ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПРИКАЗ

от 26 июля 2011 года N 171-т/3

Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки



В соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590), Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст.3049; 2006, N 3, ст.301; N 23, ст.2522; N 48, ст.5032; N 50, ст.5354; 2007, N 16, ст.1912; N 25, ст.3039; N 32, ст.4145; 2008, N 7, ст.597; N 17, ст.1897; N 23, ст.2719; N 38, ст.4309; N 46, ст.5337; 2009, N 1, ст.142; N 3, ст. 378; N 6, ст.738; N 9, ст.1119; N 18 (часть 2), ст.2249; N 33, ст.4086, 2010; N 9, ст.960; N 13, ст.1514; N 25, ст.3169; N 26, ст.3350; N 30, ст.4096; N 45, ст.5851; 2011, N 14, ст.1935), Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051), а также учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на Правлении Федеральной службы по тарифам (протокол Правления ФСТ России от 26 июля 2011 года N 44-т),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки.

2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Новиков

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 августа 2011 года,
регистрационный N 21685

        

     

Приложение

     

Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть I), ст.3429; 2002, N 1 (часть I), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть I), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть I), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281), Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169; N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (часть I), ст.3597; N 30 (часть II), ст.3616; N 52 (часть I), ст.6249; 2009, N 1, ст.21), Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170; N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; 2008, N 30 (часть II), ст.3616) и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643).

2. Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующий орган) и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании и являющимися субъектами естественных монополий (далее - субъекты регулирования), при расчете экономически обоснованного уровня тарифов на услуги, связанные с перевозкой в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования между станциями, расположенными на территории Российской Федерации, в составе дальних поездов российского формирования в регулируемом секторе.

3. Методические указания определяют основные положения по расчету необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на услуги, связанные с перевозкой в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, регулируемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643, расчету экономически обоснованного уровня тарифов.

Расчет экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении осуществляется регулирующим органом для следующих субъектов регулирования: ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), ОАО АК "Железные дороги Якутии" (далее - ОАО АК "ЖДЯ"), которые совмещают функции владельца инфраструктуры и перевозчика, ОАО "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК"), осуществляющей железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании, владеющей железнодорожным подвижным составом на праве собственности или ином вещном праве.

II. Основные методологические положения по расчету экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе")

4. Расчет экономически обоснованного уровня тарифов осуществляется по следующим видам перевозок:

- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в общих вагонах (в составе пассажирских, скорых и скоростных поездов);

- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных вагонах (в составе пассажирских, скорых и скоростных поездов);

- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в моторвагонном подвижном составе (в вагонах 1, 2 и 3 классов в составе пассажирских и скорых поездов).

5. В целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки, указанные в пункте 4 Методических указаний, производится расчет необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:

- затраты субъекта регулирования, определяемые на период регулирования по соответствующей группе регулируемых услуг с учетом индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, прогнозируемого изменения объемов работ (услуг) и степени влияния изменения объемов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключенных субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности;

- нормативная прибыль, определяемая исходя из размера согласованных капитальных затрат субъекта регулирования, отнесенных непосредственно на регулируемую деятельность, с учетом иных источников финансирования инвестиций (собственных и привлечённых), предусмотренных на период регулирования инвестиционной программой субъекта регулирования.

Необходимая валовая выручка определяется по каждому виду регулируемых перевозок дифференцированно по тарифным составляющим: в части перевозок в локомотивной тяге - вагонной, локомотивной, инфраструктурной, вокзальной, в части перевозок в моторвагонной тяге - моторвагонной, инфраструктурной, вокзальной.

6. Расчет необходимой валовой выручки осуществляется на текущий период регулирования (период t) и очередной период регулирования (период t+1) на основе отчетных данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности субъекта регулирования в финансовом году, предшествующем текущему периоду регулирования (период t-1), результатов распределения фактических затрат по видам деятельности субъекта регулирования (с выделением регулируемого сегмента) и по тарифным составляющим, прогноза расходов на текущий период и очередной период регулирования, прогнозных значений индексов инфляции и индексов цен производителей на текущий период регулирования и очередной период регулирования, прогнозных значений эксплуатационных показателей работы субъекта регулирования, используемых для проектирования затрат на текущий период и очередной период регулирования.

7. Экономически обоснованный уровень тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в регулируемом секторе определяется и устанавливается в виде коэффициентов приведения действующих тарифов к экономически обоснованному уровню. Данные коэффициенты приведения рассчитываются отдельно по каждому виду регулируемых перевозок, предусмотренных пунктом 4 настоящих Методических указаний, исходя из размера необходимой валовой выручки, определенной по соответствующему виду перевозок на текущий период регулирования и очередной период регулирования, проектируемого на текущий и очередной периоды регулирования размера доходов по соответствующему виду регулируемых услуг при условии работы субъекта регулирования по действующим тарифам (с учетом их индексации, предусмотренной на соответствующий период регулирования), ожидаемой в текущем периоде и прогнозируемой на очередной период регулирования динамики пассажирооборота.

При этом Методические указания позволяют в том числе определить коэффициенты приведения тарифов к экономически обоснованному уровню дифференцированно по тарифным составляющим затрат.

8. Расчет необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании, выполняется на основе следующей информации:

- бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности (копии приказа об учетной политике организации, для целей бухгалтерского учета и для налогового учета, заверенные в установленном порядке) за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования (с поквартальной разбивкой);

- о показателях эксплуатационной работы субъекта регулирования при перевозках пассажиров в дальнем следовании, представляемой на основании статистической отчетности субъекта регулирования за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, согласно приложению 1 к Методическим указаниям;     

- о доходах по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании", представляемой на основании управленческой и статистической отчетности субъекта регулирования в разрезе тарифных составляющих за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, согласно приложению 2 к Методическим указаниям;  

- о затратах по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании", с группировкой по статьям расходов и элементам затрат, представляемой по форме управленческой отчетности в разрезе тарифных составляющих за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, исходные данные для проектирования затрат на текущий и очередной периоды регулирования по каждой тарифной составляющей согласно приложению 3 к Методическим указаниям для ОАО "РЖД", приложению 4 - для ОАО АК "ЖДЯ", приложению 5 - для ОАО "ФПК";

- прогноза показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (с расшифровкой прочих доходов и расходов) на текущий период регулирования и очередной период регулирования;

- прогноза показателей эксплуатационной работы субъекта регулирования при перевозках пассажиров в дальнем следовании на текущий период регулирования и очередной период регулирования согласно приложению 6 к Методическим указаниям;    

- прогноза доходов по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании" на текущий период регулирования и очередной период регулирования согласно приложениям 7 к Методическим указаниям;   

- оценка ожидаемых затрат в текущем периоде и прогноз затрат субъекта регулирования на перевозки пассажиров в дальнем следовании по видам регулируемых услуг в разрезе тарифных составляющих согласно приложениям 8, 9 к Методическим указаниям;

- утвержденной инвестиционной программы развития с указанием объектов капитальных вложений и сумм финансирования по каждому источнику;

- сводной аналитической справки об изменении затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании в регулируемом секторе и объемов данных перевозок с указанием факторов, обусловивших эти изменения;

- реестра договоров на услуги, оказываемые сторонними организациями и услуги, оказываемые субъектом регулирования иным организациям, с указанием перечня работ (услуг), размеров ставок, единиц их измерения и порядка расчетов (со ссылкой на дополнительные соглашения и сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам, копии договоров на оказание услуг, непосредственно связанных с осуществлением регулируемой деятельности, с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями (по запросу регулирующего органа);

- о мероприятиях по оптимизации расходов субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании и экономический эффект от данных мероприятий, ожидаемый в текущем периоде (по году) и прогнозируемый на очередной период регулирования.

9. Расчет необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на регулируемые перевозки пассажиров в дальнем следовании, выполняется также с использованием документов (пояснительной записки), обосновывающих прогнозный уровень затрат и объемных показателей работы, а также размер долей затрат, зависящих и независящих от объемов работы, учитываемых при проектировании расходов на период регулирования. Результаты расчета необходимой валовой выручки по видам регулируемых перевозок в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в разрезе тарифных составляющих сводятся в приложении 10 к Методическим указаниям.  

     

III. Расчет затрат, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе")

10. Определение содержания затрат, учитываемых при формировании тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в регулируемом секторе, и оценка их обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340, 3341; 2001, N 1 (часть II), ст.18, N 23, ст.2289, N 33 (часть I), ст.3413, 3421, 3429, N 49, ст.4554, 4564, N 53 (часть I), ст.5015, 5023; 2002, N 1 (часть I), ст.4, N 22, ст.2026, N 30, ст.3021, 3027, 3033, N 52 (часть I), ст.5132, 5138; 2003, N 1, ст.2, 5, 6, 8, 11, N 19, ст.1749, N 21, ст.1958, N 22, ст.2066, N 23, ст.2174, N 24, ст.2432, N 26, ст.2567, N 27 (часть I), ст.2700, N 28, ст.2874, 2879, 2886, N 46 (часть I), ст.4435, 4443, 4444, N 50, ст.4849, N 52 (часть I), ст.5030, ст.5038; 2004, N 15, ст.1342, N 27, ст.2711, 2713, 2715, N 30, ст.3083, 3084, 3088, N 31, ст.3219, 3220, 3222, 3231, N 34, ст.3517, 3518, 3520, 3522, 3523, 3524, 3525, 3527, N 35, ст.3607, N 41, ст.3994, N 45, ст.4377, N 49, ст.4840; 2005, N 1 (часть I), ст.9, 29, 30, 31, 34, 38, N 21, ст.1918, N 23, ст.2201, N 24, ст.2312, N 25, ст.2427, 2428, 2429, N 27, ст.2707, 2710, 2713, 2717, N 30 (часть I), ст.3101, 3104, 3112, 3117, 3118, N 30 (часть II), ст.3128, 3129, 3130, N 43, ст.4350, N 50, ст.5246, 5249, N 52 (часть I), ст.5581, N 55 (часть I), ст.5581; 2006, N 1, ст.12, 16, N 3, ст.280, N 10, ст.1065, N 12, ст.1233, N 23, ст.2380, 2382, N 27, ст.2881, N 30, ст.3295, N 31 (часть I), ст.3433, 3436, 3443, 3450, 3452, N 43, ст.4412, N 45, ст.4627, 4628, 4629, 4630, 4738, N 47, ст.4819, N 50, ст.5279, 5286, N 52 (часть I), ст.5498; 2007, N 1 (часть I), ст.7. 20, 31, 39, N 13, ст.1465, N 21, ст.2461, 2462, 2463, N 22, ст.2563, 2564, N 23, ст.2691, N 31, ст.3991, 3995, 4013, N 45, ст.5416, 5417, 5432, N 46, ст.5553, 5554, 5557, N 49, ст.6045, 6046, 6071, N 50, ст.6237, 6245, 6246; 2008, N 18, ст.1942, N 26, ст.3022, N 27, ст.3126, N 30 (часть I), ст.3577, 3591, 3598, 3611, 3614, N 30 (часть II), ст.3616, N 42, ст.4697, N 48, ст.5500, 5503, 5504, 5519, N 49, ст.5723, 5749, N 52 (часть I), ст.6218, 6219, 6227, 6236, 6237; 2009, N 1, ст.13, 19, 21, 22, 31, N 11, ст.1265, N 18 (часть I), ст.2147, N 23, ст.2772, 2775, N 26, ст.3123, N 27, ст.3383, N 29, ст.3582, 3598, 3602, 3625, 3638, 3639, 3641, 3642, N 30, ст.3735, 3739, N 39, ст.4534, N 44, ст.5171, N 45, ст.5271, N 48, ст.5711, 5725, 5726, 5731, 5732, 5733, 5734, 5737, N 51, ст.6153, 6155, N 52 (часть I), ст.6444, 6450, 6455; 2010, N 1, ст.128; N 15, ст.1737; ст.1746; N 18, ст.2145; N 19, ст.2291, N 21, ст.2524; N 23, ст.2794; N 25, ст.3070; N 28, ст.3553; N 31, ст.4176, 4186, 4198; N 32, ст.4298; N 40, ст.4969; N 45, ст.5750, 5756; N 46, ст.5918; N 47, ст.6034; N 48, ст.6247, 6248, 6249, 6250, 6251; 2011, N 1, ст.7, 9. 21, 37; N 11, ст.1492, 1494; N 17, ст.2311, 2318; N 23, ст.3265; N 24, ст.3357; N 26, ст.3652; Российская газета, N 157, 21.07.2011; Российская газета, N 159, 22.07.2011).

11. Затраты субъектов регулирования на организацию железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании включают в себя расходы по обычным видам деятельности, в том числе производственные, непосредственно связанные с процессом оказания соответствующих услуг, и общехозяйственные расходы (по обслуживанию производства и управлению), а также прочие расходы, относимые на данный вид перевозок.

Расходы субъектов регулирования, непосредственно вызванные процессом производства при организации железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании подразделяются на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные расходы.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в соответствующей доле пропорционально прямым производственным затратам или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.

Прочие расходы, учитываемые в структуре затрат субъекта регулирования, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов, включают расходы, связанные с оплатой расчетно-кассового обслуживания, инкассации денежных средств, проценты за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), расходы, связанные с продажей иностранной валюты, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности, и относятся на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в соответствующей доле пропорционально доходам по видам деятельности или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.

12. Расходы по обычным видам деятельности субъекта регулирования, отнесенные на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании, группируются по следующим элементам затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты (материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты), амортизация и прочие затраты.

13. Размер затрат, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов, рассчитывается на период регулирования путем их прогнозирования по каждому элементу затрат в разрезе тарифных составляющих исходя из базового уровня затрат.

Базовый уровень затрат определяется на основе размера затрат субъекта регулирования за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, скорректированных с учетом результатов анализа их экономической обоснованности.

14. Исходной базы для расчета затрат, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов, являются расходы на железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании, распределенные между видами тяги (локомотивной и моторвагонной), в разрезе тарифных составляющих с группировкой по элементам затрат, а также расходы на перевозку пассажиров в регулируемом секторе в разрезе тарифных составляющих, определенные по видам регулируемых перевозок, предусмотренным пунктом 4 Методических указаний, на основании результатов распределения расходов субъекта регулирования по видам тяги, видам предоставляемых услуг, видам сообщений и типам подвижного состава.

15. Для формирования базового уровня расходов по видам регулируемых перевозок, предусмотренных пунктом 4 Методических указаний, производится распределение совокупных расходов субъекта регулирования, связанных с железнодорожной перевозкой пассажиров в дальнем следовании, по видам тяги, видам предоставляемых услуг, видам сообщений и типам подвижного состава. При этом распределение расходов ОАО "РЖД" производится в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", утвержденным приказом Минтранса России от 31 декабря 2010 года N 311 (зарегистрировано Минюстом России 10 апреля 2011 года, регистрационный N 20470) (далее - приказ Минтранса России от 31 декабря 2010 года N 311). Определение расходов ОАО "ФПК" и ОАО АК "ЖДЯ" производится в порядке, изложенном в пунктах 16 и 17 настоящих Методических указаний.

16. Расчет экономически обоснованного уровня тарифов для ОАО "ФПК" производится на основе расходов на железнодорожные перевозки в дальнем следовании по каждой статье затрат между видами тяги, видами предоставляемых услуг в рамках пассажирских перевозок, видами сообщений и типами подвижного состава с выделением затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»