Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

5. Сценарии социально-экономического развития Южного федерального округа

Сценарии долгосрочного развития Южного федерального округа разработаны на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных, в частности, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

Сценарии перспективного развития Южного федерального округа определяют направления, параметры, институциональные условия развития округа в рамках общенациональных сценариев социально-экономического развития, они обеспечивают реализацию на территории федерального округа общенациональных целей и приоритетов с учетом проблем и перспектив развития отдельных субъектов Российской Федерации.

Стратегическим ориентиром социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является переход к инновационной, социально ориентированной модели экономического роста страны в долгосрочной перспективе. Экономический кризис не изменил глобальных приоритетов развития страны и его общего вектора в сторону усиления инновационных факторов, однако, сказался на количественных параметрах развития, прежде всего в среднесрочном аспекте.

Кризис сократил финансовые резервы государства, которые могли использоваться для решения социальных проблем и модернизации экономики. В период кризиса из России ушла значительная часть иностранного капитала. Следовательно, экономический рост, особенно в среднесрочной перспективе, будет проходить в условиях более жестких инвестиционных ограничений.

Серьезное влияние на траекторию развития округа окажет свертывание многих инвестиционных программ и проектов, которые начали реализовываться в предкризисный период за счет бюджетных и частных средств и в форме государственно-частного партнерства. Инвестиционные планы изменились практически у всех компаний, многие инвестиционные проекты, на которых базировались параметры прогноза в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, оказались замороженными или отложенными.

Наиболее востребованной отечественной продукцией на мировых товарных рынках останутся по-прежнему сырье и энергоносители. Топливно-сырьевая модель экономического роста будет консервировать сложившуюся неэффективную структуру экономики России и сокращать возможности реализации инновационного сценария развития.

Особенно неблагоприятным фактором, ограничивающим реализацию эффективных траекторий развития экономики, обострившимся в период кризиса, является состояние производственного аппарата практически во всех российских регионах. Прогрессирующее старение действующего производственного аппарата, особенно в обрабатывающей промышленности, создает угрозу продолжения технологического спада и консервации неэффективной структуры производства и требует кардинальных мер по стимулированию обновления устаревшего производственного аппарата.

В целом сочетание указанных условий существенно осложнит реализацию эффективных траекторий экономического развития в российских регионах.

Внутренние условия долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа будут определяться степенью реализации следующих ключевых факторов:

степень развития и реализации преимуществ экономики округа в аграрном секторе, сфере туризма и рекреации, реализации транспортно-логистических функций, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;

динамика развития транспортной и энергетической инфраструктуры, реализующей транзитный потенциал округа;

формирование на юге страны современного нефтегазодобывающего сектора на шельфе Каспийского моря и связанной с ним транспортной инфраструктуры;

решение социальных проблем округа, развитие человеческого капитала как основного фактора, формирующего модель перспективного развития округа;

развитие инновационного сектора экономики округа, реализация научного и образовательного потенциала;

диверсификация традиционной промышленной и институциональной структуры производства в округе, эффективное развитие непромышленных отраслей округа, повышение роли малого предпринимательства;

интеграция экономики округа в евроазиатское экономическое пространство, а также развитие интеграционных процессов, повышение эффективности межрегионального взаимодействия;

направления и масштаб институциональных преобразований, степень улучшения институциональной среды - развитие конкуренции, защита прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата.

Направления и приоритеты долгосрочного развития Южного федерального округа определяются в рамках двух сценариев перспективного развития: консервативного и инновационного, гармонизированных с позиций формирования приоритетных направлений развития страны в целом с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и учитывающих изменение условий развития российской и мировой экономики в результате мирового экономического кризиса.

В основе консервативного сценария развития Южного федерального округа лежит сохранение современной модели развития, предполагающей развитие аграрного комплекса и туристической отрасли с консервацией сформировавшихся к настоящему времени ее особенностей, снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохранение опережающего роста импорта, отказ от реализации крупных долгосрочных приоритетных проектов и программ, возможное негативное либо нейтральное воздействие Олимпиады в г.Сочи на развитие Краснодарского края и регионов Южного федерального округа после 2014 года, обострение демографических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем.

Перспективы экономического развития Южного федерального округа при реализации консервативного сценария определяются следующими факторами:

формирование мощных агропромышленного и рыбохозяйственного секторов экономики и реализация соответствующих конкурентных преимуществ, привлечение крупных производителей и инвесторов, развитие технологий, генетики и селекции, что позволит округу стать основным в Российской Федерации поставщиком на отечественный и зарубежные рынки широкого перечня сельскохозяйственной продукции (растениеводства, животноводства), а также увеличить объемы поставок продукции рыболовства и рыбоводства;

низкие темпы развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сдерживающие развитие туристско-рекреационной сферы, освоение минерально-сырьевых ресурсов округа, развитие транспортно-логистических центров и ограничивающие рост индустриальных центров округа;

усиление дифференциации доходов населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры, усугубляющиеся социальные проблемы;

низкая инвестиционная привлекательность обрабатывающих отраслей, не позволяющая провести модернизацию их основных фондов и обеспечить существенный рост производительности труда.

В случае осуществления консервативного сценария в Южном федеральном округе реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются в 2010-2013 годах либо решения по которым уже приняты, продолжится реализация уже принятых в отношении Южного федерального округа федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Юг России (2008-2013 годы)", завершится строительство олимпийских объектов, сохранятся современные структурные характеристики экономики округа: доминирование аграрного сектора в структуре производства, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей.

Реализация консервативного сценария также требует модернизации и реструктуризации экономики округа. Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Южного федерального округа будет базироваться на развитии научно-образовательного и инновационного потенциала, сложившегося в округе, а также на импорте инноваций из-за рубежа и других российских регионов.

При реализации консервативного сценария предполагаются следующие параметры социального развития Южного федерального округа:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 70,3 года к 2013 году и 71,5 года к 2020 году;