. Отбор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 17 настоящего Административного регламента, на основании подготовительной работы, включающей в себя изучение и анализ всех имеющихся в распоряжении налогового органа материалов и информации из внутренних и внешних источников о деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
В этих целях используется следующая информация:
информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;
сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);
другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;
информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.
20. Критерием принятия решения о проведении проверки являются мотивированные предложения должностных лиц налоговых органов, проводивших изучение и анализ деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям, а также поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 28.1 КоАП.
21. Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (далее - Поручение). В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
22. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках.
23. Должностные лица налоговых органов, которым в соответствии с пунктом 21 настоящего Административного регламента поручено проведение проверки, организуют работу и несут ответственность за ее исполнение.
24. В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
25. В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:
проверяемого резидента (нерезидента) на основании частей 1 и 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ;
уполномоченных банков в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ запрос налогового органа о представлении копий указанных в части 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
26. Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.
27. Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением N 98.
28. Сроки проведения проверки должны соответствовать срокам, указанным в пункте 13 настоящего Административного регламента.
29. По результатам проверки должностными лицами налогового органа составляется акт проверки соблюдения валютного законодательства (далее - акт проверки).
В акте проверки отражаются все осуществленные в ходе проверки мероприятия (в том числе направленные запросы, полученные ответы, материалы, сообщения, заявления) с перечнем проверенных документов (сведений, информации).
Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанных с ними обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. При отсутствии нарушений валютного законодательства в акте проверки делается соответствующая запись.
По всем стоимостным показателям, отраженным в акте проверки, производится пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации (пункт 3 примечаний к статье 15.25 КоАП).
Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.
30. В случае, если в ходе проведения проверки не выявлены обстоятельства, позволяющие предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в одном экземпляре, приобщается к материалам дела и остается на хранении в налоговом органе, проводившем проверку.
31. Проверяемое лицо имеет право знакомиться с актом проверки.